Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Лев Владимирович
Щерба
2 слайд
Всё непривычное — непривычные очертания букв, непривычная орфография слов, непривычные сокращения и т. п. — всё это замедляет восприятие, останавливая на себе наше внимание. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное. Грамотное, стилистически и композиционно правильно построенное заявление на четырёх больших страницах можно прочесть в несколько минут. Столько же времени, если не больше, придется разбирать и небольшую, но безграмотную и стилистически беспомощную расписку.
Л.В. Щерба
3 слайд
4 слайд
Биография
Родился 5 марта 1880 года в городе Игумен Минской губернии, но вырос в Киеве, где в 1898 году закончил гимназию с золотой медалью. Начинал учиться на естественном факультете Киевского университета, затем перевелся на историко – филологический факультет Петербургского университета. Ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ. В 1903 г. Окончил Петербургский университет с золотой медалью. 1906 – 1908 г. Жил в Европе, изучал сравнительно – историческое языкознание и фонетику в Лейпциге, Париже, Праге, исследовал тосканские и лужицкие диалекты.
С 1909 г. – приват – доцент Петербуржского университета. В 1909 создал лабораторию экспериментальной фонетики. В 1912 защитил диссертацию « Русские гласные в качественном и количественном отношении», в 1915 г. Докторскую диссертацию «Восточно – Лужицкое наречие». С 1916 г. Профессор кафедры сравнительного языкознания Петроградского университета. С 1925 г. Член – корреспондент Академии наук СССР. С 1943 г. Академик Академии наук СССР.
Скончался 26 декабря 1944 года в Москве.
5 слайд
Вклад в науку
Щерба вошел в историю лингвистики как специалист по фонетике и фонологии. Он развил воспринятую им от Бодуэна де Куртенэ концепцию фонемы и разработал оригинальную «ленинградскую» фонологическую концепцию, приверженцы которой совместно со Щербой образовали Ленинградскую фонологическую школу.
В дореволюционные годы Щерба основал фонетическую лабораторию в Петербургском университете, в настоящее время она носит его имя.
Бюст академика Л.В.Щербы,
установленный во дворе
филфака СПбГУ около
входа на кафедру фонетики
6 слайд
Вклад в науку
Щерба предложил оригинальную концепцию языка и речи, отличную от концепции Ф. де Соссюра, введя разграничение не двух, а трех сторон объекта лингвистики: речевой деятельности, языковой системы и языкового материала. Он отказался от свойственного И.А.Бодуэну де Куртенэ и другим психологического подхода к языку и поставил вопрос о речевой деятельности говорящего, позволяющей ему производить ранее никогда им не слышанные высказывания. С постановкой данной проблемы связано и рассмотрение Щербой вопроса об эксперименте в лингвистике.
Лекция Л. В. Щербы
по общей фонетике.
7 слайд
Вклад в науку
Лингвистический эксперимент, в понимании Щербы, – это проверка правильности/приемлемости языкового выражения, построенного исследователем на основании некоторой теоретической концепции. Арбитром при этом может выступать либо сам исследователь (если исследуется хорошо известный ему язык), либо носитель языка (информант), либо специальным образом отобранная группа информантов. Получаемые в ходе эксперимента суждения о неправильности/неприемлемости построенных выражений превращают эти выражения в «отрицательный языковой материал» (термин Щербы), являющийся важным источником сведений о языке. Понимаемый таким образом лингвистический эксперимент является методологической основой современной лингвистической семантики и прагматики, одним из важнейших методов исследования в полевой лингвистике (изучении бесписьменных языков), а отчасти и социолингвистике; его осмысление сыграло значительную роль в формировании теории лингвистических моделей в 1960-х гг.
8 слайд
Вклад в науку
Ученым была поставлена проблема построения активной грамматики, идущей от значений к выражающим эти значения формам (в отличие от более традиционной пассивной грамматики, идущей от форм к значениям). Занимаясь лексикологией и лексикографией, он четко сформулировал важность разграничения научного и «наивного» значения слова, предложил первую в отечественном языкознании научную типологию словарей. Как лексикограф-практик он был автором «Большого русско-французского словаря».
9 слайд
Основные работы:
«Русские гласные в качественном и количественном отношении» (1912)
«Восточнолужицкое наречие» (1915)
«Фонетика французского языка» (1928)
«Теория русского письма» (1928)
«О частях речи в русском языке» (1928)
«О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» (1931)
«Опыт общей теории лексикографии» (1940)
«Очередные проблемы языковедения» (1946, посмертно)
10 слайд
Завещание Щербы
В 1944 году, готовясь к тяжёлой операции, изложил свои взгляды на многие научные проблемы в статье «Очередные проблемы языковедения». Учёный не вынес операции, таким образом этот труд стал своего рода завещанием Льва Владимировича. В своей последней работе Щерба затронул такие вопросы, как:
двуязычие чистое (два языка усваиваются независимо) и смешанное (второй язык усваивается через первый и «привязывается» к нему);
неясность традиционных типологических классификаций и неопределённость понятия «слово» («Понятия „слово вообще“ не существует», — пишет Щерба);
противопоставление языка и грамматики;
различие активной и пассивной грамматики
и другие.
11 слайд
Л. В. Щерба — автор фразы «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка».
12 слайд
Значение деятельности
Щерба – создатель ленинградской фонологической школы.
Щерба обосновал новый подход к учению о частях речи и выделил новую часть речи – слова категории состояния.
Ученый проделал огромную работу по написанию русского нормативного словаря и русско – французского словаря.
Щерба - один из основоположников современной структурной лингвистики.
Щерба – первый стал производить лингвистический анализ художественных текстов.
Лев Владимирович является одним из авторов учебников по русскому языку 30-40 х годов xx века.
Лев Владимирович - выдающийся педагог, воспитавший множество замечательных лингвистов.
13 слайд
Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.
Л.В. Щерба
Безграмотность и её причины.
(Избранные работы по русскому языку, 1957)
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
В презентации рассказывается о Льве Владимировиче Щербе. Выдающемся российском и советском языковеде, фонологе, фонетисте, основателе ленинградской фонетической школы, который придавал большое значение исследованиям живой разговорной речи. Его наиболее известной фонетической работой стала «Русские гласные в качественном и количественном отношении». Истолковал смысл художественного текста с опорой на его языковую и художественную структуру. Его учителем и наставником был И.А. Бодуэн де Куртенэ, блестящий филолог. Его учениками стали такие выдающиеся лингвисты, как В.В. Виноградов, Л.Р. Зиндер.
6 664 379 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Александрова Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.