Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Технология развития критического мышления
моделирование опорных схем-конспектов (ОСК)
Учитель русского языка и литературы
Клизунова Галина Николаевна
п.Пластун Тернейского района Приморского края
2 слайд
Моделирование - способ формирования у школьников ключевых компетенций и целостного представления о картине мира
В ходе работы над произведением определяются пространственные и временные рамки, жанровое своеобразие произведения, выделяются главные и второстепенные герои, сюжетные линии, система образов, наблюдается язык .
Работая с текстом, учащиеся выделяют самое главное и вносят в ОСК ключевые слова, цитаты, делают краткие выводы, учатся логично выражать свои мысли, аргументировано вести диалог.
На заключительном этапе работы ученики комментируют созданный самостоятельно опорный конспект, что позволяет проверить и систематизировать знания, способствует развитию речи, творческих способностей учащихся.
ОСК позволяет каждому из учеников выразить свою позицию.
3 слайд
Благодаря методу моделирования
- развивается абстрактное и логическое мышление;
- формируется целостная картина мира;
- вырабатываются универсальные учебные действия;
- школьники учатся применять на практике полученные знания и чётко осознают: где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
4 слайд
Урок литературы в 10 классе по роману «Война и мир». Тема «Жизненные искания Андрея Болконского»
Проанализировав ряд высказываний писателя, ставших афоризмами, ребята пришли к выводу о том, что слова «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие- душевная подлость» отражают путь жизненных исканий Андрея Болконского.
Ребятам предложено самостоятельно выделить ключевые эпизоды жизни героя романа, подобрать реплики, монологические высказывания, авторские отступления, описания поступков, характера персонажа, а также самим выбрать знаки, способ конструирования схемы, раскрывающей путь Болконского.
Работа проходила во время урока. Искания Болконского десятиклассниками названы «Взлеты и падения»
5 слайд
6 слайд
7 слайд
Представление составленных ОСК
Схематично путь исканий представлен большинством учащихся в виде ломаной линии или линий, напоминающих кардиограмму сердцебиения. Нижние точки- моменты духовного и душевного кризиса, верхние- эмоциональный и моральный взлет.
Каждая «линия жизни» иллюстрируется цитатами.
Рефлексия: «Что вам дала работа по составлению ОСК?»
- Обобщили прочитанное, систематизировали материал о Болконском, «собрали» цитаты. Мы готовы к сочинению! А еще на основе цитат из романа можем подготовить рекламу роману «Война и мир», составить сборник афоризмов, которые поучительны во все времена!
8 слайд
9 слайд
Рефлексия учителя
ОСК раскрывает творческую индивидуальность составителя, знание фактического материала, умение обобщать и систематизировать, используя личный опыт учащегося,
В процессе самопознания у ребят формировались собственные взгляды и отношения, моральные требования и оценки.
«Оценивая художественный текст, я оцениваю себя», - может с уверенностью сказать автор опорного конспекта.
Опорные конспекты, созданные учащимися, можно использовать для привлечения внимания учеников к произведениям.
Я увидела неподдельный интерес к такой деятельности, мы ушли от традиционного способа подготовки к сочинению. Ребята аргументированно вели диалог, полилог, монолог; речь учащихся обогащалась многообразием грамматических структур.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
В презентации представлен опыт моделирования опорных схем- конспектов на уроках литературы.
Моделирование- способ формирования у школьников ключевых компетенций и целостного представления о картине мира.
План работы над составлением ОСК: определение пространственных и временных рамок, выделение главных и второстепенных героев, поиск ключевых слов, цитат, подготовка выводов, аргументов для обоснования собственной позиции.
Метод моделирования развивает абстрактное и логическое мышление, формирует универсальные учебные действия. Ученики применяют на практике полученные знания.
Преставлен пример составления ОСК по теме "Жизненные искания Андрея Болконского" (Лев Толстой "Война и мир").
Рефлексия: "Что дала работа по составлению ОСК?"
Рефлексия учителя.
Моделирование - способ формирования у школьников ключевых компетенций и целостного представления о картине ми
Моделирование - способ формирования у школьников ключевых компетенций и целостного представления о картине мира
ра
6 663 226 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Клизунова Галина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.