«Мы – дети России, Руси святой»
(учебник «Основы православной
культуры», автор А.В.Кураев)
Работу выполнил:
Зинченко Татьяна Федоровна,
учитель начальных классов
МКОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП
Октябрь 2014 г.
Тема: «Мы
– дети России, Руси Святой»
Цели: Формировать:
·
представление у обучающихся о России как о многонациональной стране с многовековыми
культурными традициями;
·
мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании и уважении культурных и религиозных традиций народов России;
·
нравственные ценности: любви к Родине, своему краю, своему народу,
чувства личной ответственности за Отечество.
Воспитывать:
·
чувство патриотизма,
уважения к государственной символике РФ
и готовности сохранять, распространять и
преумножать ценности русской культуры.
Развивать:
·
навыки чтения
и работы с поэтическим текстом;
·
творческие
способности учащихся.
Оборудование:
мультимедиа
аппаратура,
карты
Российской Федерации, Воронежской области и Семилукского района,
изображение
герба России, флага России.
Музыкальное
оформление:
Гимн РФ
Песня «С чего начинается Родина» сл. М. Матусовского, муз. В.Баснера.
Песня «Моя Россия» сл. Н. Соловьева, муз. Г.Струве
Песня «Что может быть
лучше России» сл. и муз. Е. Крылатов
Видеофильм «Это мой
город»
Предварительная
работа:
Подготовка поделок и
рисунков к творческому конкурсу.
Ход урока
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Сегодня мы с вами приступим к
изучению нового предмета «Основы
православной культуры», в рамках предметной области «Основы религиозных
культур и светской этики»
Слайд 1.
На фоне песни "С чего начинается
Родина?" (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера) звучит в исполнении
учеников стихотворение И.С.Никитина «Русь».
Учитель: Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить
сегодня на уроке?
Правильно, о Родине.
Есть
вещи, которые человек не может выбрать сам. Он появляется на свет. Растет. А
потом узнает, что его Родина называется Россией. Наша Родина самая большая
страна в мире. Это страна с древней историей. С первых дней жизни нас окружают
родные люди. Потом появляются друзья, одноклассники... Как Вы думаете, с
чего начинается Родина? Что для вас значит Родина?
Ученики:
Родина – это страна, в которой мы
родились и живем.
Наша Родина – это бескрайние просторы лесов, полей, морей и рек.
Это земля, на которой жили, трудились наши бабушки и дедушки.
Земля, которую наши прадеды защищали от врагов.
Родина – это наш край, наш город.
Родина – это место, где живу я и мои родные.
Это место, где стоит наша школа.
Это место, по которому люди скучают, находясь в чужой стороне.
Песня «Моя Россия» сл. Н. Соловьева, муз. Г.Струве
Учитель: У каждого государства есть свои знаки
отличия: герб, гимн, флаг.
Давайте
рассмотрим герб, гимн, флаг нашей страны
Слайд 2, 3, 4
,5
У нас очень красивый герб. На
нем изображен двуглавый орел. Орел - символ солнца, небесной силы, огня и
бессмертия. Внутри Российского герба - герб Москвы, на котором на красном фоне
изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб - это эмблема
государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках,
документах. Впервые герб появился на печати Ивана III в 1497 году. С тех пор он неоднократно менялся,
отражая требования исторической эпохи.
Российский
флаг - это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. На
Руси эти три цвета имели символическое значение: белый - благородство, чистота;
синий - верность, честность, целомудрие; красный - мужество, смелость,
великодушие, любовь.
Одним
из главных символов России является Государственный гимн. Слова гимна
отражают историю страны. Музыку написал композитор А.Александров, а слова гимна
- поэт С.Михалков. Гимн - это главная государственная песнь, в которой выражена
народная любовь и патриотизм. Гимн поют и слушают стоя.
В каждой стране есть глава государства. В нашей стране он
называется президент. С 2012 года президентом России является Владимир
Владимирович Путин.
Слайд 6,7
В
России проживают люди более 180 национальностей. У каждого народа своя национальная
культура, особые обычаи, традиции, культура, религия. Всех их объединяет одна
многонациональная Родина, все жители России - члены огромной дружной семьи.
Ученик:
Живут в России разные
Народы с давних пор
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина - Россия
У нас у всех одна
Слайд 8
В большой стране у каждого человека есть свой
маленький уголок – деревня, хутор или город, улица, дом, где он родился. Это
наша «малая Родина» - земля, на которой мы живем, любим, радуемся. Из множества
таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Наш Семилукский район располагается в центре Воронежского
края, в центральной части России. (Работа по картам Российской Федерации и
Воронежской области). Люди разных культур и разных религий, все вместе
развивают район, помогают друг другу, уважают друг друга. Мы все очень разные, но важнейшие
ценности у нас одни: семья, Отечество, вера, любовь, свобода, справедливость,
милосердие, честь, достоинство. Без этого жизнь человека обесценивается, теряет
смысл.
Слайд 9
Учитель: Откуда же берет начало слово «Родина»?
Подберите
к слову «Родина» однокоренные слова.
Ученики: Родить, родители.
Учитель: Правильно. Родина нам как мать, мы – её дети.
(Читают слова К.
Ушинского) «Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем
Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем
ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим
хлебом, вспоила своими водами. Много есть на свете хороших государств, но одна
у человека родная мать – одна у него и Родина».
Учитель: Россия – многоликая страна. Лик – это лицо. У
каждого человека, у каждого села, города, края есть свое неповторимое лицо. И
наш город Семилуки, который является частью России, имеет свое лицо, непохожее
на другие.
(Фильм «Мой город»)
Слайд 10.
Владимир Красное
солнышко
В 988 году князь Владимир
крестился и получил имя Василий. После этого он сделал христианство
государственной религией. Принятие христианства поставило Русь в ряд крупнейших
европейских государств, способствовало распространению грамотности, книжности и
развитию искусств. Во времена княжения Владимира Киевская Русь находилась в
расцвете могущества. Сам Владимир стал одним из героев многочисленных былин и
сказок под именем Владимир Красное солнышко.
Он был причислен церковью к лику святых
при Иване Грозном.
Учитель: Главная ценность России - люди, их жизнь, труд, культура.
На Руси всегда особым почетом и уважением пользовались защитники Отечества.
Ученик: Берегите Россию, без нее нам не
жить.
Берегите
ее, чтобы вечно ей быть
Нашей
правдой и силой,
Всею
нашей судьбой
Берегите Россию - нет России другой!
Слайд 11
Князь Александр Невский - великий воин. Он одерживал
победы над немецкими и шведскими рыцарями, когда они вторгались в пределы Руси.
Но еще князь Александр - великий миротворец: он несколько десятилетий удерживал
Русь и орду от столкновений. Он причислен к лику святых. В его честь построено
множество храмов.
Слайд 12.
Михаил
Илларионович Кутузов - главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812
года. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия.
Слайд 13.
Георгий
Константинович Жуков - выдающийся русский полководец, герой Великой Отечественной
войны. Эту войну он встретил уже генералом. Жукову доверяли самые трудные и
ответственные операции. Во время войны все знали; если на фронт прибывает Жуков
- жди наступления и разгрома врага. Именно маршал Жуков подписывал Акт о
безоговорочной капитуляции фашистской Германии и принимал в Москве Парад
Победы.
Учитель: Эти
мужественные люди - гордость и слава России. Великие русские поэты
прославили нашу Родину далеко за её пределами. Они воспевали Россию, свою
любовь к ней.
Слайд 14, 15, 16
Читают
подготовленные
ученики.
Слайд 17
Учитель: Ответьте на вопросы:
1. Что такое Родина для К.Ушинского, А.С. Пушкина?
2. Подберите ещё
синонимы к слову «Родина».
Слайд 18
Учитель: откройте рабочие тетради, выполните задание.
Слайд 19
Чтобы открыть для себя ценности, о которых мы
сегодня ведем речь, надо войти в определенную духовную традицию. Духовные
традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и
вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит
свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно
учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека
отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества.
Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него
самого, но и для других людей.
Наше Отечество богато своими духовными
традициями. Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда
не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным,
что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.
Вы выбрали для изучения одну из величайших
духовных традиций России.
К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство и, прежде
всего, русское православие. Верующие люди убеждены, что основные ценности они
получают от Бога. Бог дает людям нравственный закон — знание о правильной
жизни, о том, как избежать зла, страха и болезней и даже смерти, не причинять
вред другим, жить в любви, гармонии и согласии с людьми и окружающим миром.
Ученик:
С верой Иисус уходил
на распятье
В то, что искупит пороки людей.
Он им сказал: « Мои сестры и братья,
Веру даю вам, живите же с ней».
Учитель: Мы с вами – православные
христиане. Как вы думаете, что такое православие? Кого можно назвать
православными?
(Ответы учеников)
Слайд 20
Учитель: Допишите предложения в рабочей
тетради.
Слайд 21, 22,
23, 24
Творческий конкурс. «Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася»
Выставка
работ, подведение итогов.
(Учащиеся
выполняли творческие проекты на тему «Образ Родины»).
Ученик:
(отрывок
стихотворения И.С.Никитина «Русь»)
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася.
Это ты моя,
Русь Державная,
Моя Родина
Православная!
Учитель: Ребята, мы все разные, но мы все
вместе живем, учимся, трудимся и гордимся своей Родиной — нашим общим домом -
Россией.
Песня «Что может быть
лучше России» сл. и муз. Е. Крылатов
Слайд 25
Учитель: Урок наш подошёл к концу. Запишите домашнее задание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.