Конспект урока
природоведения в 5 классе
Тема урока: Звезды . Солнце – ближайшая к нам звезда.
Цель урока: способствовать формированию знаний учащихся о звездах, созвездиях,
Солнце.
Оборудование: рисунок учебника, карта звездного неба, глобус звездного
неба, карандаши цветные, клей, конфетти, медиапроектор.
Ход урока
1.Организационный этап (1-2 мин): Вот звонок нам дал сигнал, поработать час
настал
2.Проверка домашнего задания (8-10 мин):
Ответить на вопросы
1.
Что изображено на рисунке?
Охарактеризовать данное небесное тело(слайд №1)
2.
Какое явление изображено?
Причины его возникновения(слайд №2)
3.
Что следует понимать под
метеоритом? (слайд №3)
4.
Что такое астероид? (слайд
№4)
3.Изучение нового материала (20-23 мин)
Послушайте загадки и отгадайте их. (слайд №5)
·
Искры небо прожигают, а до
нас не долетают. (Звезды)
·
Синие потолочины золотыми
гвоздями приколочены. (Небо и звезды)
·
Белые цветочки вечером
расцветают, а утром увядают. (Звезды)
·
Что видно только ночью? (Звезды)
·
Хозяин спит —овцы на
выгоне
Хозяин выглянет - овец не видно,
Хозяин спрячется
—овцы опять обозначатся (Солнце и звезды)
·
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
Не пекарь, а печёт (Солнце)
Догадались какую тему мы сегодня на уроке
будем изучать? (слайд №6)
Запишите в тетрадях число и тему урока: (слайд №7)
Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда
Сообщение учителя: В древние времена люди считали, что звезды, это
серебряные гвоздики, вбитые в небесный свод. Они
пытались рисовать звезды на камнях, а позднее слагать о звездах гимны, стихи,
поэмы. Я хочу предложить вам нарисовать звездное небо, так как вы себе его
представляете, используя цветные карандаши.
(5 мин на работу – обсудить
рисунки)
Когда безоблачная погода, то ночью на небе
можно увидеть очень много звезд. Вы смотрели когда ни будь на небо, а считали
звёзды? ( Ответы детей). (слайд
№8)
Что вы можете о звездах рассказать? Что вы о
них знаете? ( Ответы
учащихся)
Запишем определение в тетрадь: Это огромные пылающие шары, расположенные
очень далеко от нашей планеты. (слайд №9)
Звезд на небе великое множество.
Они расположены очень далеко от нашей планеты, поэтому кажутся на ночном небе
лишь мерцающими точками. Невооружённым глазом люди могут увидеть 6 тысяч звезд,
нов бинокль или телескоп гораздо больше. Ученым известно многие миллиарды
звезд. Все звезды входят в состав созвездий. Их всего 88. С территории нашей
страны видно 54 созвездия. Посмотрите на звездную карту . Найдите созвездия
Большой и Малой Медведиц. (слайд
№10)
По
этим созвездиям можно определять стороны горизонта. Для определения сторон горизонта
по Полярной звезде- необходимо на небесном своде найти созвездие Большой
Медведицы. Затем отрезок прямой между двумя крайними звездами «ковша» (а и b)
мысленно продолжить в сторону расширенной его части и отложить пять раз.
Полученная точка укажет положение Полярной звезды, которая входит в созвездие
Малой Медведицы и всегда находится в направлении на север. (слайд №11)
Особый интерес вызывают
зодиакальные созвездия(слайды
№12,13) – по ним свой годичный путь совершает Солнце.
Практическая работа: в тетрадях сделайте аппликацию вашего зодиакального
созвездия, или созвездия, самостоятельно выбранного вами. Используйте конфетти
, клей, цветные карандаши. (5 мин)
Солнце – ближайшая к нам звезда (слайд №14). Это единственная звезда, которую мы можем наблюдать
днем, в то время как остальные мы видим только ночью. Солнце – это центр нашей
Солнечной системы. (слайд
№15, №16)
Работа с учебником: (слайд №17)
Прочитать текст учебника стр.48-49, ответить
на вопросы.
·
Каковы размеры Солнца?
·
Почему нам кажется, что
Солнце имеет такие же размеры, как и Луна ?
·
Как вы думаете, какова
температура Солнца?
На небе Солнце выглядит круглым
и почти такого же размера как полная Луна. Но диаметр Солнца примерно в 400 раз
больше диаметра Луны и в 109 раз больше земного диаметра.
Учитель: Вспомните на, каком расстоянии
от Солнца находится Земля?
(слайд №18)
(Ответ : на расстоянии 150 млн.
км. от Земли).
Учитель: Солнце – величайший источник
света и тепла, дающий жизнь и развитие всему живому на Земле.
Вопрос: какое значение имеет Солнце? Что случилось бы на Земле, если
бы Солнце погасло? (слайд №19)
(ответы детей)
Обобщение ответов детей (слайд №20)
4. Итог урока:
- Обобщить знания,
полученные на уроке
-Выставление оценок
-Рефлексия (слайд №21)
(соответствующий смайлик нарисовать в тетради)
5. Домашнее
задание: (слайд №22)
·
Учебник – стр.48-49.Читать,
пересказывать
·
Наблюдать за звёздным
небом. Какие созвездия вы знаете?
·
Приготовить загадки,
ребусы о звёздах.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.