- 04.10.2020
- 896
- 23
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
В настоящей статье представлен опыт работы педагога дополнительного образования Рыженко Л.С. на предмете «Станковая композиция и Прикладная композиция» художественного отделения по теме: «Региональный компонент на уроках композиции в ДШИ пгт. Росляково».
Обращение к данной теме обусловлено необходимостью ориентировать наших воспитанников на изучение культурно-исторических традиций коренного населения Кольского полуострова – саами. В качестве приоритетной задачи было определено создания у детей ярких, эмоциональных представлений о земле на которой он живёт, выраженных средствами изобразительного творчества.
В своей работе мы руководствовались убеждением, что «погружение» в культуру саамов наиболее эффективно проходит на основе межпредметных связей литературы, краеведения и изобразительного творчества. Для того чтобы у воспитанников группы создалось целостное представление о жизни саамов, в первую очередь были проведены лекции с элементами беседы по истории этого народа, об их обычаях и мифах [1]. Для сравнения приходилось не раз обращать внимание детей на образ жизни других народов Крайнего Севера, заселявших территорию России [4]. Наглядно изучили памятники саамской культуры в Мурманском областном историко-краеведческом музее на экскурсиях» саамы и поморы коренные жители севера». В музее ребята сделали зарисовки в зале «Животные и растительный мир Мурманской области», это задание проходило по предмету «пленер». Кроме того, мы посетили музей по саамской культуре в СОШ №4 п. Росляково, организатором которого является преподаватель Зверева Галина Петровна. Так же многие ребята были в Лавозере со своими классными руководителями по общеобразовательной школе.
Затем мы обратились к изучению различных областей литературного творчества саамов. Начали с произведений первой саамской писательницы Октябрины Вороновой и продолжили исследованиями учёного-этнографа, знатока Лапландского Севера Владимира Владимировича Чарнолуского. Он был первым, кто выделил в фольклоре саамов разные жанры, мы с детьми для детального изучения выбрали сказки, наиболее доступные и понятные детям 10-13лет. Сказки саамов — майнс, в понимании самих сказителей, это легкий жанр. Сказки бывают самого различного содержания и разными по форме. Особо выделяются детские сказки — парна-майнс. Тала-майнс — сказки о существе по имени Тала (на Западе этот Тала предстает в образе Сталло — человека сильного и опасного для саама), сказки о равках (вурдалаках), о купцах (называются купец-майнс), о царях — саре-майнс, о карликах чакли — чакли-майнс и т.д.
На предмете станковая композиция было организовано групповое чтение этих сказок вслух с последующим обсуждением и зарисовками. Затем ребята провели сравнительный анализ жизни саамов, используя информацию из сказок, с образом жизни русского народа в древности и сделали несколько важных выводов. Первое, в саамских сказках показана тесная связь мира людей, животных и природы. Во-вторых, часто финал сказки жестокий, связанный либо с гибелью животного, либо человека. В третьих- ребята объяснили эту жестокость влиянием суровых природных условий, требующих от саамов постоянной борьбы за жизнь. При этом обучающиеся отметили романтическую натуру этого народа, а саамский язык очень поэтичный: ёмкий, богатый и образный. Работая по саамским сказкам, учащиеся применяли различные материалы и техники, такие как - монотипия, выполняя работу гуашью, диатипия-масляной краской и просто работали гуашью. Следующим этапом для работы послужили стихи обучающейся художественного отделения Гладкой Кристины. На основе впечатлений от саамских сказок Кристина написала маленькие стихи о северных животных, как она сама отмечает «когда я писала стихи, то представляла, что животные в некоторых движениях и пластике похожи на нас, на людей, от этого коротенькие четверостишья получились забавными и смешными. А ещё мне хотелось, чтобы их читать было интересно маленьким детям».
Затем по мотивам стихов каждый обучающийся группы иллюстрировал по одному стихотворению ивсе выполненные работы, страничками сложили в рукописную книгу. Обложка книги сделана из картона разного тона и толщины в технике аппликации, из-за этого она получилась рельефная. Так как стихи о северных животных, мы решили использовать элементы саамского орнамента. Саамский узор орнамента – геометрический: в виде треугольника, квадрата, ромба, овала. Очень часто саамы в произведениях декоративно-прикладного искусства для украшения использовали символические изображения: солнца, звёзд, луны, жилищ, животных. На первой обложке конфигурация орнамента символизируют сопки и солнце, на обложке – двенадцать месяцев.
Страницы были сделаны в технике аппликации, коллажа с дорисовкой гуашью
Олень.
Трудяга северный олень он возит, кормит, греет
Трудиться малому не лень саам его жалеет.
У саамов особое отношение к этому животному. В лапландских сказаниях олень—любимец и красавец, без которого саамы не представляют свою жизнь. «Мы—олений народ»,— говорит уже саамский ребенок.
Песец
Песец красивая полярная куница, своею белоснежной шубкою гордится
Любая женщина мечтает о такой, но мех конечно очень дорогой.
Кит
Есть на севере киты они подобно кораблям,
Дрейфуют - тут и там по северным морям
Тюлень
Кто это кувыркается? В воде средь белых льдин,
Тюлень он называется! Огромный господин.
Белый медведь
Белый медведь-хищник большой, злобный, угрюмый вот он какой.
Лишь на глаза ему дичь попадись, Рыбёшка, его берегись.
Гага
Северная птица-гага дарит нам прекрасный пух,
Ловят птицу, бедолага, тот, кто ловит, тот лопух
Морж
Морж такой же, как тюлень в море плавать им не лень
Рыбу скушать будет рад! В жизни нет ему преград.
Презентация этой книги прошла в 2010 году на городских конкурсах «Калейдоскоп идей»,- 2 место, и «В мире красок»,- 1место.
Таким образом, происходит приобщение детей подросткового возраста к культуре саамов на занятиях изобразительным творчеством. Первоначально была организована теоретическая подготовка, затем эмоционально-чувственные впечатления детей воплотились в творчестве. В настоящий момент работа над методической темой продолжается.
В заключение выступления мне бы хотелось поделиться успехами выпускницы Кристины Небабы, а ныне студентки 5курса Петрозаводского Государственного Университета, факультет прибалтийско-финской филологии и культуры. Заканчивая ДШИ, Кристина на итоговом задании по станковой композиции взяла саамскую тему-триптих «Песня севера». Обучаясь по обмену в Финляндии в городе Оулу, Кристина прошла курс лекций по саамской культуре. В этом году на культурном форуме в г. Саранске, Кристина была переводчиком двухсторонних переговоров с финского на русский и с русского на финский.
Список используемой литературы:
1. Большакова Н. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем / Н. Большакова. - Мурманское книжное издательство, 2005.
2. Киселев, А. А., Киселёва Т. А. Советские саамы: история, экономика, культура / А.А. Киселев, Т.А. Киселёва. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Мурманск: Кн. изд-во, 1987.
3. Коренные народы Севера. Археологические и этнографические исследования: Сб. докл. XXVIII обл. (III международной) краевед. науч. - практ. конф. – Мурманск: Кн. изд-во, 2002.
4. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (XVII- начало XX в.)/ Сост. Т.Н. Емельянова, М. В. Южанинова. - М.: Северные просторы, 2002.
5.Чернолуский В.В. В краю Летучего камня: Записки этногрофа//Отечественные редакторы и авторы послесловия и комментариев Т.В. Лукьянченко и Ю. Б. Симченко. Художник
6 656 178 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Рыженко Любовь Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.