Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрезентация по русскому языку "Деепричастие. Обобщение"

Презентация по русскому языку "Деепричастие. Обобщение"

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по русскому языку "Деепричастие. Обобщение""

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер по платежным услугам

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Деепричастие Обобщение

    1 слайд

    Деепричастие
    Обобщение

  •   Самостоятельная часть речи, называющая добавочное действие при основном,...

    2 слайд



     
    Самостоятельная часть речи, называющая добавочное действие при основном, выполняемом глаголом.
    Долгое время было особой неизменяемой формой глагола. С конца XX века это самостоятельная часть речи.
    Не изменяется.
    В предложении всегда выполняет роль обстоятельства. В большинстве случает требует обособления на письме.
    ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
    О ДЕЕПРИЧАСТИИ
    Деепричастие сохранило признаки
    глагола и приобрело признаки наречия

  • Признаки глагола у деепричастия:Категория вида: несовершенный  вид - ЧТО ДЕЛ...

    3 слайд

    Признаки глагола у деепричастия:
    Категория вида:
     несовершенный  вид - ЧТО ДЕЛАЯ? - длительное действие
    совершенный вид - ЧТО СДЕЛАВ? - однократное действие
    Переходность –
    способность ставить зависимое слово в В.п. или Р.п. без предлога (читая книгу)


    Возвратность –
    наличие постфикса
    (улыбнувшись, прислонившись)

  • Признаки наречия у деепричастия:Не изменяетсяОтвечает на вопрос  КАК? Синтак...

    4 слайд

    Признаки наречия у деепричастия:
    Не изменяется
    Отвечает на вопрос КАК?


    Синтаксическая роль – обстоятельство.
    ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

  • что делая?добавочное действие незаконченное, длительноеглядеть
глядягляд ят...

    5 слайд

    что делая?
    добавочное действие незаконченное, длительное
    глядеть

    глядя
    гляд ят + Я
    улыбаться
    улыба ют ся + Я
    улыбаясь
    быть
    буд ут + УЧИ
    будучи
    =
    =
    =
    ДЕЕПРИЧАСТИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА

  • ДЕЕПРИЧАСТИЯ СОВЕРШЕННОГО ВИДАчто сделав?добавочное действие законченное, одн...

    6 слайд

    ДЕЕПРИЧАСТИЯ СОВЕРШЕННОГО ВИДА
    что сделав?
    добавочное действие законченное, однократное
    выскочить
    +
    В
    ВШИ
    =
    выскочив
    выскочивши
    испечь
    +
    ШИ
    =
    испекши
    прищуриться
    +
    А/Я
    =
    прищурясь

  • Деепричастный оборотДеепричастиеЗависимое слово
Испугавшись неведомого шума,...

    7 слайд

    Деепричастный оборот
    Деепричастие
    Зависимое слово

    Испугавшись неведомого шума, стая птиц тяжело поднялась над землей.

    Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.

    Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.
    д.
    д.
    д.

  • Обособление 
одиночных деепричастий и деепричастных оборотов

    8 слайд

    Обособление
    одиночных деепричастий и деепричастных оборотов

  • Два одиночных деепричастия, выступающие в функции однородных обстоятельств:Кл...

    9 слайд

    Два одиночных деепричастия, выступающие в функции однородных обстоятельств:
    Ключ юности, ключ быстрый и мятежный, бежит, кипит, сверкая И журча.
    Ворча И оглядываясь, Каштанка вошла в комнату.
    Одиночное деепричастие, если оно сохраняет значение глагольности, выражая добавочное действие и указывая на время действия, его причину, условие и т.д. (но обычно не образ действия); чаще такое деепричастие стоит впереди глагола-сказуемого, реже - после него:
    Благодаря казака нарочито гнусавым голосом, дед, кряхтя, влез в арбу. Отдохнув, он собрался уходить... Довольные пассажиры, примолкнув, любовались солнечным днем. Казаки сдержанно посматривали на него, расступаясь. (т.е. посматривали и расступались). Он, улыбаясь, жмурился от света, еще пропахший дымом, весь в пыли.
    Обособляются:

  • Деепричастный оборот, как правило, обособляется независимо от места, занимаем...

    10 слайд

    Деепричастный оборот, как правило, обособляется независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому:
    Идя рядом с ним, она молча, с любопытством и удивлением смотрела на него.
    Радость, вступая в один дом, вводила в другой неизбывное горе.
    ...Весь день носились тяжелые облака, то открывая солнце, то опять закрывая и угрожая...
    Обособляются:

  • 1. Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного сою...

    11 слайд

    1. Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза либо союзного слова, отделяется от него запятой (такой деепричастный оборот можно оторвать от союза и/или переставить в другое место предложения).
    1. О революции он никогда не говорил, НО , как-то грозно улыбаясь, молчал о ней.
    Становилось слышно, КАК , отсчитывая секунды с точностью метронома, капает из крана вода.
    2. Я еще в комнатах услыхал, что самовар гудит неестественно гневно,
    А войдя в кухню, с ужасом увидел, что он весь посинел и трясется. Необходимо принять срочное решение, А приняв его, неукоснительно проводить в жизнь.

    2. Исключение составляют те случаи, когда деепричастный оборот стоит после противительного союза А (деепричастный оборот невозможно оторвать от союза и переставить в другое место предложения без нарушения структуры последнего).

    3. Однако при противопоставлении соответствующих однородных членов предложения запятая ставится и после союза А (в этом случае деепричастный оборот можно оторвать от союза и/или переставить в другое место предложения).
    3. Элемент старого качества не исчезает, А , трансформируясь в других условиях, продолжает существовать как элемент нового качественного состояния.

  • 2. Лошади стояли, понуря голову,   И   изредка вздрагивали.  
Прокричал парох...

    12 слайд

    2. Лошади стояли, понуря голову, И изредка вздрагивали.
    Прокричал пароход И , шлепая колесами, протащил мимо грузные баржи.

    Александр Владимирович молча протиснулся вперед, отстранив

    жену, И , спустившись на две ступени , оглядел свысока поле боя.
    1. Два деепричастных оборота, соединенные неповторяющимся союзом И, запятой не разделяются, как и другие однородные члены предложения в подобных случаях.
    1. Раз, идя по шумному, веселому проспекту И чувствуя себя вместе с толпою жизнерадостным, он испытал счастливое удовольствие.
    1. 2. Но если союз И соединяет не два деепричастных оборота, а другие конструкции (два сказуемых, два простых предложения в составе сложносочиненного), то запятая может стоять и перед союзом И, и после него.

  • Не обособляются
одиночные деепричастия и деепричастные обороты

    13 слайд

    Не обособляются
    одиночные деепричастия и деепричастные обороты

  • 1) если оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно св...

    14 слайд

    1) если оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания:
    Она сидела чуть откинув голову, задумчивая и грустная. (указывается не просто, что «она сидела», а «сидела с откинутой головой»).
    Мальчик шел прихрамывая на левую ногу.
    Это упражнение делают стоя на вытянутых носках.
    Студенты приобретают знания не только слушая лекции, но и выполняя практические работы.
    Писал он обычно наклонив голову и прищурив глаз.
    2) деепричастный оборот не отделяется запятой от причастия, к которому тесно примыкает:
    Кучер, СПАВШИЙ опершись на локоть, начал пятить лошадей.
    Даже и Ласка, СПАВШИЙ свернувшись кольцом в краю сена, неохотно встала.
    Не обособляются:

  • 3)  если оборот представляет собой идиоматическое выражение (часто фразеолог...

    15 слайд

    3)  если оборот представляет собой идиоматическое выражение (часто фразеологический оборот):
    И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
    Он работал не покладая рук .
    4)  если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово КОТОРЫЙ в составе придаточного определительного предложения (такое деепричастие от придаточного предложения запятой не отделяется):
    Перед реформаторами всегда возникают десятки повседневных проблем, не решив КОТОРЫЕ невозможно двигаться вперед.
    Не обособляются:

  • 5)   если деепричастие утратило глагольное значение; так, простые отглагольны...

    16 слайд

    5)   если деепричастие утратило глагольное значение; так, простые отглагольные предлоги благодаря, включая, исключая, кончая, начиная, считая, спустя и составные отглагольные предлоги смотря по, судя по, невзирая на, несмотря на, не доходя до, исходя из, начиная с вместе с относящимися к ним словами не образуют деепричастных оборотов и не обособляются:
     К работе можно приступить начиная с будущей недели (слово начиная можно опустить без ущерба для смысла и структуры предложения).
    Статистические показатели выводятся исходя из многих данных (слово исходя можно опустить).
    Будем действовать смотря по обстоятельствам (слово смотря можно опустить).
    Не обособляются:

  • 6)   если оборот или одиночное деепричастие выступает в качестве однородного...

    17 слайд

    6)   если оборот или одиночное деепричастие выступает в качестве однородного члена в паре с необособленным обстоятельством (часто в художественной речи):
    Алеша длинно и как-то прищурив глаза посмотрел на Ракитина.
    ...Вдруг завопила она раздирающим воплем и залившись слезами.
    Дворник с недоумением и нахмурясь разглядывал Раскольникова.
    Тот ему отвечал не смущаясь и откровенно.
    7) Не обособляются одиночные деепричастия, обычно непосредственно примыкающие к глаголу-сказуемому и близкие по функции к наречиям образа действия (такие деепричастия отвечают на вопросы: как? каким образом? в каком положении?):
    Неретьев сидел наклонившись и похлопывал веткой по траве.
    До двух часов занятия должны были идти не прерываясь.
    Он спал не раздеваясь. Она воротилась оттуда похудев (ср.: воротилась похудевшая).
    Она вошла в зал не постучавшись (ср.: вошла без стука).
    Не обособляются:

  • Переход деепричастий в наречия

    18 слайд

    Переход деепричастий в наречия

  • Наблюдение 
Подумайте и скажите, сохранили ли выделенные слова значение глаго...

    19 слайд

    Наблюдение
    Подумайте и скажите, сохранили ли выделенные слова значение глагольности и способность управлять существительными.
    а) Поезд шел не останавливаясь
    б) Она говорила об этом улыбаясь.
    в) Он говорил запинаясь.
    г) Они шли не торопясь.
    д) Он вбежал во двор крича.
    е) Шли вперед не оглядываясь.
    Лингвистический эксперимент
    1. Возможна ли замена выделенных слов наречиями или сочетаниями существительного с предлогом, употребленными в обстоятельственном значении?
    без остановки.
    с запинкой.
    без оглядки.
    с улыбкой.
    неторопливо.
    с криком.

  • 2. В функции какого члена предложения они выступают?В функции обстоятельства...

    20 слайд

    2. В функции какого члена предложения они выступают?
    В функции обстоятельства образа действия.
    3. Какую позицию по отношению к глаголу-сказуемому занимают указанные слова?
    Чаще всего они занимают постпозицию.
    4. Сделайте вывод о частеречной принадлежности выделенных слов.
    Это наречия, восходящие к деепричастиям.
    Вывод
    Утрата глагольных значений, способности управлять существительными, постпозиция деепричастия приводят к тому, что деепричастие переходит в наречие.

  • Сравнительный анализ
1. Сравните попарно приведенные примеры.
Он говорил запи...

    21 слайд

    Сравнительный анализ
    1. Сравните попарно приведенные примеры.

    Он говорил запинаясь. – Он добавил, запинаясь, несколько слов от себя.
    Они шли не торопясь. – По дороге, не торопясь, они собирали грибы и ягоды.
    Она будила сына улыбаясь. – Улыбаясь, она разбудила сына.
    Вывод
    В первых примерах выделенные слова значение глагольности утратили, во вторых – нет. Следовательно, во вторых примерах это деепричастия, а в первых – наречия. Переход деепричастия в наречие зависит от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому: в начале или в середине предложения, как правило, такой переход не происходит, в конце – происходит.

  • Слушал не перебивая. 
Не дозвонившись Сергей зашел ко мне на дом. 
Стала всма...

    22 слайд

    Слушал не перебивая.
    Не дозвонившись Сергей зашел ко мне на дом.
    Стала всматриваться не узнавая.
    Утомившись туристы делали остановки на пути.
    Лектор делал перерывы уставая.
    Отказавшись юноша упустит эту последнюю возможность.
    Обомлев стояла она неподвижно в дверях.
    Возмутившись ученик отказался отвечать.
    Сравнительный анализ
    Деепричастия какого вида, как правило, переходят в наречия: совершенного или несовершенного? Проанализируйте следующие примеры.
    Расставьте знаки препинания.
    Вывод
    Чаще всего переходят в наречия деепричастия несовершенного вида, так как они обычно в предложении являются обстоятельствами образа действия, тогда как деепричастиям совершенного вида присущи другие оттенки значения (времени, причины, условия, уступки). Одиночные деепричастия совершенного вида, как правило, обособляются.

  • Домашнее задание1. §53
2. Упражнение 553(по учебнику 2006 года)

    23 слайд

    Домашнее задание
    1. §53
    2. Упражнение 553
    (по учебнику 2006 года)

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данную презентацию  возможно использовать как на уроке русского языка при изучении темы "Деепричастие", так и на уроках повторения морфологии в старших классах. Презентация содержит основные теоретические сведения о деепричастии, признаках глагола и наречия у деепричастия, способах образования деепричастий совершенного и несовершенного вида, деепричастном обороте, случаях обособления и необособления одиночных деепричастий и деепричастных оборотов, а также переходе деепричастий в наречия. Данная презентация поможет учащимся и при самостоятельном изучении деепричастия.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 093 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 848
    • PPTX 687.3 кбайт
    • 16 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мележик Ольга Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мележик Ольга Геннадьевна
    Мележик Ольга Геннадьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 19434
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Вероятность и статистика: формирование общеучебных умений и навыков

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы игровой деятельности дошкольников: роль игр в развитии детей

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Эффективное взаимодействие с детьми: стратегии общения и воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 661 человек из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 543 человека