Документы в архиве:
Название документа Рабочая тетрадь 1.doc
Рабочая тетрадь.
Для ученика 10 класса
Тема: «Общество как сложная динамическая система»
Урок: «Смысл и направленность общественного развития»
Учитель Стрижакова И.А.
г. Аксай
2008 год
Два взгляда на мировую историю:
Задание: Определите, какие существуют подходы к анализу мировой истории
Линейно-стадиальный подход: развитие человечества происходит в общем направлении с прохождением определенных периодов – стадий.
Цивилизационный подход: в истории человечества существуют определенные достаточно замкнутые общности, которые подчиняются собственной логике развития от зарождения до распада, т.е. в пределах своего исторического цикла.
Задание: Подпишите имена основоположников линейно-стадиального и цивилизационного подходов к анализу мировой истории.
К.Маркс Н.Данилевский
Задание: определите, какие общественно-экономические формации__________ выделил К.Маркс.______________________________________________________
1. первобытная архаическая,_______________________________________________
2. экономическая, основанная на частной собственности,______________________
3. коммунистическая.____________________________________________________
Задание: рассмотрев схему «Марксизм о воздействии базиса и надстройки»,___ объясните, что такое базис и надстройка___________________________________
Базис – это совокупность исторически определенных экономических,____________ производственных отношений. Надстройка — это совокупность идеологических___ отношений, взглядов и учреждений; в неё входят государство и право, а также_____ мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения______________________________________________
Задание: прочитав с. 8 учебника, определите недостатки формационного подхода
Недостатки:
многие народы не проходили в своем развитии через все и даже большинство формаций
утопичные представления о достижимости в будущем коммунистической фазы развития
роль человеческого фактора отходит на второй план
многие процессы экономики, политики объясняются с чисто экономических позиций
Название документа Рабочая тетрадь 2.doc
Рабочая тетрадь.
Для ученика 10 класса
Тема: «Общество как сложная динамическая система»
Урок: «Смысл и направленность общественного развития»
Учитель Стрижакова И.А.
г. Аксай
2008 год
Два взгляда на мировую историю:
Задание: Определите, какие существуют подходы к анализу мировой истории
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: Подпишите имена основоположников линейно-стадиального и цивилизационного подходов к анализу мировой истории.
___________________________________________________________
Задание: определите, какие общественно-экономические формации__________ выделил К.Маркс.______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: рассмотрев схему «Марксизм о воздействии базиса и надстройки»,___ объясните, что такое базис и надстройка___________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: прочитав с. 8 учебника, определите недостатки формационного подхода
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Название документа смысл и направленность общественного развития.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Прочитайте высказывания. С какими из них вы согласны, а с какими – нет. Почему? Свой ответ обоснуйте. История – честная, но не сильная свидетельница; каждый негодяй может совершить над ней насилие и принудить лгать. И.Шарапов – российский ученый-геолог В исторических произведениях мы знакомимся не с реальными деятелями эпохи, а с их образами, созданными их союзниками или противниками Н.Машкин – российский историк античности Любая историческая книга написана не о прошлом, а о том, как мы сегодня понимаем это прошлое Г. Болингброк – английский писатель
Задание: объясните предложенные высказывания об объективности истории Первая задача истории – воздержаться от лжи, вторая – не утаивать правды, третья – не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности. Цицерон – римский писатель и политический деятель История есть осмысление события с личной точки зрения автора. Дмитрий Писарев – российский литературный критик История – скорее мнения, чем факты. Бенедикт Спиноза – голландский философ
Беседа по вопросам: Что такое история, о чем она повествует? Зачем изучать историю? Что дает нам знание исторических событий? Может ли человек менять ход исторического развития? Извлекает ли человек уроки из прошлого? Какие существую подходы к анализу мировой истории? Задание в рабочей тетради: прочитайте раздел «Два взгляда на мировую историю», стр.6-7 учебника и определите, какие существуют подходы к анализу мировой истории.
Линейно-стадиальный подход Цивилизационный подход Развитие человечества происходит в общем направлении с прохождением определенных периодов – стадий. В истории человечества существуют определенные достаточно замкнутые общности, которые подчиняются собственной логике развития от зарождения до распада, т.е. в пределах своего исторического цикла. К.Маркс А.Тойнби Н.Данилевский
Взгляды основоположников марксизма на исторический тип общества Стороны общественного производства Производительные силы Способ производства Производственные отношения Общественная экономическая формация Первобытно- общинная Рабовладель- ческая Феодальная Капиталис- тическая Коммунисти- ческая Вывод: Согласно формационной модели всемирной истории, человечество движется от одной стадии к другой, более высокой, как по лестнице.
Задание: используя текст учебника на стр. 7, определите, какие общественно-экономические формации выделил К.Маркс. (первобытная, (экономическая, (коммунистическая) архаическая) основанная на част- ной собственности) Общественно-экономическая формация первичная вторичная третичная
Марксизм о смене общественно-экономической формации Общественно-экономическая формация Устаревшие производительные силы Устаревший способ производства Устаревшие производственные отношения Новые произ- водительные силы конфликт Новый прогрессивный способ производства Новые производст- венные отношения Новая формация
Задание: рассмотрев схему «Марксизм о воздействии базиса и надстройки», объясните, что такое базис и надстройка Способ производства Экономические отношения Базис Надстройка мораль право политика религия искусство государство партии философия церковь Вывод: Базис оказывает определяющее воздействие на надстройку, на все стороны общественной жизни.
Черты формационного подхода: 1. Исторический процесс рассматривается как закономерный, т. е. в его основе лежат законы развития и смены формаций. 2. Исторический процесс определяется экономическими (материальными) факторами. 3. Исторический процесс носит универсальный характер, т. е. большинство или все народы проходят через выделенные формации. 4. Исторический процесс имеет прогрессивный характер, т. к. каждая последующая формация выше, сложнее, развитее предыдущей.
Задание: прочитав с. 8 учебника, определите недостатки формационного подхода.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать представления учащихся о мировом историческом процессе и направленности развития человечества.
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ОБОРУДОВАНИЕ: Персональный компьютер, интерактивная доска, рабочие тетради.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКЕ:
объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый.
ХОД УРОКА, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ:
Данная тема урока рассчитана на 2 часа: изучение формационного и цивилизационного подходов к изучению истории. На данном уроке мы изучаем только формационный подход.
Время урока: 45 минут.
Вступительная часть: 15 минут
Работа с высказываниями об истории, ее объективности по слайдам № 2 и № 3.
Затем беседа по предложенным вопросам, где ребята, используя свои знания, делают выводы о месте человека в истории – слайд № 4.
Потом в ходе беседы по последнему вопросу переходим к изучению новой темы.
Основная часть: 20 минут.
Работа в тетради, где ребята определяют, какие существуют подходы к анализу мировой истории, работают с определением исторических личностей, которые обосновали данные подходы (образцы слайдов № 5).
Затем учитель раскрывает вопрос о взглядах основоположников марксизма на исторический тип общества, используя для наглядности слайд № 6.
Затем ребята, работая с учебником, определяют, какие общественно-экономические формации выделил К.Маркс и записывают это в тетради (образец слайда № 7).
Учитель продолжает объяснение новой темы и раскрывает вопрос о смене общественно-экономической формации, демонстрируя схему слайда № 8.
В продолжение работы, учащиеся уже самостоятельно изучают схему «Марксизм о воздействии базиса и надстройки» (слайд № 9) и делают вывод в тетради – что такое базис и надстройка.
Заключительная часть: 10 минут.
Вместе с ребятами учитель делает вывод о том, какими чертами характеризуется формационный подход, а затем проверяем свои выводы, используя слайд № 10.
Завершаем нашу работу на уроке, определяя не только характерные черты данного подхода, но и недостатки.
Работа в тетради.
Учитель подводит итоги проведенного урока, какие цели и задачи были выполнены. Дает домашнее задание с пояснением как и что надо выполнить.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 08.01.2015 |
Раздел | Обществознание |
Подраздел | |
Просмотров | 2768 |
Номер материала | 45075 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: