- 03.10.2020
- 421
- 0
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема: «Звуки скрипки так дивно звучали…»
Задачи:
образовательная:
- осознать музыку как искусство интонации;
- расширить представления обучающихся о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей;
развивающая:
- сопоставить произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох;
воспитательная:
- научить постигать музыкальный образ через сравнение различных интерпретаций произведения;
- актуализация жизненно-музыкального опыта обучающихся (повторение знакомых музыкальных произведений);
Оборудование:
- фортепиано;
- магнитофон;
- компьютер
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Ученики: Здравствуйте, учитель! Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните волнения, обиды… вдохните свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей и доброжелательную атмосферу, царящую в классе…
Итак. Внимание. Сосредоточились. Начинаем.
Сегодняшний урок (1 слайд) посвящен скрипичной музыке.
Ребята, приведите пример скрипача в природе? (кузнечик). Давайте сейчас разучим красивую, лиричную песню «Маленький кузнечик» В.Щукина, слова С.Козлова. (2 слайд)
Скрипка олицетворяет собой эстетику звучания человеческого голоса и оказывается способной донести все лучше, что есть в нем. Не случайно высшей похвалой мастерству скрипача является сравнение его игры с человеческим голосом: скрипка поет, плачет, тоскует. Каждая скрипка, ожившая в руках мастера, имеет свой характер.-
Посмотрите натюрморты со скрипкой (3 слайд) – своеобразные портреты скрипок. Глядя на эти картины, каждый слышит разную музыку. Какую?
Особенно слышим голос скрипки становится, когда художник изображает скрипку в руках скрипача (4 слайд). Единство инструмента и исполнителя рождает высокие художественные переживания и мысли, которые можно назвать вдохновением. Это чувство пронизывает картины.
Историю возникновения этого чудесного инструмента нам поведает Снежана.
История скрипки
Скрипка появилась в Европе в конце XI века. Она была любимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на гуляньях, ярмарках, в трактирах и кабачках. Как народный инструмент сохранилась до наших дней в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии.
Звучала скрипка и в аристократических кругах – во дворцах, замках, в богатых домах, - а также в церквах. При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, которые играли во время пробуждения и трапез короля и. конечно, исполняли танцевальную музыку на придворных балах.
Лучшие скрипки были созданы итальянскими мастерами Амати, Страдивари, Гварнери. (6 слайд)
Спасибо! Очень интересная история. Ребята многие поэты, как и многие люди искусства, посвящали свои стихотворения замечательному инструменту. Послушаем Сергея и Ангелину.(7 слайд)
А.Толстой. (8-9 слайды)
Звуки пели, дрожали так звонко,
Замирали и пели сначала…
Звуки скрипки так дивно звучали,
Разливаясь в безмолвии ночи…
А.Блок. (9-10 слайды)
Не соловей – то скрипка пела.
Когда ж оборвалась струна,
Кругом рыдала и звенела,
Как в вешней роще, тишина…
Домашнее задание. Выполнить задание в творческой тетради (с.72-73). Создать свое живописное полотно к произведению А.Эшпая.
А теперь вашему вниманию - фрагмент музыкального произведения «Чакона» И.С.Баха. (11-12 слайды) Во время прослушивания задумайтесь: «Сохраняется ли эмоциональное состояние главной темы до конца фрагмента»? Эта знаменитая пьеса достигает органной мощи и даже оркестрового звучания. Руководствуясь этим образным сравнением, постарайтесь определить характер пьесы.
После прослушивания обучающие подчеркивают: «В процессе развития музыки появляются оттенки чувств – скорбь, порыв, тревога. Несколько мелодий, словно вырастая из начальных интонаций, постоянно меняют свой облик».
А теперь определите, какой из портретов подходит к звучащей музыке, и объясните, почему вы так считаете. (13 слайд) Ребята обсуждают музыкальный язык сочинения с использованием метода «сходства и различия», соотнося средства выразительности музыки и живописи.
Далее обучающиеся знакомятся с фрагментом из Concerto qrosso №1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнных А.Шнитке. (На доске и словарях выписывается определение Concerto qrosso).
При прослушивании выведите предположение: композитором, какого времени написана музыка? (14-21 слайды) Проводится сравнительный анализ главных мелодий прослушанных произведений.
Обе темы похожи друг на друга своей страстностью, взволнованностью, энергией, драматизмом. Тот же трагический минор, тот же речитативный склад мелодики.
А теперь определите, какой из портретов подходит к звучащей музыке, и объясните, почему вы так считаете. (22 слайд)
А сейчас прослушайте еще один пример музыки 20 века. Это «Венгерские напевы» для скрипки, клавесина и фортепиано марийского композитора А.Эшпая. При прослушивании, обратите внимание на совершенно иной характер произведения относительно двух предыдущих. Подумайте, что роднит музыку Эшпая с прослушанными фрагментами? (23-28 слайды)
Образный строй двух современных произведений искусства – концерта и живописного полотна – различен. Схожесть в динамичности, наполненности энергии современных интонаций и ритмов музыки. Самое главное – во всех трех случаях скрипка выражала свое отношение к мирозданию через исполнение голосом.
Посмотрите, как состояние своей души отразили композиторы в своих творениях и как музыкально создали свои творения художники, работы которых мы сегодня рассматривали. (29 слайд) Связывая искусство музыки и живописи, мы с большей точностью можем сказать, что скрипка для всех времен являла олицетворение души и сердца человека.
Учитель: До свидания, друзья мои!
Ученики: До свидания, учитель наш! (30 слайд)
6 656 218 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Петрова Светлана Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.