Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрезентация по русскому языку

Презентация по русскому языку

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по русскому языку"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист в области обращения с отходами

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Подготовка к сочинению – описанию
 по картине И.Э.Грабаря 
«Февральская лазур...

    1 слайд

    Подготовка к сочинению – описанию
    по картине И.Э.Грабаря
    «Февральская лазурь»
    ФГОС. Русский язык. Открытый урок развития речи «Без берёзы не мыслю России» Метапредметная связь:
    Образ символа России – берёзы в русском языке, литературе, музыке, живописи
    5 класс
    Учитель: Ряховская Надежда Васильевна

  • Пятое декабря.
Классная работа.
«Без березы не мыслю России»

Сочинение – опи...

    2 слайд

    Пятое декабря.
    Классная работа.
    «Без березы не мыслю России»

    Сочинение – описание по репродукции картины
    И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
    2

  • 10.06.2022Генрих Ужегов

3Белоснежным символом Россиивдоль дорог стоят ряды...

    3 слайд

    10.06.2022
    Генрих Ужегов


    3
    Белоснежным символом России
    вдоль дорог стоят ряды берёз,
    днём над ними купол неба синий,
    ночью – трепетанье ярких звезд.

    Лёгкие берёзовые тени
    с детства на судьбу мою легли,
    как ложится легкий лист осенний
    на ладони тёплые земли.

    И когда в чужом холодном море
    наплывёт о Родине печаль,
    вижу я ромашки в чистом поле
    и лесов березовую даль.

    В этот миг мне хочется невольно,
    чтобы ветерок сюда принёс
    песню величавости спокойной
    белоствольных ласковых берез.

  • 10.06.20224Без березы не мыслю России,Так светла по-славянски она,Что, быть...

    4 слайд

    10.06.2022
    4
    Без березы не мыслю России,
    Так светла по-славянски она,
    Что, быть может, в столетья иные
    От берёзы - вся Русь рождена.
    (О.Шестинский)
    Наша задача урока- не только подготовиться к сочинению, но и рассмотреть образ символа России в литературе, музыке, живописи!!!

  • , Что такое пейзаж?

С каким цветом у вас ассоциируется зима?

    5 слайд

    ,

    Что такое пейзаж?

    С каким цветом у вас ассоциируется зима?

  • Сегодня на уроке вы узнаете, 
что зима бывает не только белой.
 А февраль мор...

    6 слайд

    Сегодня на уроке вы узнаете,
    что зима бывает не только белой.
    А февраль морозным и снежным.
    Давайте вспомним пословицы, поговорки, приметы Февраля.


  • Пословица - это краткое народное изречение, в котором отражается народная му...

    7 слайд


    Пословица - это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.

    Поговорка, образное выражение, существующее в речи для эмоционально-экспрессивных оценок. В отличие от пословицы— целого суждения, поговорка всегда часть его.

  • Картина (от русского "карта") - произведение живописи в красках.

Репродукция...

    8 слайд

    Картина (от русского "карта") - произведение живописи в красках.

    Репродукция (лат.) - воспроизведённый посредством печати рисунок или картина.

    Пейзажист - художник, пишущий пейзаж.

    Работа с терминами





    Прежде чем начать работать, определим каков же тип текста?
    Какие типы речи вам известны?
    10.06.2022
    8

  • Речевая подготовка– Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, н...

    9 слайд

    Речевая подготовка
    – Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.
     
    -Что такое синонимы???
    Подберите синонимы к словам:
    Художник –
    Картина –
    Картина чудесная –
    Художник создаёт – .

  • Этимологическая страничкаЧто же такое лазурь? 
Лазурь (др. русск. – из греч.)...

    10 слайд

    Этимологическая страничка
    Что же такое лазурь?
    Лазурь (др. русск. – из греч.)
    1) Светло-синий цвет, голубизна ;
    2) Краска светло-синего цвета ;
    Синонимы:
    Лазурный – лазоревый – голубой
    Коралловый (цвет) – (перен.) ярко-красный
    10.06.2022
    10

  • , Слово о художнике .
 
- Ребята, а давайте вспомним определение,  кто такой...

    11 слайд

    ,

    Слово о художнике .
     
    - Ребята, а давайте вспомним определение, кто такой
    пейзажист –

    Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством известного художника-пейзажиста, тонкого знатока русской природы
    Игоря Эммануиловича Грабаря.

  • Третьяковская галерея, Москва.Автопортрет с палитрой, 1934                 Иг...

    12 слайд

    Третьяковская галерея, Москва.
    Автопортрет с палитрой, 1934
    Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию.
    Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин.
    С 1913 - 1925 гг руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, занимался реставрацией.
    Грабарь - тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: "Сентябрьский снег", "Мартовский снег", "Лучезарное утро", "Ясный осенний вечер", "Разъяснивается", "Зимний пейзаж", "Берёзы летом" и др.
    Все они проникнуты радостным, светлым чувством.
    10.06.2022
    12

  • 13




 Богатством красок и звуков зима привлекла не только  замечательного х...

    13 слайд

    13





    Богатством красок и звуков зима привлекла не только замечательного художника И. Э. Грабаря, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского

    Времена года – это альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес.
    Это «Февраль. Масленица».
    Богатством красок и звуков зима привлекла не только замечательного художника И. Э. Грабаря, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
    Времена года

  • – Понравилась ли вам эта музыка? – Что представляете вы, когда слышите эту м...

    14 слайд

    – Понравилась ли вам эта музыка?
    – Что представляете вы, когда слышите эту музыку?
    – Что общего между картинами Грабаря и музыкальной пьесой Чайковского?

    ВЫВОД:
    Чайковский передал в звуках то же, что Грабарь красками – радостное, праздничное настроение, весёлое оживление.


    10.06.2022
    14

  • А писал свою "Февральскую лазурь" И. Грабарь зимой-весной 1904 года, когда го...

    15 слайд

    А писал свою "Февральскую лазурь" И. Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу.

    10.06.2022
    15

  • В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять...

    16 слайд

    В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять, побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы.
    «Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу», - вспоминал художник.
    Грабарь любовался берёзами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит берёзы, особенно «плакучие». В то утро одна из берёз привлекла его внимание, поразив редкостной красотой ветвей.
    «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, и то будет бесподобно», - подумал художник.
    10.06.2022
    16

  • Воспоминания И.Грабаря10.06.202217А вот Грабарь сумел уловить её    своеобраз...

    17 слайд

    Воспоминания И.Грабаря
    10.06.2022
    17
    А вот Грабарь сумел уловить её    своеобразие, и открылось оно ему неожиданно: "Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. "Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно", – подумал я. Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину... Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперёд, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба..."

  • Репродукция картиныЗдесь мало увидеть,Здесь нужно всмотреться,Чтоб ясной лю...

    18 слайд

    Репродукция картины
    Здесь мало увидеть,
    Здесь нужно всмотреться,
    Чтоб ясной любовью
    Наполнилось сердце.
    (Н. Рыленков).

  • Беседа по содержанию картины.Казалось бы, что необычного в хорошо знак...

    19 слайд

    Беседа по содержанию картины.

    Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам берёзе?
    - Пейзаж... Природа... Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину своё отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в неё и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней.
    19

  • «Февральская лазурь»Каков, по-вашему, замысел художника? 
О чём эта ка...

    20 слайд

    «Февральская лазурь»
    Каков, по-вашему, замысел художника?
    О чём эта картина?
    Почему названа "Февральская лазурь"?
    Что можно сказать о других берёзках?
    Какой день изобразил художник?
    Как описать солнечное февральское утро, изображённое на картине?
    20

  • «Февральская лазурь»21А  как  выглядит  берёза  на  переднем  плане  картины?...

    21 слайд

    «Февральская лазурь»
    21
    А как выглядит берёза на переднем плане картины? Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, прошлогодней листвы на верхушке?
    Как выглядит эта берёза?
    Что можно сказать о других берёзках?
    А на заднем плане, какие берёзы?
    А почему именно берёзу выбрал художник?

  • «Февральская лазурь»Закроем  нижнюю часть  картины. 
-Что  напоминает  нам  о...

    22 слайд

    «Февральская лазурь»
    Закроем нижнюю часть картины.
    -Что напоминает нам оставшаяся часть?
    -Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом?
    22

  • «Февральская лазурь»23Рассмотрим  нижнюю  часть  картины. 
 Рассмотрите  снег...

    23 слайд

    «Февральская лазурь»
    23
    Рассмотрим нижнюю часть картины.
    Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени?

    Художник сам описывал снег, как драгоценную ткань: сапфировые тени на серебряном снегу.

  • «Февральская лазурь»24– Что можно сказать о других берёзках? (Стройные, тонки...

    24 слайд

    «Февральская лазурь»
    24
    – Что можно сказать о других берёзках? (Стройные, тонкие, белоствольные, статные, ждут весны.)

    Рассмотрите берёзы, как они расположены?
    Можем ли мы сказать , что художник поет «гимн берёзам»?

  • «Февральская лазурь»25- Какие  краски  использует   художник,  рисуя  берёзы?...

    25 слайд

    «Февральская лазурь»
    25
    - Какие краски использует художник, рисуя берёзы?


    (жёлтые, красноватые, оранжевые оттенки – тёплые тона).

  • «Февральская лазурь»26- Какими  бы  тонами  изобразил  художник  стужу?  (бел...

    26 слайд

    «Февральская лазурь»
    26
    - Какими бы тонами изобразил художник стужу? (белыми, серыми, синими тонами.)
    - Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря. -Есть ли на нём облака?
    -Какого оно цвета вверху и на горизонте?
    - Когда бывает такое небо?

  • «Февральская лазурь»27 -Что  виднеется  на  горизонте?  (кустарник)....

    27 слайд

    «Февральская лазурь»
    27
    -Что виднеется на горизонте? (кустарник).
    - Когда-то И.Э. Грабарь мечтал «передать хотя бы десятую долю красоты зимнего пейзажа».
    Как вы думаете, ему это удалось?
    Удалось ли художнику передать красоту, которую он увидел в природе?

  • «Февральская лазурь»28Как  расположена  картина? 
 (Вертикально.  Чтобы  увид...

    28 слайд

    «Февральская лазурь»
    28
    Как расположена картина?
    (Вертикально.  Чтобы увидеть кружево берёзы, живописец рассматривает её снизу вверх. Все другие деревья как бы отодвинуты, чтобы не мешали рассматривать берёзу на фоне голубого неба. Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое).

  • «Февральская лазурь»29– Какие краски преобладают на заднем плане?
 (Тёмные,...

    29 слайд

    «Февральская лазурь»
    29

    – Какие краски преобладают на заднем плане?
    (Тёмные, холодные тона)
    – Почему автор дал задний план в тёмных, холодных тонах?
    (На заднем плане царство зимы. Солнце не проникает в чащу.)


  • «Февральская лазурь»30Нравится  ли  вам  построение  (композиция)  картины?
К...

    30 слайд

    «Февральская лазурь»
    30
    Нравится ли вам построение (композиция) картины?
    Какова основная мысль этого пейзажа?
    Какое настроение вызывает эта картина?
    Что вы чувствуете, о чём думаете, глядя на неё? Какое впечатление производит на вас эта картина?

  • Вывод:На картине «Февральская лазурь» изображен прекрасный солнечный день. Ос...

    31 слайд

    Вывод:
    На картине «Февральская лазурь» изображен прекрасный солнечный день. Ослепляющее своей голубизной небо, белоствольная красавица-берёза и сиреневатый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение. И несмотря на то, что в центре картины – берёза, художник назвал своё полотно не «Берёза», а «Февральская лазурь».
    10.06.2022
    31

  • 10.06.202232
        Опорный план к сочинению.
1. Слово о художнике.2. Описа...

    32 слайд

    10.06.2022
    32

    Опорный план к сочинению.
    1. Слово о художнике.
    2. Описание художественного полотна:
    а) февральский день ;
    б) небо ;
    в) снег ;
    г) береза – красавица ;
    д) другие березки ;
    е) кустарник на горизонте. ;
    3. Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы?
    4. Объяснить название картины.
    5. Какое настроение вызывает пейзаж?

  • И радоваться, что февраль
Эпиграф – цитата, помещаемая автором перед тексто...

    33 слайд


    И радоваться, что февраль


    Эпиграф – цитата, помещаемая автором перед текстом,
    поясняющая основную идею произведения.

  • Прочитайте выразительноИ стоит берёза в сонной тишине,И горят снежинки в зол...

    34 слайд

    Прочитайте выразительно
    И стоит берёза в сонной тишине,
    И горят снежинки в золотом огне
    А заря, лениво обходя кругом,
    Обсыпает ветки новым серебром. (С.Есенин)

    Новый, новый у берёз наряд,
    Искры, искры, серебром горят.
    Ветер, ветер заметает след,
    Лучше, лучше этой сказки нет.
    (М.Пляцковский)
    Эти стихи вы можете использовать в качестве эпиграфа к своему сочинению. 

    10.06.2022
    34

  • С. Есенин «Белая береза»35 Не только художники воспевали образ символа...

    35 слайд

    С. Есенин «Белая береза»
    35
    Не только художники воспевали образ символа России – березы, береза стала символом красоты, музой для многих поэтов, композиторов. Нам с детства знакомы, Есенинские строки, посвященные «Березе»    
    - Сергей Есенин, уже став известным поэтом, никогда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его, он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими, обнять свою Белоствольную красавицу березу, которая величественно и горделиво украшала его отчий дом и всегда жала его.

  • 10.06.2022Титаренко Марина Юрьевна36Образ березы нередко  связан с образом ст...

    36 слайд

    10.06.2022
    Титаренко Марина Юрьевна
    36
    Образ березы нередко связан с образом стройной русской девушки. Недаром, говоря об этом  поэты используют эпитеты, сравнения, олицетворения: «стройная», «тиха», «светла», «бела», «смущенная», у нее зеленая прическа, кудри, лунный гребешок, косы, стан. Доказательство тому суждению, мы сейчас представим!!! Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна
    Эти слова как нельзя лучше подошли бы и к описанию девушки, которой нельзя не любоваться.

  • Домашнее задание
       1. Написать сочинение «Обыкновенное чудо природы» по...

    37 слайд

    Домашнее задание
    1. Написать сочинение «Обыкновенное чудо природы» по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

    10.06.2022
    37

  • . Вывод :
Береза – символ России, 
образ белоствольной березки воспевали  худ...

    38 слайд

    . Вывод :
    Береза – символ России,
    образ белоствольной березки воспевали художники, авторы лирических песен, художественных произведений.

    Желаю успехов в написании сочинения!!!

    10.06.2022
    38

  • Блонский П. П.Один из основоположников педагогической и психологической науки...

    39 слайд

    Блонский П. П.
    Один из основоположников педагогической и психологической науки П. П. Блонский, человек широких и разносторонних интересов, взволнованно писал: «Лишь живая душа оживит души… Учитель: может быть час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление…».

    10.06.2022
    Титаренко Марина Юрьевна
    39

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Презентация«Без берёзы не мыслю России» Метапредметная связь:

Образ символа России – берёзы в русском языке, литературе, музыке, живописи

5 класс

Цели:

Обучающая – подготовка обучающихся к написанию сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь": научить обучающихся пользоваться определёнными группами слов (прилагательными), научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах.

Развивающая— развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развитие способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развитие чувства прекрасного.

Воспитывающая— воспитание самостоятельности, творческой активности, эстетического восприятия произведений искусства, любви к природе; воспитание чувства красоты, интереса к устному народному творчеству, живописи, музыке.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 748 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 810
    • PPTX 23.9 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ряховская Надежда Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ряховская Надежда Васильевна
    Ряховская Надежда Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3672
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 73 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 217 человек из 57 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

Мини-курс

Фитнес: теория и практика

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 17 регионов