Презентация по русскому языку на тему
«Фонетика» 5 класс
Цель
образовательные: повторить и обобщить знания учащихся по разделу
“Фонетика», формировать умения применять полученные знания на практике;
развивающие: развивать логическое мышление, познавательный
интерес, творческую активность учащихся; развитие устной речи.
воспитательные: повышение интереса к русскому языку, создать
условия для воспитания культуры речевого поведения, взаимопомощи.
Оборудование: интерактивная доска, карточки ,раздаточный материал, маршрутный
лист, оценочный лист, толковый словарь.
Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала по
теме «Фонетика».
Форма урока: урок-путешествие.
Ход урока
С русским
языком можно
творить
чудеса…
К.Г.Паустовский
/. Организационный момент.
( Постановка целей и задачи
урока).(слайд)
// Вступительная беседа
Ребята,
сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся с вами в чудесное путешествие по
загадочной стране.
///.Прослушивание записи (Лес)
- Какие звуки вы сейчас услышали? ( звуки природы)
- Ребята, а люди могут общаться при помощи звуков
природы?(нет)
- А какие звуки нам помогают в общении? ( звуки речи)
- я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, как
называется страна, в которую мы с вами отправимся.
Когда с тобой мы
слово пишем,
Его в уме мы как
бы слышим.
Когда же люди
говорят,
То произносят
звуков ряд
А изучает их,
заметь –ка
Раздел грамматики – …… (дети определяют тему урока
- «Фонетика»( слайд)
(Далее на
экране появляется карта путешествия)
Ребята, а вы любите путешествовать? Во время
путешествия по стране Фонетика , мы обобщим все знания. Наша задача –
преодолеть все препятствия, оценить свои знания и благополучно перейти к
дальнейшему изучению русского языка.
Вы готовы к
трудностям? Тогда вперед!
Деревня Всезнайка.
Что изучает фонетика?( раздел науки, который изучает
буквы и звуки)
- Сколько букв в алфавите? (33 буквы)
- Сколько звуков? (42 звука)
- Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы видим и
пишем, а звуки слышим и произносим)
- На какие 2 группы делятся звуки? (на гласные и
согласные)
- Какие звуки всегда звонкие? (й, л, м,н, р)
Какие звуки всегда глухие? ( х,ц, ч, щ)
- Какие звуки всегда мягкие? ( ч,щ,й)
Какие всегда твердые?( ж, ш,ц)
– Когда буквы е, ё, ю, я обозначают сочетания двух
звуков?( когда буквы стоят в начале слова, после гласной и после разделительных
Ъ и Ь )
Город Орфография (карточки с текстом)
Работа с текстом. (слайд)
Тихая и теплая
заря занималась (над) з...млей. (На)кр...ю неба еще догорали звезды. Варюша
пошла к лесу. (На) опушке она остановилась. Что это звенит в л...су, будто
кто-то осторожно шев...лит к...локольчики?
В...рюша нагнулась прислушалась и всплеснула руками. Белые подснежники
к...чались кивали заре и каждый цв...ток позванивал. Высоко (на)в...твях в
з...лотом свете запела иволга.
В...рюша
ст...яла слушала улыбалась…
(К. Г. Паустовский )
- Можно ли
сказать, что это текст? (Да. Предложения связаны между собой по смыслу и
грамматически, расположены в определенной последовательности)
-
Определите тему текста. (Варюша)
- Тип речи
(повествование с элементами описания)
- Стиль
речи (художественный)
-
Ребята, в этом тексте встретилось очень красивое слово «заря». Что оно
означает?
Работа по
толковому словарю.
Задание
1.Озаглавьте
текст.
2.
Вставьте пропущенные буквы. расставьте знаки препинания, раскройте скобки.
3. В
первом предложении подчеркните все глухие согласные буквы;
4. Во
втором предложении подчеркните слова, где звуков больше, чем букв;
5. Творческое
задание, продолжите текст.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд, зашагали как отряд.
Мы продолжаем наше
путешествие.
Город Перенос.
( работа в группах)
В городе Перенос
дикие звери и птицы построили многоэтажные дома. Когда же стали распределять
дома, то начались споры, кому где жить? И тогда правитель города Перенос решил
таким образом: те животные, названия которых состоят из одного слога будут жить
на первом этаже, у кого из двух- на втором, а у кого из трех- на третьем.
( слайд со
словами.)
Задание.
1.
На каком этаже будет
жить то или иное животное, расположите слова в три столбика.
Хорь, бобр,
барсук, енот волк, медведь куница, лось, лиса, заяц, горностай ,ласка, косуля,
рысь, еж,
2.
Сделать
фонетический разбор – заяц , ёж , енот (по группам)
Улица
«Ударение».
Я предлагаю вам посмотреть сценку «Ударение»
(домашнее задание заранее подготовленных учеников )
Саша: - Так
хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. Берет бутылочку с
лекарством. Читает: «Три раза в день по столовой ложке. После приема пищи».
Начинает
пищать.
Вбегает мама:
- Что
случилось, сынок? Почему ты пищишь?
-А я лекарство
принял. А здесь написано…(читает)
-Ах ты,
глупышка, ты неправильно прочел. Три раза после приема пищи, а не пищи.
-Ой, мамочка!
Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться
смысл слова.
Задание
Давайте с вами поможем Саше, поставим ударение в
словах и образуем новые.
- Определите лексическое значение слов, составьте
предложение. (слайд)
- атлас, хлопок, парить, жаркое, окуни, засыпать,
духи.
Улица Тестов ( слайд)
1.
Найди слово, в котором звуков больше, чем букв.
А
письмо) Б) съемка В) отъезд Г) юнга
2. Найди
слово, в котором все согласные звуки глухие.
А) песня
Б)шубка В) мед Г) ходьба
3.Укажи
слово, в котором буквы Е,Е,Ю,Я имеют два звука.
А )клюв Б)
семья В жюри) Г) полет
4. Найди
слово, в котором происходит озвончение согласного в слове.
А)
просьба Б)
сладкий В) узкий Г) ходьба
5)Укажи,
в каком слове надо писать букву ь
А)
жен..щина Б)печ..ник В) болел..щик Г) гон..щик
После выполненной
работы, учащимся предлагается слайд с ответами, где ученики проверяют свои
знания и оценивают себя.
Итог
урока
Вот и подходит к концу наше путешествие ,закрепим все свои знания о фонетике
и заполним кластер ( слайд)
Рефлексия
- Ну
вот, ребята и подошло наше путешествие к концу. Вы прошли все испытания, нашли
правильные ответы на все задания. Нам осталось подсчитать очки и подвести
итоги.
Выставление
оценок
Домашнее
задание: Сочинить сказку о царстве Фонетика.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.