Инфоурок Литература ПрезентацииПрезентация по литературе "Л.В. Щерба"

Презентация по литературе "Л.В. Щерба"

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по литературе "Л.В. Щерба""

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер лифтового оборудования

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Лев ВладимировичЩерба

    1 слайд

    Лев Владимирович
    Щерба

  • Всё непривычное — непривычные очертания букв, непривычная орфография слов,...

    2 слайд


    Всё непривычное — непривычные очертания букв, непривычная орфография слов, непривычные сокращения и т. п. — всё это замедляет восприятие, останавливая на себе наше внимание. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное. Грамотное, стилистически и композиционно правильно построенное заявление на четырёх больших страницах можно прочесть в несколько минут. Столько же времени, если не больше, придется разбирать и небольшую, но безграмотную и стилистически беспомощную расписку.

    Л.В. Щерба


  • 3 слайд

  • БиографияРодился 5 марта 1880 года в городе Игумен Минской губернии, но вырос...

    4 слайд

    Биография
    Родился 5 марта 1880 года в городе Игумен Минской губернии, но вырос в Киеве, где в 1898 году закончил гимназию с золотой медалью. Начинал учиться на естественном факультете Киевского университета, затем перевелся на историко – филологический факультет Петербургского университета. Ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ. В 1903 г. Окончил Петербургский университет с золотой медалью. 1906 – 1908 г. Жил в Европе, изучал сравнительно – историческое языкознание и фонетику в Лейпциге, Париже, Праге, исследовал тосканские и лужицкие диалекты.

    С 1909 г. – приват – доцент Петербуржского университета. В 1909 создал лабораторию экспериментальной фонетики. В 1912 защитил диссертацию « Русские гласные в качественном и количественном отношении», в 1915 г. Докторскую диссертацию «Восточно – Лужицкое наречие». С 1916 г. Профессор кафедры сравнительного языкознания Петроградского университета. С 1925 г. Член – корреспондент Академии наук СССР. С 1943 г. Академик Академии наук СССР.

    Скончался 26 декабря 1944 года в Москве.

  • Вклад в наукуЩерба вошел в историю лингвистики как специалист по фонетике и ф...

    5 слайд

    Вклад в науку
    Щерба вошел в историю лингвистики как специалист по фонетике и фонологии. Он развил воспринятую им от Бодуэна де Куртенэ концепцию фонемы и разработал оригинальную «ленинградскую» фонологическую концепцию, приверженцы которой совместно со Щербой образовали Ленинградскую фонологическую школу.
    В дореволюционные годы Щерба основал фонетическую лабораторию в Петербургском университете, в настоящее время она носит его имя.

    Бюст академика Л.В.Щербы,
    установленный во дворе
    филфака СПбГУ около
    входа на кафедру фонетики

  • Вклад в наукуЩерба предложил оригинальную концепцию языка и речи, отличную от...

    6 слайд

    Вклад в науку
    Щерба предложил оригинальную концепцию языка и речи, отличную от концепции Ф. де Соссюра, введя разграничение не двух, а трех сторон объекта лингвистики: речевой деятельности, языковой системы и языкового материала. Он отказался от свойственного И.А.Бодуэну де Куртенэ и другим психологического подхода к языку и поставил вопрос о речевой деятельности говорящего, позволяющей ему производить ранее никогда им не слышанные высказывания. С постановкой данной проблемы связано и рассмотрение Щербой вопроса об эксперименте в лингвистике.
    Лекция Л. В. Щербы
    по общей фонетике.

  • Вклад в наукуЛингвистический эксперимент, в понимании Щербы, – это проверка п...

    7 слайд

    Вклад в науку
    Лингвистический эксперимент, в понимании Щербы, – это проверка правильности/приемлемости языкового выражения, построенного исследователем на основании некоторой теоретической концепции. Арбитром при этом может выступать либо сам исследователь (если исследуется хорошо известный ему язык), либо носитель языка (информант), либо специальным образом отобранная группа информантов. Получаемые в ходе эксперимента суждения о неправильности/неприемлемости построенных выражений превращают эти выражения в «отрицательный языковой материал» (термин Щербы), являющийся важным источником сведений о языке. Понимаемый таким образом лингвистический эксперимент является методологической основой современной лингвистической семантики и прагматики, одним из важнейших методов исследования в полевой лингвистике (изучении бесписьменных языков), а отчасти и социолингвистике; его осмысление сыграло значительную роль в формировании теории лингвистических моделей в 1960-х гг.

  • Вклад в наукуУченым была поставлена проблема построения активной грамматики,...

    8 слайд

    Вклад в науку
    Ученым была поставлена проблема построения активной грамматики, идущей от значений к выражающим эти значения формам (в отличие от более традиционной пассивной грамматики, идущей от форм к значениям). Занимаясь лексикологией и лексикографией, он четко сформулировал важность разграничения научного и «наивного» значения слова, предложил первую в отечественном языкознании научную типологию словарей. Как лексикограф-практик он был автором «Большого русско-французского словаря».

  • Основные работы:«Русские гласные в качественном и количественном отношении» (...

    9 слайд

    Основные работы:
    «Русские гласные в качественном и количественном отношении» (1912)
    «Восточнолужицкое наречие» (1915)
    «Фонетика французского языка» (1928)
    «Теория русского письма» (1928)
    «О частях речи в русском языке» (1928)
    «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» (1931)
    «Опыт общей теории лексикографии» (1940)
    «Очередные проблемы языковедения» (1946, посмертно)

  • Завещание ЩербыВ 1944 году, готовясь к тяжёлой операции, изложил свои взгляды...

    10 слайд

    Завещание Щербы
    В 1944 году, готовясь к тяжёлой операции, изложил свои взгляды на многие научные проблемы в статье «Очередные проблемы языковедения». Учёный не вынес операции, таким образом этот труд стал своего рода завещанием Льва Владимировича. В своей последней работе Щерба затронул такие вопросы, как:
    двуязычие чистое (два языка усваиваются независимо) и смешанное (второй язык усваивается через первый и «привязывается» к нему);
    неясность традиционных типологических классификаций и неопределённость понятия «слово» («Понятия „слово вообще“ не существует», — пишет Щерба);
    противопоставление языка и грамматики;
    различие активной и пассивной грамматики
    и другие.

  • Л. В. Щерба — автор фразы «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бок...

    11 слайд

    Л. В. Щерба — автор фразы «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка».

  • Значение деятельностиЩерба – создатель ленинградской фонологической школы.
Ще...

    12 слайд

    Значение деятельности
    Щерба – создатель ленинградской фонологической школы.
    Щерба обосновал новый подход к учению о частях речи и выделил новую часть речи – слова категории состояния.
    Ученый проделал огромную работу по написанию русского нормативного словаря и русско – французского словаря.
    Щерба - один из основоположников современной структурной лингвистики.
    Щерба – первый стал производить лингвистический анализ художественных текстов.
    Лев Владимирович является одним из авторов учебников по русскому языку 30-40 х годов xx века.
    Лев Владимирович - выдающийся педагог, воспитавший множество замечательных лингвистов.

  • Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся,...

    13 слайд

    Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.
    Л.В. Щерба
    Безграмотность и её причины.
    (Избранные работы по русскому языку, 1957)

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В презентации рассказывается о Льве Владимировиче Щербе. Выдающемся российском и советском языковеде, фонологе, фонетисте, основателе ленинградской фонетической школы, который придавал большое значение исследованиям живой разговорной речи. Его наиболее известной фонетической работой стала «Русские гласные в качественном и количественном отношении». Истолковал смысл художественного текста с опорой на его языковую и художественную структуру. Его учителем и наставником был И.А. Бодуэн де Куртенэ, блестящий филолог. Его учениками стали такие выдающиеся лингвисты, как В.В. Виноградов, Л.Р. Зиндер.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 379 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольная работа по литературе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Учебник: «Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.
  • Тема: А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка
  • 30.12.2020
  • 725
  • 1
«Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.04.2020 2220
    • PPTX 1.6 мбайт
    • 75 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Александрова Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 92099
    • Всего материалов: 245

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 316 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 148 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 484 человека

Мини-курс

Информационные технологии в науке и бизнесе: от концепции до реализации

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Техники визуализации в учебном процессе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов