Описание презентации по отдельным слайдам:
Готовимся к пропускному сочинению в 11 классе. Одно художественное произведение для нескольких направлений.
Природа и человек в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы. Какова же роль пейзажа в романе «Отцы и дети?»
Алгоритм написания сочинения. Роль описания природы в литературном произведении. Условность или конкретность описания. Тип природы. Природа и становление человека (формирование характера, близость к природе). Природа как воплощение Бога, высшего начала. Контраст общества (человека и природы. Отражение в природе душевных переживаний героя. Природа как олицетворение Родины.
Роль описаний природы в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Подбираем сразу вступление- с биографическими данными, связанными с творчеством самого писателя. И.С.Тургенев -мастер пейзажных описаний , его пером созданы замечательные картины русской природы.»Записки охотника»- это не только картина русских национальных типов, но и картина русской природы, которая окружает героев «Записок». Роль природы в романе «Отцы и дети» сложнее.
Тезис первый к идее сочинения. Действие романа начинается в конце мая. В сцене встречи Николая Петровича, Аркадия и Базарова мы встречаемся с двумя различными по настроению описаниями природы. Эти описания в какой-то степени и создают те направления, по которым писатель строит свой роман.
Природу среднерусской полосы мы видим глазами Аркадия. Первое описание подчёркнуто негативно и вызывает в Аркадии мысль о необходимости реформ
«Деревеньки с низкими избёнками под тёмными,часто до половины размётанными крышами», «покривившиеся сарайчики», «Церкви то кирпичные, с отвалившейся штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладбищами»,»Мужички…об-трёханные, на плохих клячонках…»).
Но за этим описанием сразу следует иное : «весна брала своё…» В этом описании всё полно жизни, всё говорит о воскресении, красоте и силе (« всё …золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тёплым дыханием тёплого ветерка», «красиво чернея…гуляли грачи», «повсюду…заливались жаворонки…» Так вот именно это описание заставляет Аркадия забыть о размышлениях, а просто любоваться природой. Так задана главная доминанта произведения- теории, социальные потрясения противопоставлены вечной красоте природы, с которой человек должен жить в гармонии.
Тезис второй- антагонистические взгляды на природу двух героев: Базарова и Кирсанова Н.П. Второй раз пространное описание природы дано в 11 главе, сразу после столкновения Базарова и Павла Петровича. «Но отвергать поэзию?..не сочувствовать художеству, природе?.. И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе». («Ласточки летали высоко, ветер совсем замер, запоздалые пчёлы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени…», на небе «уже роились и перемигивались звёзды»).» Как хорошо, Боже мой!»-думает Николай Петрович, И мы проникаемся тем же настроением:»Как же может Базаров не чувствовать красоты и обаяния природы?»
Пример второй к данному тезису. Однако нельзя не заметить,что по-своему, как учёный- естествоиспытатель, Базаров глубоко любит природу. Утверждая, что «природа не храм, а мастерская», он противопоставляет восторженному созерцанию необходимость её изучения. Его интересует редкий экземпляр жука, его радует,что разрослась берёзовая роща, он говорит любовно:»Акация да сирень-ребята добрые.
Писатель открывает в Базарове способность глубочайшим образом переживать то,что сам герой отвергал. «В разговорах с Анной Сергеевной он ещё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Фон, на котором происходит объяснение его с Одинцовой,- поэтическая картина летней ночи.Природа рисуется в восприятии Базарова. Это на него глянула тёмная , мягкая ночь, это ему ночная свежесть казалась «раздражительной», это ему слышалось таинственное шептание.
Третий тезис-природа как воплощение Бога, высшего начала. А вот последняя картина природы вне конкретного времени( она как бы протянута во времени, не один год ходят старики Базаровы на кладбище). Этот пейзаж говорит о вечности, по сравнению с которой все человеческие теории – ничто. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрывалось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами…они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной».
Заключение- вывод. Именно описания природы помогают автору вывести роман за рамки социально-политических и идеологических споров на уровень вечных вопросов красоты и истины.
Спасибо за внимание! С вами Гелевская Алла в рубрике : «Одно художественное произведение для нескольких направлений!»
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Природа и человек в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над
эстетическими, экологическими,социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы
Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над
эстетическими, экологическими,социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы
Алгоритм написания сочинения.
Роль описания природы в литературном произведении. Условность или конкретность описания. Тип природы. Природа и становление человека (формирование характера, близость к природе). Природа как воплощение Бога, высшего начала. Контраст общества (человека и природы. Отражение в природе душевных переживаний героя.Природа как олицетворение Родины. Роль описаний природы в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Подбираем сразу вступление- с биографическими данными, связанными с творчеством самого писателя. И.С.Тургенев -мастер пейзажных описаний , его пером созданы замечательные картины русской природы.»Записки охотника»- это не только картина русских национальных типов, но и картина русской природы, которая окружает героев «Записок». Роль природы в романе «Отцы и дети» сложнее. Подбираем сразу вступление- с биографическими данными, связанными с творчеством самого писателя. И.С.Тургенев -мастер пейзажных описаний , его пером созданы замечательные картины русской природы.»Записки охотника»- это не только картина русских национальных типов, но и картина русской природы, которая окружает героев «Записок». Роль природы в романе «Отцы и дети» сложнее. Действие романа начинается в конце мая. В сцене встречи Николая Петровича, Аркадия и Базарова мы встречаемся с двумя различными по настроению описаниями природы. Эти описания в какой-то степени и создают те направления, по которым писатель строит свой роман. Природу среднерусской полосы мы видим глазами Аркадия. Первое описание подчёркнуто негативно и вызывает в Аркадии мысль о необходимости реформ «Деревеньки с низкими избёнками под тёмными,часто до половины размётанными крышами», «покривившиеся сарайчики», «Церкви то кирпичные, с отвалившейся штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладбищами»,»Мужички…об-трёханные, на плохих клячонках…»). В этом описании всё полно жизни, всё говорит о воскресении, красоте и силе (« всё …золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тёплым дыханием тёплого ветерка», «красиво чернея…гуляли грачи», «повсюду…заливались жаворонки…» Так вот именно это описание заставляет Аркадия забыть о размышлениях, а просто любоваться природой.В этом описании всё полно жизни, всё говорит о воскресении, красоте и силе (« всё …золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тёплым дыханием тёплого ветерка», «красиво чернея…гуляли грачи», «повсюду…заливались жаворонки…» Так вот именно это описание заставляет Аркадия забыть о размышлениях, а просто любоваться природой. Второй раз пространное описание природы дано в 11 главе, сразу после столкновения Базарова и Павла Петровича. «Но отвергать поэзию?..не сочувствовать художеству, природе?.. И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе». («Ласточки летали высоко, ветер совсем замер, запоздалые пчёлы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени…», на небе «уже роились и перемигивались звёзды»).» Как хорошо, Боже мой!»-думает Николай Петрович, И мы проникаемся тем же настроением:»Как же может Базаров не чувствовать красоты и обаяния природы?» Второй раз пространное описание природы дано в 11 главе, сразу после столкновения Базарова и Павла Петровича. «Но отвергать поэзию?..не сочувствовать художеству, природе?.. И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе». («Ласточки летали высоко, ветер совсем замер, запоздалые пчёлы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени…», на небе «уже роились и перемигивались звёзды»).» Как хорошо, Боже мой!»-думает Николай Петрович, И мы проникаемся тем же настроением:»Как же может Базаров не чувствовать красоты и обаяния природы?» «В разговорах с Анной Сергеевной он ещё больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Фон, на котором происходит объяснение его с Одинцовой,- поэтическая картина летней ночи.Природа рисуется в восприятии Базарова. Это на него глянула тёмная , мягкая ночь, это ему ночная свежесть казалась «раздражительной», это ему слышалось таинственное шептание А вот последняя картина природы вне конкретного времени( она как бы протянута во времени, не один год ходят старики Базаровы на кладбище). Этот пейзаж говорит о вечности, по сравнению с которой все человеческие теории – ничто. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрывалось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами…они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной». Именно описания природы помогают автору вывести роман за рамки социально-политических и идеологических споров на уровень вечных вопросов красоты и истины.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 08.01.2015 |
Раздел | Русский язык и литература |
Подраздел | |
Просмотров | 1379 |
Номер материала | 44714 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: