Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Знаки препинания
в бессоюзном сложном предложении
2 слайд
Цели урока:
- повторение и обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении;
- формирование навыков структурирования и анализа бессоюзного сложного предложения;
- закрепление пунктуационных умений учащихся.
3 слайд
– это предложение, в котором для связи простых предложений не используются союзы и союзные слова.
Средством их связи служит интонация и смысловое значение.
Бессоюзное сложное предложение
4 слайд
– это предложение, в котором для связи простых предложений не используются союзы и союзные слова.
Средством их связи служит интонация и смысловое значение.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
5 слайд
Упражнение 1
Расставьте знаки препинания (,)(;),аргументируйте свой выбор.
1.Редел на небе мрак глубокий ( ) ложился день на темный дол ( ) взошла заря. (А.С.Пушкин)
2.Время стоит еще раннее( ) шестой час в начале( ) золотистый утренний туман вьется над проселком, едва пропуская только что показавшееся солнце.
(М.Е. Салтыков-Щедрин)
3. Одето небо черной мглою ( ) в тумане месяц чуть блестит. (М.Ю.Лермонтов)
6 слайд
Проверка
Расставьте знаки препинания (,)(;),аргументируйте свой выбор.
1.Редел на небе мрак глубокий ,ложился день на темный дол ,взошла заря. (А.С.Пушкин)
2.Время стоит еще раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьется над проселком, едва пропуская только что показавшееся солнце.
(М.Е. Салтыков-Щедрин)
3. Одето небо черной мглою , в тумане месяц чуть блестит. (М.Ю.Лермонтов)
7 слайд
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
8 слайд
Упражнение 2
В последних пробных тестах нам попадались похожие сложноподчиненные предложения. Опуская союзы, переделайте данные предложения в бессоюзные сложные, объясните расстановку знаков препинания.
Она взглянула вверх и увидела, что совсем низко над ней летели красные лучи солнца.
Любите книгу, потому что она поможет в жизни.
Ночью я слышала, что ветер свистел непрестанно.
9 слайд
Проверка
Она взглянула вверх и увидела : совсем низко над ней летели красные лучи солнца.
Любите книгу : она поможет в жизни.
Ночью я слышала : свистел непрестанно.
10 слайд
Упражнение 3
Расставьте знаки препинания. Поясните значения выражаемые интонацией.
Я остановил его лекарь запретил ему разговаривать.
Трус не любит жизни он только боится ее потерять.
Дорога адская ручьи снег грязь.
11 слайд
Проверка
Перепишите, расставляя знаки препинания. Проверьте себя, подставляя нужные по смыслу союзы.
Я остановил его : лекарь запретил ему разговаривать.(Причина)
Трус не любит жизни: он только боится ее потерять.(Дополнение)
Дорога адская: ручьи снег грязь. (Пояснение)
12 слайд
Тире в бессоюзном сложном предложении
13 слайд
Упражнение 4
Расставьте знаки препинания. Аргументируйте свой выбор.
Для рыбы нужна чистая вода ( ) будем охранять наши водоемы.
Игнат спустил курок ( ) ружье дало осечку.
Стояла она долго ( ) устали ноги и глаза.
14 слайд
Проверка
Расставьте знаки препинания. Аргументируйте свой выбор.
Мир строит- война разрушает.(Противопоставление)
Игнат спустил курок - ружье дало осечку. (Время)
Стояла она долго - устали ноги и глаза. (Следствие)
15 слайд
Упражнение 5
Впишите номера сложных предложений в соответствующие части таблицы.
Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком я подвигался вперед с трудом. (М.Ю.Лермонтов)
Об одном вас прошу стреляйте быстрее. (М.Ю.Лермонтов)
Поработаешь до поту поешь в охоту. (Пословица)
Вдруг мужики с топорами явились лес зашумел, застонал, затрещал. (Н.А.Некрасов)
Лето припасает зима поедает. (Пословица)
Теплым ветром потянуло смолк далекий гул поле тусклое уснуло гуртовщик
уснул. (А.Фет)
.
16 слайд
Проверка
Впишите номера сложных предложений в соответствующие части таблицы.
Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком я подвигался вперед с трудом. (М.Ю.Лермонтов)
Об одном вас прошу стреляйте быстрее. (М.Ю.Лермонтов)
Поработаешь до поту поешь в охоту. (Пословица)
Лето припасает зима поедает. (Пословица)
Теплым ветром потянуло смолк далекий гул поле тусклое уснуло гуртовщик
уснул. (А.Фет)
.
17 слайд
1. Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.
А. Пояснение.
Б. Последовательность.
В. Условие.
2. Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнет.
А. Пояснение.
Б. Последовательность.
В. Условие.
3. Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы.
А. Пояснение.
Б. Последовательность.
В. Условие.
4. Ты богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт.
А. Последовательность.
Б. Сопоставление.
В. Условие.
5. Молвит слово – соловей поет.
А. Сравнение
Б. Условие
В. Последовательность.
Определите характер связи между частями в следующих бессоюзных сложных предложениях.
18 слайд
6. Давно наступили сумерки – она все еще сидела в гостиной.
А. Условие
Б. Последовательность.
В. Сопоставление.
7. Мы в трауре, так балу дать нельзя.
А. Условие.
Б. Сравнение
В. Следствие.
8. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме опустилась на дно.
А. Следствие.
Б. Причина.
В. Условие.
9. Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами.
А. Следствие.
Б. Причина.
В. Условие.
10. Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась.
А. Пояснение.
Б. Последовательность.
В. Условие.
19 слайд
1. Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.
А. Пояснение.
Б. Последовательность.
В. Условие.
Проверка
20 слайд
2. Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнет.
А. Пояснение.
Б. Последовательность.
В. Условие.
21 слайд
3. Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы.
А. Пояснение.
Б. Последовательность.
В. Условие.
22 слайд
4. Ты богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт.
А. Последовательность.
Б. Сопоставление.
В. Условие.
23 слайд
5. Молвит слово – соловей поет.
А. Сравнение
Б. Условие
В. Последовательность.
24 слайд
6. Давно наступили сумерки – она все еще сидела в гостиной.
А. Условие
Б. Последовательность.
В. Сопоставление.
25 слайд
7. Мы в трауре-балу дать нельзя.
А. Условие.
Б. Сравнение
В. Следствие.
26 слайд
8. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме опустилась на дно.
А. Следствие.
Б. Причина.
В. Условие.
27 слайд
9. Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами.
А. Следствие.
Б. Причина.
В. Условие.
28 слайд
10. Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась.
А. Пояснение.
Б. Последовательность.
В. Условие.
29 слайд
Домашнее задание:
приготовить электронные презентации по теме « Сложноподчиненные предложения»:
а) Виды СПП( определительные, изъяснительные, обстоятельственные).
б)Знаки препинания в СПП.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Презентация по русскому языку на тему "Знаки препинания в БСП" (9 класс)
Цели урока:
1. повторение и обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении;
2.формирование навыков структурирования и анализа бессоюзного сложного
предложения; закрепление пунктуационных умений учащихся.
3.Воспитывать чувство осознанной ответственности за качество получаемых значий.
Оборудование:
проектор, ноутбук, экран, тетради для практических и теоретических работ, электронная презентация по теме урока.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Слово учителя :
А.Ребята, сегодняшнее наше занятие будет построено в виде лингвистического коучинга,в ходе которого мы с вами повторим сведения о БСП и знаках препинания в них.
В.Работа будет вестись в двух группах ,за каждой из которых закреплен свои коучеры, в обязанности которых входит ознакомление с теоретическим материалом ,помощь товарищам в выполнении практических заданий , а также выполнение своих заданий повышенной сложности по этой теме.
3.Краткое слово учителя о БСП.
4. Слово Байгереева.И
«Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»
5.Упражнения на закрепление:Упражнение 1
Расставьте знаки препинания (,)(;),аргументируйте свой выбор.
1.Редел на небе мрак глубокий ( ) ложился день на темный дол ( ) взошла заря. (А.С.Пушкин)
2.Время стоит еще раннее( ) шестой час в начале( ) золотистый утренний туман вьется над проселком, едва пропуская только что показавшееся солнце.
(М.Е. Салтыков-Щедрин)
3. Одето небо черной мглою ( ) в тумане месяц чуть блестит. (М.Ю.Лермонтов)
6 . Слово Пушко.А «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
7. Упражнения на закрепление:Упражнение 2
В последних пробных тестах нам попадались похожие сложноподчиненные предложения. Опуская союзы, переделайте данные предложения в бессоюзные сложные, объясните расстановку знаков препинания.
Она взглянула вверх и увидела, что совсем низко над ней летели красные лучи солнца.
• Любите книгу, потому что она поможет в жизни.
• Ночью я слышала, что ветер свистел непрестанно.
Упражнение 3
Расставьте знаки препинания. Поясните значения выражаемые интонацией.
• Я остановил его лекарь запретил ему разговаривать.
• Трус не любит жизни он только боится ее потерять.
• Дорога адская ручьи снег грязь.
7 . Слово Есентаевой.А «Тире в бессоюзном сложном предложении».
8. Упражнения на закрепление:Упражнение 4
Расставьте знаки препинания. Аргументируйте свой выбор.
• Для рыбы нужна чистая вода ( ) будем охранять наши водоемы.
• Игнат спустил курок ( ) ружье дало осечку.
• Стояла она долго ( ) устали ноги и глаза.
8.Слово учителя:
-А теперь проверим ,как вы усвоили материал: выполним тест.
Определите характер связи между частями в следующих бессоюзных сложных предложениях.
1. Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.
А. Пояснение.
Б. Последовательность.
В. Условие.
2. Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнет.
А. Пояснение.
Б. Последовательность.
В. Условие.
3. Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы.
А. Пояснение.
Б. Последовательность.
В. Условие.
4. Ты богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт.
А. Последовательность.
Б. Сопоставление.
В. Условие.
5. Молвит слово – соловей поет.
А. Сравнение
Б. Условие
В. Последовательность.
6. Давно наступили сумерки – она все еще сидела в гостиной.
А. Условие
Б. Последовательность.
В. Сопоставление.
7. Мы в трауре, так балу дать нельзя.
А. Условие.
Б. Сравнение
В. Следствие.
8. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме опустилась на дно.
А. Следствие.
Б. Причина.
В. Условие.
9. Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами.
А. Следствие.
Б. Причина.
В. Условие.
10. Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась.
А. Пояснение.
Б. Последовательность.
В. Условие.
9.( В ходеобщей работы коучеры выполняют и свои специальные задания.)
Многочленные бессоюзные сложные предложения
Бессоюзные сложные предложения могут быть многочленными, то есть состоять из трёх и (реже) более частей (простых предложений).
По своей структуре и выражаемым в них отношениям многочленные предложения делятся на две группы: 1) предложения, в которых выражается один вид смысловых отношений между частями, и 2) предложения, в которых выражаются не менее двух видов отношений между частями.
[Жилин приуныл]: [видит] - [дело плохое] (Л. Толстой) -[]:[] –ЧТ
Тренировочный материал
1.У нас принцип такой сделал своё задание помоги товарищу.
2. По всему чувствуется скоро теплу конец начнутся дожди.
3.В справочной мне сказали сегодня самолёта на Ташкент не будет придётся подождать до завтра.
4.Вот первые капли зашуршали в траве пешеходы раскрыли зонтики неуютно на улице в такую погоду.
1.И маршалы зова не слышат иные погибли в бою другие ему изменили и продали шпагу свою.
2.Обедали на свежем воздухе в тени дубов за врытым в землю деревянным столом внизу виднелась речка поля и заросшие лесом холмы.
3.Гроза приближалась величественно издали доносился глухой рокот гром пыль неслась столбом.
4.Это было поразительное зрелище ровное ледяное поле медленно и беззвучно выгибалось силясь в точности повторить очертания пришедшей с моря волны.
1.Прислушаешься птицы поют, приглядишься — сонные капли росы на траве и цветах.
2.Ивлев поглядел кругом погода поскучнела со всех сторон натянуло линючих туч.
3.Письмо дрожало в руках его он не хотел распечатывать при ней ему хотелось остаться наедине с этим письмом.
4.Гаснет вечер даль синеет, солнышко садится степь да степь кругом и всюду нива колосится!
10.Итог урока.
• 11. Домашнее задание:приготовить электронные презентации по теме « Сложноподчиненные предложения»:
а) Виды СПП( определительные, изъяснительные, обстоятельственные).
б)Знаки препинания в СПП.
6 656 087 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Беккаева Марьям Исмаиловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.