Инфоурок Математика Другие методич. материалыПрезентация по математике "Прототипы заданий В 14 на ЕГЭ"

Презентация по математике "Прототипы заданий В 14 на ЕГЭ"

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по математике "Прототипы заданий В 14 на ЕГЭ""

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Портной

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Прототипы В 14 Исследование сложной функции, содержащей показательную, логар...

    1 слайд

    Прототипы В 14
    Исследование сложной функции, содержащей показательную, логарифмическую функции и функцию квадратный корень

  • Проверяемые требования (умения):уметь выполнять действия с функциями.    Уме...

    2 слайд

    Проверяемые требования (умения):
    уметь выполнять действия с функциями.
    Умения по КТ
    Вычислять производные и первообразные элементарных функций

    Исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций

  • Содержание задания В14по КЭС     Начала математического анализа
4.1   Произв...

    3 слайд

    Содержание задания В14
    по КЭС
    Начала математического анализа
    4.1   Производная
    4.1.1 Понятие о производной функции, геометрический смысл производной
    4.1.2 Физический смысл производной, нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком
    4.1.3 Уравнение касательной к графику функции
    4.1.4 Производные суммы, разности, произведения, частного
    4.1.5 Производные основных элементарных функций
    4.1.6 Вторая производная и ее физический смысл
    4.2   Исследование функций
    4.2.1 Применение производной к исследованию функций и построению графиков
    4.2.2 Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах

  • Задание B14 - на нахождение с помощью производной точек экстремума функции ил...

    4 слайд

    Задание B14 - на нахождение с помощью производной точек экстремума функции или вычисление наибольшего (наименьшего) значения функции на отрезке. Для успешного решения задачи ученик должен уметь вычислять производные элементарных функций и в простейших случаях исследовать функцию на монотонность.
    Памятка ученику

  • 5 слайд

  • 6 слайд

  • 7 слайд

  • 8 слайд

  • 9 слайд

  • 10 слайд

  • 11 слайд

  • 12 слайд

  • 13 слайд

  • Алгоритм нахождения наименьшего (наибольшего) значения на данном отрезке. Пер...

    14 слайд

    Алгоритм нахождения наименьшего (наибольшего) значения на данном отрезке. Первый способ (традиционный) предполагает использование алгоритмов и знание формул.
    использование алгоритмов и знание формул. Найти производную функции.
    Приравнять производную к нулю и решить полученное уравнение.
    Найти значение функции на краях числового промежутка и в нулях производной, входящих в данный числовой промежуток.
    Выбрать среди полученных значений функции значение, соответствующее вопросу задачи (наибольшее или наименьшее)

    Важно: промежуток может быть не указан, но очевиден: область определения.

  • Прототип задания B14Найдите наименьшее значение функции
    на отрезке [6;8]....

    15 слайд

    Прототип задания B14
    Найдите наименьшее значение функции
    на отрезке [6;8].
    Решение
    Найдем y'(x). Производная произведения равна


    Приравняем к нулю:

    - нет корней; , - принадлежит [6;8]
    Найдём наименьшее значение функции:





    Ответ: -1 - наименьшее значение функции на отрезке [6;8].

  • Задание B14
Найдите наименьшее значение функции                          на о...

    16 слайд

    Задание B14
    Найдите наименьшее значение функции на отрезке [4;6].


    Задание B14
    Найдите наименьшее значение функции на отрезке [15;17].
    Задания для самостоятельного решения
    Проверка

    Ответ: -1Ответ: -1

  • Прототип задания B14Найдите наибольшее значение функции...

    17 слайд

    Прототип задания B14
    Найдите наибольшее значение функции
    на отрезке
    Решение
    Найдем y'(x). Производная функции равна

    Приравняем к нулю:
    - принадлежит

    Найдём наибольшее значение функции:






    Ответ: 12 - наибольшее значение функции на отрезке

    .

  • Задания для самостоятельного решенияЗадание B14
    Найдите наибольшее значен...

    18 слайд

    Задания для самостоятельного решения
    Задание B14
    Найдите наибольшее значение функции
    на отрезке .

    Задание B14
    Найдите наибольшее значение функции
    на отрезке .

    Проверка

    Ответ: 21Ответ: 16

  • Прототип задания B14Найдите наименьшее значение функции...

    19 слайд

    Прототип задания B14
    Найдите наименьшее значение функции
    на отрезке
    Решение
    Найдем y'(x). Производная функции равна

    Приравняем к нулю:
    - нет корней
    Найдём наименьшее значение функции:




    Ответ: 9 - наименьшее значение функции на отрезке
    .

  • Задание B14
Найдите наименьшее значение функции...

    20 слайд

    Задание B14
    Найдите наименьшее значение функции на отрезке .

    Задание B14
    Найдите наименьшее значение функции на отрезке .
    Задания для самостоятельного решения
    Проверка

    Ответ: 16Ответ: 8

  • Алгоритм нахождения наибольшего (наименьшего) значения функции без указания ч...

    21 слайд

    Алгоритм нахождения наибольшего (наименьшего) значения функции без указания числового промежутка:
    Найти производную функции.
    Приравнять производную к нулю и решить полученное уравнение.
    Провести исследование на экстремумы в области определения функции. Если экстремум один, то именно в нем достигается наибольшее (наименьшее) значение функции.
    Найти соответствующее значение функции, подстановкой.

  • Алгоритм нахождения точек экстремума.Найти производную функции.
Приравнять пр...

    22 слайд

    Алгоритм нахождения точек экстремума.
    Найти производную функции.
    Приравнять производную к нулю и решить полученное уравнение.
    На числовой прямой отметить нули производной и точки, в которых производная не определена.
    Соотнести поведение производной с поведением функции и ответить на вопрос.
    Например:





    -3
    т. max
    Ответ:

  • 10.06.202223Формулы:Дифференцирование показательной функции:Дифференцирование...

    23 слайд

    10.06.2022
    23
    Формулы:
    Дифференцирование показательной функции:
    Дифференцирование логарифмической функции:
    Дифференцирование сложной функции:

  • Найдите наибольшее значение функции                                 10.06.20...

    24 слайд

    Найдите наибольшее значение функции

    10.06.2022
    24
    Решение:

    Промежуток не указан. Очевидно, что необходимо исследовать функцию на всей области определения.
    Ответ:
    Конечно, страшновато, но
    уже ясно, что краев у
    числового промежутка нет,
    а, следовательно в них не будет достигаться наибольшее или наименьшее значение.
    т. max
    Убедимся, что это значение наибольшее
    Точка максимума одна, следовательно в ней и будет
    наибольшее значение.

  • Найдите наибольшее значение функции                         10.06.202225Реше...

    25 слайд

    Найдите наибольшее значение функции

    10.06.2022
    25
    Решение:

    Ответ:
    Промежуток не указан. Очевидно, что необходимо исследовать функцию на всей области определения.
    Разделим на первый и второй множители,
    не равные нулю:
    Убедимся, что это наибольшее значение:
    т. max
    Точка максимума одна, следовательно в ней и будет
    наибольшее значение.

  • Не очень просто.Тем более, что некоторые программы не предусматривают исполь...

    26 слайд

    Не очень просто.
    Тем более, что некоторые программы не предусматривают использование формул дифференцирования показательной и логарифмической функции в общем виде.
    Попробуем иначе. Без использования алгоритма и формул.


  • В случае, если мы имеем дело со сложной функцией f(g(x)), где f – монотонная...

    27 слайд

    В случае, если мы имеем дело со сложной функцией f(g(x)), где f – монотонная функция, то достаточно исследовать функцию g(x). Наибольшие, наименьшие значения, точки экстремума функция f будет иметь такие же, что и функция g(x). Конечно, с учетом области определения.

  • Функция                    возрастает на R, следовательно наибольшее значение...

    28 слайд

    Функция возрастает на R, следовательно наибольшее значение принимает при наибольшем значении аргумента (аргументом в данном случае является функция, находящаяся в показателе).
    Найдите наибольшее значение функции

    10.06.2022
    28
    Решение:

    Исследуем на наибольшее значение функцию, находящуюся в показателе.
    Следовательно
    т. max
    Следовательно
    Ответ:

  • Можно и совсем обойтись без производной.
Используем простые графические сообр...

    29 слайд

    Можно и совсем обойтись без производной.
    Используем простые графические соображения.
    10.06.2022
    29

  • Функция                    возрастает на R, следовательно наименьшее значение...

    30 слайд

    Функция возрастает на R, следовательно наименьшее значение принимает при наименьшем значении аргумента (функции, находящейся в показателе).
    Найдите наименьшее значение функции
    10.06.2022
    30
    Решение:

    Исследуем на наибольшее значение функцию, находящуюся в показателе.
    Следовательно
    Ответ:
    График – парабола, ветви направлены
    вверх.

  • Функция                             возрастает на всей области определения ,...

    31 слайд

    Функция возрастает на всей области определения , следовательно наибольшее значение принимает при наибольшем значении значении аргумента (функции, находящейся под знаком логарифма).
    Найдите наибольшее значение функции

    31
    Решение:

    Исследуем на наибольшее значение функцию, находящуюся под знаком логарифма.
    Следовательно
    Ответ:
    График – парабола, ветви направлены
    вниз.

  • Решим таким же способом задания, связанные с исследованием сложной функц...

    32 слайд

    Решим таким же способом задания, связанные с исследованием сложной функции, содержащей квадратичную функцию под знаком квадратного корня.
    10.06.2022
    32

  • Функция                             возрастает на всей области определения, с...

    33 слайд

    Функция возрастает на всей области определения, следовательно ведет себя так же, как подкоренная функция на области определения.
    Найдите точку минимума функции

    33
    Решение:

    Исследуем функцию, находящуюся под знаком корня.
    Ответ:
    График – парабола, ветви направлены
    вверх.
    Подкоренное выражение больше нуля при любом значении х. D(y):R.

  • Функция                             возрастает на всей области определения, с...

    34 слайд

    Функция возрастает на всей области определения, следовательно принимает наибольшее значение в той же точке, что и подкоренная функция с учетом области определения.
    Найдите наибольшее значение функции

    34
    Решение:

    Исследуем функцию, находящуюся под знаком корня.
    Ответ:
    График – парабола, ветви направлены
    вниз.
    D(y):[-5;1].
    Следовательно

  • Реши самостоятельно любым способом:Найдите точку минимума функции...

    35 слайд

    Реши самостоятельно любым способом:
    Найдите точку минимума функции

    Найдите точку максимума функции

    Найдите наименьшее значение функции

    Найдите наименьшее значение функции

    10.06.2022
    35

  • Задание B14
Найдите наименьшее значение функции 
на отрезке            . 

За...

    36 слайд

    Задание B14
    Найдите наименьшее значение функции
    на отрезке .

    Задание B14
    Найдите наименьшее значение функции
    на отрезке .
    Задания для домашнего (или дополнительного) решения
    Проверка

    Ответ: 0Ответ: 4

  • Задание B14
Найдите наибольшее значение функции...

    37 слайд

    Задание B14
    Найдите наибольшее значение функции на отрезке

    Задание B14
    Найдите наибольшее значение функции на отрезке
    Задания для домашнего (или самостоятельного) решения
    Проверка

    Ответ: 3Ответ: 6

  • Открытый банк
заданий по
математике

Можно использовать учащимися для 
     о...

    38 слайд

    Открытый банк
    заданий по
    математике

    Можно использовать учащимися для
    отработки ЗУН
    по данной теме
    Учителям при составлении тренингов по теме
    Учителям при составлении домашнего задания




  • Выбирайте, что нужно конкретному ученику и пусть ученик выберет то, что  ему...

    39 слайд

    Выбирайте, что нужно конкретному ученику и пусть ученик выберет то, что ему нужно!!!


    Спасибо за внимание!!!
     

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Сопровождение к материалу

Слайд 1

Тема занятия: Прототипы В 14

«Исследование сложной функции, содержащей показательную, логарифмическую функции и функцию квадратный корень» Занятие рассчитано не менее чем на 2 урока на хороший темп работы.

Слайд 2

Обратить внимание учащихся на:

Проверяемые требования (умения):
уметь выполнять действия с функциями.

    Умения по КТ

  Вычислять производные и первообразные элементарных функций

  Исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций

Слайд 3

Обратить внимание учащихся на:

Содержание задания В14 по КЭС

   Начала математического анализа

  4.1   Производная

4.1.1 Понятие о производной функции, геометрический смысл производной

4.1.2 Физический смысл производной, нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком

4.1.3 Уравнение касательной к графику функции

4.1.4 Производные суммы, разности, произведения, частного

4.1.5 Производные основных элементарных функций

4.1.6 Вторая производная и ее физический смысл

  4.2   Исследование функций

4.2.1 Применение производной к исследованию функций и построению графиков

4.2.2 Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах

 

 

Слайд 4

Цель занятия:

Памятка ученику

Задание B14 - на нахождение с помощью производной точек экстремума функции или вычисление наибольшего (наименьшего) значения функции на отрезке. Для успешного решения задачи ученик должен уметь вычислять производные элементарных функций и в простейших случаях исследовать функцию на монотонность.

Слайд 5

Актуализация знаний учащихся.

Таблица формул для нахождения производных элементарных функций (в домашней работе повторить эту таблицу, у каждого  она есть на партах)

Слайды 6 -9

Закрепление ранее изученного материала на устных упражнениях. У каждого учащегося листы на печатной основе с заданиями и пропущенными местами, проговаривается решение учащимися с места,  сверка по слайдам

Слайды 10-12

Закрепление ранее изученного материала на устных упражнениях «Найди ошибку», работа со слайдами, устные ответы детей.

Слайд 13

 «Порешаем?»

Закрепление ранее изученного материала. Вызвать  1 ученика к доске, учащиеся с места на доску не смотрят, только сверяю свое решение после его окончания.

 

Слайд 14

Актуализация опорных знаний

 При исследовании функции на наибольшее, наименьшее значение, минимумы и максимумы,  обучающиеся часто придерживаются определенного алгоритма, который мы рассматриваем на уроках. Поэтому рассмотрим

Алгоритм нахождения наименьшего (наибольшего) значения на данном отрезке. Первый способ (традиционный) предполагает использование алгоритмов и знание формул.

1)      использование алгоритмов и знание формул. Найти производную функции.

2)      Приравнять производную к нулю и решить полученное уравнение.

3)      Найти значение функции на краях числового промежутка и в нулях производной, входящих в данный числовой промежуток.

4)      Выбрать среди полученных значений функции значение, соответствующее вопросу задачи (наибольшее или наименьшее)

       

  Важно: промежуток может быть не указан, но очевиден: область определения.

Слайд 15

Прототип задания B14. Работа учителя с классом с демонстрацией слайда.

           Найдите наименьшее значение функции

    на отрезке [6;8]. Его решение

Слайд 16

Задания для самостоятельного решения по вариантам в строго ограниченном времени  (в зависимости от класса) с последующей проверкой.

1.      Найдите наименьшее значение функции                                на отрезке [4;6].

 

 

2.      Найдите наименьшее значение функции                                 на отрезке [15;17].

 

       Слайд 17

       Работа учителя с классом с демонстрацией слайда.

      Найдите наибольшее значение функции

                                         на отрезке                                Его решение.

Слайд 18

Задания для самостоятельного решения по вариантам, 2 ученика у доски с последующей проверкой ответов и решения

·        Найдите наибольшее значение функции                                                    

    на отрезке                   .

·        Найдите наибольшее значение функции

                                                   

    на отрезке               .

Слайд 19

Прототип задания B14. Работа учителя с классом с демонстрацией слайда.

Похожий случай на предыдущий, но при решении уравнения, получаем – корней нет.

 

Найдите наименьшее значение функции

                                     на отрезке       

Слайд 20

Задания для самостоятельного решения по вариантам с проверкой ответов. Ограничение во времени. Если ответ не сходится, рекомендовать еще раз вернуться к этому примеру дома.

Найдите наименьшее значение функции                                       на отрезке                      .

 

 

Найдите наименьшее значение функции                                       на отрезке                        .

 

Слайд 21

Актуализация знаний учащихся

Алгоритм нахождения наибольшего (наименьшего) значения функции без указания числового промежутка:

1)      Найти производную функции.

2)      Приравнять производную к нулю и решить полученное уравнение.

3)      Провести исследование на экстремумы  в области определения функции. Если экстремум один, то именно в нем достигается наибольшее (наименьшее) значение функции.

4)      Найти соответствующее значение функции, подстановкой.

Слайд 22

Актуализация знаний учащихся

Алгоритм нахождения точек экстремума

  Найти производную функции.

  Приравнять производную к нулю и решить полученное уравнение.

  На числовой прямой отметить нули производной и точки, в которых производная не определена.

  Соотнести поведение производной с поведением функции и ответить на вопрос.

Слайд 23

Актуализация знаний учащихся

Обратить внимание на формулы:

Формулы:

·        Дифференцирование показательной функции

 

 

 

·        Дифференцирование логарифмической функции:

 

 

 

·        Дифференцирование сложной функции:

 

Слайд 24

                       Работа учителя с классом с демонстрацией слайда.

                   Решим строго по алгоритму следующие два примера. Промежуток в этих примерах не задан

 

 

       Найдите наибольшее значение функции                                

             Слайд 25

 Работа учителя с классом с демонстрацией слайда.

 Найдите наибольшее значение функции                        

 

Слайд 26

Обратить внимание, что

Не очень просто.
Тем более, что некоторые программы не предусматривают использование формул дифференцирования показательной и логарифмической функции в общем виде.
Попробуем иначе. Без использования алгоритма и формул.

 

Слайд 27

В случае, если мы имеем дело со сложной функцией f(g(x)), где f – монотонная функция, то достаточно исследовать функцию g(x). Наибольшие, наименьшие значения, точки экстремума функция f будет иметь такие же, что и функция g(x). Конечно, с учетом области определения.

Слайд 28

 Работа учителя с классом с демонстрацией слайда. Тот же пример (последний), но ….. решение проще.

        Найдите наибольшее значение функции                        

Слайд 29

Можно и совсем обойтись без производной.

Используем простые графические соображения

 

Слайд 30

Работа учителя с классом с демонстрацией слайда. Похожий пример, но другим способом

Найдите наименьшее значение функции                    

Слайд 31

Работа учителя с классом с демонстрацией слайда.

Найдите наибольшее значение функции                                

Слайд 32

     Решим таким же способом задания, связанные с исследованием сложной функции, содержащей квадратичную функцию под знаком квадратного корня

Слайд 33

Работа учителя с классом с демонстрацией слайда.

Найдите точку минимума функции                                

Слайд 34

Работа учителя с классом с демонстрацией слайда.

Найдите наибольшее значение функции                              

Слайд 35

Работа в парах, учащиеся делятся друг с другом своими соображениями, способами решения, помогают друг другу.

 Реши самостоятельно любым способом:

  Найдите точку минимума функции   

                                                

  Найдите точку максимума функции 

                    

  Найдите наименьшее значение функции

 

  Найдите наименьшее значение функции                   

 

Слайд 36  и 37

Задания для домашнего (или самостоятельного) решения

Слайд 38

Открытый банк заданий по

математике

·        Можно использовать учащимися для

     отработки ЗУН по данной теме

·        Учителями  при составлении тренингов по теме

·        Учителями при составлении домашнего задания

 

              Слайд 39

Данное занятие дано с избытком заданий, так как его частями можно пользоваться уже, начиная при изучении производной в 10 классе, используя примеры с тригонометрическими функциями. И продолжить в 11 классе при изучении  показательных и логарифмических функций. И все занятие есть смысл проводить либо при повторении, обобщении материала в 11 классе, либо на факультативных занятиях при подготовке ЕГЭ. В последнем случае работа с классом с демонстрацией слайдов по образцам можно использовать без записи заданий в тетрадь, только устная работа. А вот самостоятельная работа проходит при демонстрации соответствующего слайда-образца.

Предложенное занятие позволяет формировать умение решать  проблемы  задания В 14 различными способами.

Конечно, рациональнее решать данные задачи, исследуя свойства подфункции, но, тем не менее, традиционное решение (с помощью алгоритма)  никто не отменял. На мой взгляд, важно показать различные способы. Заинтересованные обучающиеся должны видеть целостную картину.  Выбирайте, что нужно конкретному ученику.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 920 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 1081
    • PPTX 593 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Майя Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кузнецова Майя Александровна
    Кузнецова Майя Александровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 10999
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания математики в среднем профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 519 человек

Курс повышения квалификации

Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 152 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 819 человек

Курс повышения квалификации

Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 493 человека

Мини-курс

Сенсорная интеграция: типовые и инновационные методы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Вероятность и статистика в рамках обновленного ФГОС

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

GR: аспекты коммуникации и взаимодействия с государственными органами

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе