Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Зима в произведениях русских поэтов
Разработала
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №21»
г.. Каменска-Уральского
Свердловской области
Мерзликина Наталья Николаевна
2 слайд
Цель урока:
Проследить, как меняется образ зимы в зависимости от периода зимы(начало, середина, конец) в лирических произведениях русских поэтов
3 слайд
Задачи:
Выявить изобразительно-выразительные средства, используемые поэтами для создания образа зимы и передачи своих чувств
Найти сходства или различия созданных образов
4 слайд
Изобразительно-выразительные средства
Сравнение
Метафора
Звукопись
Олицетворение
Эпитет
5 слайд
Чувство восторга и облегчения от наступления зимы
А. Пушкин
И. Бунин
А. Фет
6 слайд
Зима-чародейка
Ф. Тютчев
А. Майков
А. Пушкин
С. Есенин
Буйство вьюги
Красота зимнего леса
7 слайд
Зима-старуха
А. Майков
Ф. Тютчев
8 слайд
Вывод
В результате сравнения можно увидеть сходства созданных образов зимы в лирике русских поэтов:
Начало зимы – вечерняя непогода, а утро свежее и морозное
Зима в разгаре – образ чародейки, заколдовавшей лес
Конец зимы – образ злой, старой ведьмы
9 слайд
Список использованной литературы
А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 8 томах. Москва «Художественная литература», 1970г.
И. А. Бунин. Поэзия и проза. Москва «Просвещение», 1986г.
С. Есенин. Стихи о природе. http://stihi-russkih-poetov.ru/tags/stihi-esenina-o-prirode
А.Н. Майков. Стихи про зиму. http://ruspoeti.ru/aut/majkov/t/16.html
И. Никитин. Встреча зимы. http://allforchildren.ru/poetry/winter41.php
Ф. Тютчев. Все стихи. http://rupoem.ru/tyutchev/all.aspx
А. Фет. Стихотворения о природе. http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/
10 слайд
Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
«То как зверь она завоет, то заплачет как дитя…» (А. Пушкин)
«И на ветках берез как алмазы горят
Капли сдержанных слез…» (И. Никитин)
Другие ИВС
Далее
11 слайд
Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается.
«И в окно снежинки мотыльками бьются…» (С. Есенин)
«Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег» (А. Пушкин)
Другие ИВС
Далее
12 слайд
Звукопись — использование звукового состава слова, его звучания для усиления выразительности поэтической речи.
«Буря мглою небо кроет…» (А. Пушкин)
«Морозит. Снег хрустит…» (А. Майков)
Другие ИВС
Далее
13 слайд
Олицетворение – художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.
«Валит снег и стелет шаль…» (С. Есенин)
«Смотрит весело лес…» (И. Никитин)
Другие ИВС
Далее
14 слайд
Эпитеты – это художественные определения. Они выделяют свойства, качества, существенные стороны, признаки, передают впечатление, отношение автора; задают настроение; создают образ; характеризуют; оценивают.
«Свежей белой пухлой ватой все убрал кусты» (А. Фет)
«А вьюга с ревом бешеным…» (С. Есенин)
Другие ИВС
Далее
15 слайд
«Зимнее утро»
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Наступление зимы
Далее
16 слайд
«Первый Снег»
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
Наступление зимы
Далее
17 слайд
«Мама! глянь-ка из окошка …»
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый,
Свежей, белой, пухлой ватой
Всё убрал кусты.
Наступление зимы
Далее
18 слайд
«Чародейкою Зимою…»
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит…
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Зима чародейка
Далее
19 слайд
«Зимнее утро»
Отливом пурпурным блестит снегов сребро;
Иглистым инеем, как будто пухом белым,
Унизана кора по ветвям помертвелым.
Зима чародейка
Далее
20 слайд
«Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Зима чародейка
Далее
21 слайд
«Поёт зима — аукает...»
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
Зима чародейка
Далее
22 слайд
«Уходи, зима седая!»
Уходи, зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!
Зима-старуха
Далее
23 слайд
«Зима недаром злится…»
Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
Зима-старуха
Далее
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Презентация поможет учителю организовать сравнительный анализ произведений русских поэтов о зиме. Её можно использавать на обобщающем уроке.
Цель данного урока: проследить, как меняется образ зимы в зависимости от периода зимы (начало, середина,конец) в лирических произведениях русских поэтов.
На уроке дети обратятся к строкам из стихотворений, определят изобразительно-выразительные средства, используемые поэтами для создания образа зимы и передачи своих чувств, выявят сходства и различия созданных образов.
Помимо предметных умений урок позволит развивать и метапредметные умения и навыки:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - извлечение необходимой информации из прочитанных текстов; определение основной и второстепенной информации;-
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
6 662 822 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Мерзликина Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.