Выбранный для просмотра документ римская нумерация.doc
Скачать материал "Презентация по математике на тему "Римская нумерация" 3 класс"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ римская нумерация.ppt
Скачать материал "Презентация по математике на тему "Римская нумерация" 3 класс"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
2 слайд
Прочитай числа
350, 256, 444, 799, 602.
3 слайд
Игра «Цепочка»
202, 204…
333, 343…
125, 225…
IV, III…
4 слайд
Мои знания о римской нумерации
Я умею работать
с римскими числами.
Я знаю о них мало.
5 слайд
Использование чисел
римской нумерации.
6 слайд
Один - много
Сначала люди просто различали один предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, то говорили «много».
7 слайд
Для счёта люди использовали камушки, ракушки, палочки.
8 слайд
Древняя Азия
9 слайд
Древний Египет
10 слайд
Арабские цифры
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
11 слайд
Древний Рим
12 слайд
«Счётные машинки»
I
II
III
?
4
13 слайд
V
Цифра 5
14 слайд
Учимся записывать римские числа.
1 2 3 4 5 6 7 8
I II III
IV V VI VII VIII
15 слайд
Цифра 10
X
16 слайд
Учимся записывать римские числа.
9 10 11 12 13 14 15 16
IX X XI XII XIII XIV XV XVI
17 слайд
Образование римских чисел.
I II III
IV V VI VII VIII
IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX
Цифра, стоящая справа от основной, образуется действием прибавления,
стоящая слева – действием вычитания.
18 слайд
19 слайд
IX + I = X
VII + I = IX
X + II =XII
Найди ошибку и исправь.
20 слайд
Проверь!
IX + I = X
VII + I =VIII
X + II =XII
21 слайд
В библиотеке на полке стояли по порядку с тринадцатого по двадцать шестой тома из собраний сочинений Л.Н. Толстого. Некоторые из них выдали читателям. Назови номера выданных книг.
XV XIX XXI XXIII XXIV XXVI
22 слайд
Запиши выражение римскими числами
и реши:
Работа в парах.
12 : 3 + 5 = 15 : 5 + 9 =
23 слайд
Проверь!
XII : III + V =IX
XV : V + IX =XII
24 слайд
Игра «Соединялки».
5 X VIII
18 XX
20 V
25 слайд
Мои знания о римской нумерации
Я затрудняюсь.
Я научился работать
с римскими числами.
26 слайд
Рефлексия
- Вам понравилось работать с римскими цифрами?
- С каким настроением уходите с урока?
27 слайд
Спасибо за урок
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема: Римские цифры.
Цели:
- познакомить с римскими цифрами и историей римской нумерации;
- научить читать, записывать римские цифры и выполнять с ними элементарные
арифметические действия;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать логическое мышление, наблюдательность;
- воспитывать навыки коллективного труда, умение оказывать взаимопомощь;
- воспитывать интерес к истории.
Оборудование: учебник «Математика. 3 класс». М.И. Моро и др., раздаточный материал (наборы счётных палочек, предметные картинки – рыбки, сигнальные круги, карточки для работы в парах, индивидуальные «карты ученика»), мультимедийный проектор, доска, компьютер, презентация к уроку.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично – поисковый.
Ход урока.
I.Организационный момент.
У нас сейчас важная работа.
Ведь математики урок не может быть без устного счёта.
II.Устный счёт.
1. Прочитай числа.
350, 256, 444, 799, 602, 829.
- Как называются эти числа?
- Почему их называют трёхзначные?
1 вариант в порядке убывания, 2 вариант - в порядке возрастания.
2.Игра «Цепочка» (продолжи ряд чисел). Проблемная ситуация.
202, 204…
333, 343…
ХХIV, ХХIII…
- Все ли задания вы смогли выполнить?
- Какое задание не смогли выполнить?
- Почему?
- Это тоже числа, но записаны они особыми цифрами.
- Кто знает, как они называются? (римские)
- А знаете, почему?
- Называются они так потому, что появились в Риме.
- Так о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке?
- Я уверена, что вы встречались с этими числами.
- Где вы встречались такими числами? (Слайд - Использование чисел римской нумерации)
- Я хочу знать, много ли вы знаете о римских числах?
- Покажите это при помощи кругов: жёлтый – я умею работать с римскими числами, красный – знаю о них мало.
- Что бы вы хотели узнать о римских числах?
(познакомиться с римскими цифрами, научиться их читать, записывать, решать примеры)
- Хорошо! Для этого я предлагаю вам побывать в Древнем Риме, познакомиться с его жителями, узнать историю о том, как появились римские цифры.
III. Изучение нового материала.
1.Открытие новых знаний.
Сообщение учителя.
- Сначала люди просто различали один предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, то говорили «много» (Слайд). Но позже возникла проблема. Надо было считать, сколько в стаде животных, сколько корзин зерна собрано? Первыми помощниками при счёте стали пальцы, камешки, палочки (Слайд - Первые помощники). Но чем больше они собирали зерна, чем многочисленнее становились их стада, запоминать становилось труднее. Возникла необходимость записывать числа. И тогда древние люди стали изобретать цифры. В разных странах они это делалось по – разному. Порой цифры были очень забавные. Народы Древней Азии при счёте завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета (Слайд - Древняя Азия). В Древнем Египте изобрели счёты. (Слайд - Древний Египет). Цифры, которыми мы пользуемся ежедневно, принято называть арабскими. Эти цифры были созданы в Индии. Первыми у них цифрами стали пользоваться арабы. Древние арабы упростили эти значки. Они стали выглядеть вот так (Слайд – Арабские цифры). От них цифры разошлись по всему миру. В том числе ими пользуются и в нашей стране. Все вы их хорошо знаете.
- Жители Древнего Рима пошли по самому простому пути. Они для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека (Слайд - Древний Рим)
- Оказывается это не сложно.
- Сейчас наши пальчики превратятся в «счётные машинки».
- Какие римские цифры вы умеете записывать? (I, II, III)
- Как их показать на пальцах? (показывают)
- Запишите цифры 1, 2, 3 (на доске).
- Кто знает, как записать число 4?
- На руке человека 5 пальцев. Чтобы изобразить цифру 5 стали изображать руку.
- Покажите руку так (пальцы прижаты, большой палец – в сторону).
Рисунок был прост. V – так изображали цифру 5. (Слайд – цифра 5)
(Работа с раздаточным материалом - палочки).
- Постройте из палочек цифру 5.
- Как записать цифру 4?
- Оказывается, это делается на основе математического действия вычитания.
- От 5 вычитаем 1 получается 4. Записывается число так IV.
- Справа к цифре 5 (V) приставьте ещё одну палочку. Это цифра 6.
- Приставьте ещё одну палочку. Это цифра 7.
- Сколько палочек нужно приставить, чтобы получилось число 8?
- На каком математическом действии основано образование чисел? 6, 7, 8?
(на прибавлении) (Слайд - Учимся записывать римские числа).
(На доске под арабскими числами пишут ряд римских чисел)
- Кто догадался, как можно записать число 10?
- Да, можно прибавить. Но прибавлением по одному пересчитывать долго. Римляне и здесь нашли выход. На одной руке 5 пальцев.
- Сколько пальцев на двух руках? (5 и 5, всего10) (Слайд – цифра 10)
- Поэтому число 10 в римской нумерации обозначено двумя пятёрками. Одна пятёрка стоит обычно, а другая перевёрнута вниз. Получилась такая цифра Х, т. е . это две перекрещенные палочки.
- Постройте цифру 10 с помощью 2 палочек.
- Кто догадался, как можно записать число 9?
- Поставьте справа одну палочку. Какое число получилось? (число11)
- Как получить число 12,число 13?
2. Вывод:
- Как образуются римские цифры? (Слайд – Образование римских чисел).
Цифра, стоящая справа от большей, образуется действием прибавления, стоящая слева –действием вычитания.
4. Первичное закрепление.
- А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа.
Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, покажете верный ответ с помощью карточек с римскими цифрами.
1) – Сколько будет, если 18 : 6 ? (3);
2) – Чему равно произведение 5 и 2? (10)
3) – Сколько ног у двух петухов? (4)
4) – Сколько дней в неделе?(7)
5) – Какое число на один больше 10? (11)
6) – Частное 25 и 5. (5)
IV.Физминутка.
Гимнастика для глаз «Звёздное небо» (электронная).
- Во все времена люди любили наблюдать за ночным небом.
Давайте и мы понаблюдаем.
V. Закрепление.
1.Сравни числа, назови знаки > < = (Слайд)
2.Найдите ошибку в примерах (Слайд – Найди ошибки и исправь) – (взаимопроверка)
IX + I = X
VII + I = IX
X + II =XI
3. Задача
4.Запишите выражения римскими цифрами и решите (Слайд)
( Работа по парам, самопроверка по образцу).
12 : 3 + 5= 15 : 5 + 9 =
8. Игра «Соединялки»
VI. Домашнее задание.
- С помощью римских цифр запишите, сколько лет каждому члену вашей семьи.
VII. Итог. Оценки за работу на уроке.
- С какими цифрами познакомились на уроке?
- Где используются римские числа.
- Покажите с помощью кругов, научились ли вы работать с этими числами (Я научился работать с римскими числами – жёлтые круги, я затрудняюсь - красные).
VIII. Рефлексия.
- А вам понравилось работать с римскими цифрами?
- С каким настроением уходите с урока?
6 664 348 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Секинаева Ирма Руслановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.