Выбранный для просмотра документ Рабочая тетрадь 1.doc
Скачать материал "Презентация по обществознанию на тему "Смысл и направленность общественного развития" (10 класс)"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Рабочая тетрадь 2.doc
Скачать материал "Презентация по обществознанию на тему "Смысл и направленность общественного развития" (10 класс)"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ смысл и направленность общественного развития.ppt
Скачать материал "Презентация по обществознанию на тему "Смысл и направленность общественного развития" (10 класс)"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Смысл и направленность общественного развития
2 слайд
Прочитайте высказывания. С какими из них вы согласны, а с какими – нет. Почему? Свой ответ обоснуйте.
История – честная, но не сильная свидетельница; каждый негодяй может совершить над ней насилие и принудить лгать.
И.Шарапов – российский ученый-геолог
В исторических произведениях мы знакомимся не с реальными деятелями эпохи, а с их образами, созданными их союзниками или противниками
Н.Машкин – российский историк античности
Любая историческая книга написана не о прошлом, а о том, как мы сегодня понимаем это прошлое
Г. Болингброк – английский писатель
3 слайд
Задание: объясните предложенные высказывания об объективности истории
Первая задача истории – воздержаться от лжи, вторая – не утаивать правды, третья – не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности.
Цицерон – римский писатель и политический деятель
История есть осмысление события с личной точки зрения автора.
Дмитрий Писарев – российский литературный критик
История – скорее мнения, чем факты.
Бенедикт Спиноза – голландский философ
4 слайд
Беседа по вопросам:
Что такое история, о чем она повествует?
Зачем изучать историю?
Что дает нам знание исторических событий?
Может ли человек менять ход исторического развития?
Извлекает ли человек уроки из прошлого?
Какие существую подходы к анализу мировой истории?
Задание в рабочей тетради: прочитайте раздел «Два взгляда на
мировую историю», стр.6-7 учебника и определите, какие
существуют подходы к анализу мировой истории.
5 слайд
Линейно-стадиальный подход Цивилизационный подход
Развитие человечества происходит в общем направлении с прохождением определенных периодов – стадий.
В истории человечества существуют определенные достаточно замкнутые общности, которые подчиняются собственной логике развития от зарождения до распада, т.е. в пределах своего исторического цикла.
К.Маркс
А.Тойнби
Н.Данилевский
6 слайд
Взгляды основоположников марксизма на исторический тип общества
Стороны общественного производства
Производительные
силы
Способ
производства
Производственные
отношения
Общественная экономическая формация
Первобытно-
общинная
Рабовладель-
ческая
Феодальная
Капиталис-
тическая
Коммунисти-
ческая
Вывод: Согласно формационной модели всемирной истории,
человечество движется от одной стадии к другой, более
высокой, как по лестнице.
7 слайд
Задание: используя текст учебника на стр. 7, определите, какие общественно-экономические формации выделил К.Маркс.
(первобытная, (экономическая, (коммунистическая)
архаическая) основанная на част-
ной собственности)
Общественно-экономическая
формация
первичная
вторичная
третичная
8 слайд
Марксизм о смене общественно-экономической формации
Общественно-экономическая формация
Устаревшие
производительные
силы
Устаревший
способ
производства
Устаревшие
производственные
отношения
Новые произ-
водительные
силы
конфликт
Новый прогрессивный
способ производства
Новые производст-
венные отношения
Новая формация
9 слайд
Задание: рассмотрев схему «Марксизм о воздействии базиса и надстройки», объясните, что такое базис и надстройка
Способ производства
Экономические отношения
Базис
Надстройка
воздействует
определяет
мораль
право
политика
религия
искусство
государство
партии
философия
церковь
Вывод: Базис оказывает определяющее воздействие на надстройку, на все стороны
общественной жизни.
10 слайд
Черты формационного подхода:
1. Исторический процесс рассматривается как закономерный, т. е. в его основе лежат законы развития и смены формаций.
2. Исторический процесс определяется экономическими (материальными) факторами.
3. Исторический процесс носит универсальный характер, т. е. большинство или все народы проходят через выделенные формации.
4. Исторический процесс имеет прогрессивный характер, т. к. каждая последующая формация выше, сложнее, развитее предыдущей.
11 слайд
Задание:
прочитав с. 8 учебника, определите недостатки формационного подхода.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представления учащихся о мировом историческом процессе и направленности развития человечества.
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ОБОРУДОВАНИЕ: Персональный компьютер, интерактивная доска, рабочие тетради.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКЕ:
объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый.
ХОД УРОКА, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ:
Данная тема урока рассчитана на 2 часа: изучение формационного и цивилизационного подходов к изучению истории. На данном уроке мы изучаем только формационный подход.
Время урока: 45 минут.
Вступительная часть: 15 минут
Работа с высказываниями об истории, ее объективности по слайдам № 2 и № 3.
Затем беседа по предложенным вопросам, где ребята, используя свои знания, делают выводы о месте человека в истории – слайд № 4.
Потом в ходе беседы по последнему вопросу переходим к изучению новой темы.
Основная часть: 20 минут.
Работа в тетради, где ребята определяют, какие существуют подходы к анализу мировой истории, работают с определением исторических личностей, которые обосновали данные подходы (образцы слайдов № 5).
Затем учитель раскрывает вопрос о взглядах основоположников марксизма на исторический тип общества, используя для наглядности слайд № 6.
Затем ребята, работая с учебником, определяют, какие общественно-экономические формации выделил К.Маркс и записывают это в тетради (образец слайда № 7).
Учитель продолжает объяснение новой темы и раскрывает вопрос о смене общественно-экономической формации, демонстрируя схему слайда № 8.
В продолжение работы, учащиеся уже самостоятельно изучают схему «Марксизм о воздействии базиса и надстройки» (слайд № 9) и делают вывод в тетради – что такое базис и надстройка.
Заключительная часть: 10 минут.
Вместе с ребятами учитель делает вывод о том, какими чертами характеризуется формационный подход, а затем проверяем свои выводы, используя слайд № 10.
Завершаем нашу работу на уроке, определяя не только характерные черты данного подхода, но и недостатки.
Работа в тетради.
Учитель подводит итоги проведенного урока, какие цели и задачи были выполнены. Дает домашнее задание с пояснением как и что надо выполнить.
6 660 953 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Стрижакова Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.