Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыПрезентация по избирательному праву "История развития избирательного права"

презентация по избирательному праву "История развития избирательного права"

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по избирательному праву "История развития избирательного права""

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный дизайнер

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

    1 слайд

    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

  • Учебная задача: изучите предложенные вам исторические периоды и определите...

    2 слайд

    Учебная задача:
    изучите предложенные вам исторические периоды и определите для них смысл понятия «выборы»
    Понятие "выборы" имеет различное содержание в различные эпохи. Нередко оно бывает весьма далеким от того значения, которое придается ему сегодня. Поэтому важно выявить конкретный смысл этого понятия в каждый исторический период

  • Народовластие и выборы в Афинском государстве В Древней Греции применялось о...

    3 слайд

    Народовластие и выборы
    в Афинском государстве
    В Древней Греции применялось открытое голосование и тайная баллотировка с помощью жребия. «Бюллетенем» был боб: белый боб означал «за», черный - «против». В Афинах существовал еще один тип тайного голосования «суд черепков»: по нему община имела право изгонять из пределов города любого общественного деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Процедура голосования выглядела так: участник получал черепок и писал на нем имя человека, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем помещал черепок в специальное огороженное место на площади. Тот, чье имя повторялось большее число раз, объявлялся изгнанным. В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат заявлял органам власти о своем желании баллотироваться. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом: кандидат облачался в белоснежную тогу (кандидата), что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержки у избирателей. В день голосования каждый избиратель получал маленькую дощечку - избирательный бюллетень - и писал на ней имя кандидата и опускал в урну.

  • Афинская демократия Афинская демократия была прямой и непосредственной. Любой...

    4 слайд

    Афинская демократия
    Афинская демократия была прямой и непосредственной. Любой гражданин теоретически имел право участвовать в решении важных государственных вопросов. Избирательные процедуры соответственно имели форму и содержание отличные от современных. Афинские граждане не делегировали свои властные полномочия депутатам. Голосуя, они формировали государственные институты, утверждали или отклоняли кандидатуры на занятие выборных должностей. Однако эти институты не имели самостоятельной власти. Они выполняли решения Народного собрания, исполняли законы. Их полномочия были четко оговорены и ограниченны временными рамками (не более одного года); должностные обязанности исполнялись, как правило, не единолично, а коллегиально. Все, кто участвовал в управлении государством, должны были отчитаться о своей деятельности. Процедура избрания членов Совета других магистратур была тщательно разработана. В Афинах последовательно проводился принцип, согласно которому ни одно должностное лицо не могло приступить к исполнению своих обязанностей, минуя сложную избирательную процедуру. Понятия "должностное лицо"и "человек избранный" были тождественны. Понятия "право" и "обязанность" не разделялись. Гражданин, избранный народом на какую-либо должность, не мог от нее отказаться.


  • Народовластие и выборы в Римской республикеАнтичные принципы гражданской св...

    5 слайд


    Народовластие и выборы в Римской республике

    Античные принципы гражданской свободы, равенства активно использовали в Римской республике(V – I вв. до н. э.). Высшим носителем государственного суверенитета в республике считался римский народ, который выражал свою волю через народные собрания (комиции). Комиции принимали и отменяли законы, заключали мир и объявляли войну, избирали магистратов и жрецов, проводили культовые мероприятия, разбирали аппеляции на решения суда.


  • Выборы в Римской республикеПредвыборная кампания начиналась задолго до дня...

    6 слайд


    Выборы в Римской республике

    Предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат заранее уведомлял соответствующие магистраты о своем желании баллотироваться. От должностных лиц требовалось проверить, насколько отвечает требованиям закона заявленный соискатель, и принять решение о внесении его имени в список для голосования. Официальная регистрация считалась началом избирательной борьбы и проходила до дня выборов. Открытой подачей голосов избирались должностные лица. Введение после 139 г. до н. э. тайного голосования принесло свободу выбора, отменило контроль за волеизъявлением граждан и позволило усилить борьбу с нарушителями избирательного законодательства.


  • Эволюция избирательного права в Западной Европ в раннем средневековье (V – XI...

    7 слайд

    Эволюция избирательного права в Западной Европ в раннем средневековье (V – XI вв.)
    Организация управления у германских племен носила характер "военной демократии". Каждый полноправный член германского племени лично и непосредственно принимал участие в управлении, выступал носителем народовластия. Народное собрание выбирало старейшин, военных вождей и королей, выносило решения по допросам войны и мира и осуществляло суд. У франков эволюция народных собраний шла в направлении усиления государственной власти и соответственно все к большему устранению широких народных масс от участия в делах государства.

  • Эволюция избирательного права в Западной Европе в раннем средневековье (V – X...

    8 слайд

    Эволюция избирательного права в Западной Европе в раннем средневековье (V – XI вв.)
    Эволюция институтов самоуправления в англосаксонских королевствах (V – XI вв.) шла по тому же пути, что и у франков, хотя в раннесредневековой Англии элементы "военной демократии" сохранялись гораздо дольше, прежде всего, в системе местного самоуправления и судебно-административного устройства.

    Таким образом, для раннесредневекового общества характерно слабое развитие избирательных принципов. Выборные элементы прослеживаются наиболее отчетливо в повседневной жизни. Процедура избрания нередко означала лишь согласие и одобрение предложенной кандидатуры.

  • Эволюция избирательного права в Западной Европе в X – XIII вв. Выборы и избир...

    9 слайд

    Эволюция избирательного права в Западной Европе в X – XIII вв.
    Выборы и избирательные процедуры в Западной Европе получают значительный импульс к развитию. Это было связано с возникновением средневековых городов и новой организацией власти. Массовое возникновение городов пришлось на IX – XI вв. и связано было с ростом производительных сил. Крупнейшими городами были Аугсбург, Болонья, Гамбург, Лондон, Неаполь и другие. В них проживало от 50 до 100 и более тысяч человек. В городах стали формироваться собственные органы самоуправления и суды, что предопределило развитие выборов и избирательных процедур. Характерными институтами городского самоуправления были советы и возглавляющие их мэры. Избирательные правила были достаточно жесткими. Во многих коммунах избранные лица не могли отказаться от избрания.

  • Эволюция избирательного права в Западной Европе в X – XIII вв.     Развитый х...

    10 слайд

    Эволюция избирательного права в Западной Европе в X – XIII вв.
    Развитый характер носили выборы и избирательные процедуры во Флорентийской и Венецианской республиках.
    Для избирательной системы Флорентийской республики были характерны многоступенчатая жеребьевка и краткосрочность магистратур.
    В Венецианской республике народное собрание избирало дожа – пожизненного правителя республики и Совет мудрейших – орган с законодательными функциями.
    В формировании политических институтов принимали участие все свободные граждане,
    достигшие 20-летнего возраста. Использовались особые избирательные процедуры.

  • Англия XIII вв. В 1265 г. в Англии в разгар конфликта оппозиции с королем был...

    11 слайд

    Англия XIII вв.
    В 1265 г. в Англии в разгар конфликта оппозиции с королем было созвано собрание, на которое,
    помимо знати, приглашались по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от наиболее значимых городов. Так родился английский парламент. Упорядоченные парламентские сессии начались с 1295 г., когда королем Эдуардом I был созван "Образцовый парламент". С этого времени он обособился от королевских советов, приобрел особый статус и полномочия, разделился на две палаты верхнюю (палата лордов) и нижнюю (палата общин) Возникает должность спикера, который избирался депутатами из своих рядов и который представлял палату на переговорах с лордами и королем.


  • Сословно-представительные учреждения в Западной Европе XIII – ХVI вв.Выражают...

    12 слайд

    Сословно-представительные учреждения в Западной Европе XIII – ХVI вв.
    Выражают общественно значимые интересы сословий
    Соответственно совершенствуются избирательные процедуры.
    Сословно-представительные органы:
    в Испании - кортесы,
    в Англии - парламент
    во Франции - Генеральные Штаты
    в Германии - ландтаги и рейхстаг
    в Польше - сейм

    Появление сословных органов способствовало изменению выборной практики. Она теряет свою локальность и постепенно становится неотъемлемым элементом государственной и общественной жизни.

  • Эволюция избирательного права в Западной ЕвропеВ ХIV – ХV вв. складывается пр...

    13 слайд

    Эволюция избирательного права в Западной Европе
    В ХIV – ХV вв. складывается представление и о статусе депутата, которое включало ряд юридических привилегий, прежде всего депутатскую неприкосновенность (охрана жизни и имущества, свобода от ареста).
    За первые столетия существования парламента система выборов в палату общин была унифицирована и представляла собой систему выборов в графствах и городах. В графствах выборы проводились в собраниях графств (орган местного управления). Большинство в собраниях составляли средние и мелкие феодалы и зажиточное крестьянство. Общее число избирателей составляло, примерно, 16,5 тысяч человек. Помимо имущественного ценза, устанавливалась обязательность постоянного проживания избирателя в соответствующем графстве. Голосовали поднятием рук, решение принималось простым большинством.
    Похожими были выборы и в городах, хотя имелись и свои особенности.
    В середине ХV в. в парламенте было представлено более ста городов, а число избирателей превышало 100 тысяч, что на порядок выше, чем в графствах. Процедура выборов зависела от местных традиций. Выборы проводились, как правило, на собрании городской общины. После выборов предписания с включенными в них именами новых депутатов возвращались в королевскую канцелярию.

  • ФранцияГенеральные Штаты во Франции, как высший орган сословного представител...

    14 слайд

    Франция
    Генеральные Штаты во Франции, как высший орган сословного представительства возникли в начале XIV в. Франция, как и вся средневековая Европа, еще не знала избирательного права и значение слова "выборы" существенно отличалось от современного. Поэтому можно говорить лишь об элементах выборности. Выборы проводились по сословиям, число выборщиков было ограничено имущественным
    цензом. Генеральные штаты так и не стали неотъемлемой частью государственного аппарата, собирались крайне редко, а после 1654 г. больше вообще не собирались.


  • Великая французская революцияПроизошла смена основных
принципов выборности:...

    15 слайд

    Великая французская революция
    Произошла смена основных
    принципов выборности:

    был введен и широко использовался в юридических документах термин "активный гражданин".
    ля того, чтобы обладать всей полнотой гражданских прав, в том числе активным и пассивным избирательными правами, необходимо было отвечать основным требованиям: наличие французского гражданства,
    возрастного ценза (25 лет) и имущественного ценза (уплата обычных налогов), ценз проживания (не менее одного года).
    женщины не имели выборных прав

  • Законодательство Великой Французской революции (1789 – 84 гг.) имело огромное...

    16 слайд

    Законодательство Великой Французской революции (1789 – 84 гг.) имело огромное значение для формирования избирательных систем нового времени. Основные права личности, впервые сформулированные в "Декларации прав человека и гражданина", стали достоянием всего человечества. В организации государственной власти произошли изменения, положившие начало формированию современных избирательных систем на основе разделения властей, выборов законодательных и судебных органов. На этой основе на протяжении XIX в. в Европе активно проводились реформы избирательного законодательства, затронувшие всю сферу избирательного права.
    Во-первых, отменялись избирательные цензы, в том числе и имущественный, т.е. выборы становятся всеобщими.
    Во-вторых, выборы становятся прямыми. Институт выборщиков отменяется во Франции, Германии, Бельгии и других государствах. Во второй половине XIX в. страны с наиболее передовым избирательным законодательством (Франция, Великобритания, Германия) ввели систему избирательных округов, основанную на численности населения. Упорядочивается важная часть избирательного процесса – процедура составления списков избирателей. Списки избирателей становятся постоянными.
    В-третьих, сформировались две основные выборные системы, которые применяются до сих пор: мажоритарные и пропорциональные.
    В-четвертых, голосование становится тайным. Избирательные урны вскрываются в присутствии наблюдателей представляющих кандидатов. Вводится единый
    образец избирательного бюллетеня.
    Большинство современных избирательных процедур во многом было сформировано в XIX в. Обновленное избирательное законодательство стало одним из основных гарантов реализации гражданских прав и свобод человека.


  • Демократия в Древней Руси        В Древней Руси царила прямая демократия. Ос...

    17 слайд

    Демократия в Древней Руси

    В Древней Руси царила прямая демократия. Особенно ярко это проявилось в Новгороде и Пскове. На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни: избирались, назначались и смещались должностные лица, принимались законопроекты. Вече распоряжалось земельным фондом, вершило судопроизводство,
    рассматривало различные
    жалобы, устанавливало льготы
    и привилегии. Все решения на
    нем принимались посредством
    выборного принципа:
    присутствующие высказывались
    «за» или «против» предложений.

  • Новгородская феодальная республикасуществовала в период с XII по XV вв. 
 впе...

    18 слайд

    Новгородская феодальная республика
    существовала в период с XII по XV вв.
    впервые сформировались выборные институты
    Территориально Новгород был разделен на пять самостоятельных районов (концов). Более мелкими единицами были "сотни" и "улицы". В каждом районе имелось территориальное собрание-вече, где принимались решения по различным повседневным вопросам. Избирались должностные лица – староста и его помощники.
    Высшая власть в республике формально принадлежала общегородскому вечевому собранию., которое созывали по инициативе князя, посадника по мере необходимости. На вече лица различных слоев населения рассматривали наиболее важные вопросы государственной жизни. Все решения принимались посредством выборного принципа: присутствующим предлагалось высказаться "за" или "против" предложений, сформулированных исполнительной властью. Вече обладало также правом выбора (призвания) князя.
    Выборными были и главные должностные лица Новгорода – посадник, тысяцкий, архиепископ.
    Сложились демократические традиции: альтернативность выборов, строгий контроль за действиями выборных лиц, вплоть до смещения в случае грубого нарушения общинных прав и обычаев.

  • Русское государство в XVI –XVII вв.Выборы и избирательные процедуры получают...

    19 слайд

    Русское государство в XVI –XVII вв.
    Выборы и избирательные процедуры получают юридическое оформление в период формирования единого Московского государства.
    в 1497 г. принимается общегосударственный Судебник, по которому полномочия выборных органов были расширены;
    в первой половине XVI в. реформируется система местного управления, учреждаются новые органы самоуправления – губные и земские избы, которые были выборными органами;
    определена процедура выборов.

  • Земские соборы в XVI – XVII вв сословно-представительным органы, формировавши...

    20 слайд

    Земские соборы в XVI – XVII вв
    сословно-представительным органы, формировавшиеся по принципу участия, по должности и общественно-политическому положению, а также по принципу выборного территориального и сословного делегирования.
    избирали царей, объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц и т.д., но не были постоянно действующим органом, собирались по мере необходимости.
    Наиболее важными событиями в деятельности Земских соборов были выборы царей. Выборы царей проходили в 1598 г. – избран на царство Борис Годунов, в 1606 г. – Василий Шуйский, 1613 г. – Михаил Романов. Выборы проходили в обстановке острой избирательной борьбы и сопровождались широкой избирательной агитацией. Порядок выборов царей не был оформлен в специальную процедуру, но подразумевал особую тактику проведения соборных заседаний, аппеляций к мнению населения, достижения компромиссов между боярскими группировками.
    На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг. выборы царей сменились процедурой утверждения законного наследника на престоле, что означало перерастание сословно-представительной монархии в
    абсолютистскую.

  • Во второй половине XIX в. вслед за крестьянской, земской, городской, судебной...

    21 слайд

    Во второй половине XIX в. вслед за крестьянской, земской, городской, судебной и другими реформами начинается формирование системы избирательного права в России и наделение избирательными
    правами широких слоев населения.

  • Земская реформа 1864 г.Земства, как органы местного самоуправления, формирова...

    22 слайд

    Земская реформа 1864 г.
    Земства, как органы местного самоуправления, формировались при участии всех сословий тогдашнего российского общества. В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям.
    Избиратели делились на три курии: местные землевладельцы, крестьянские общества и горожане-владельцы недвижимости.
    Выборы были косвенными. Съезды представителей каждой из курий избирали установленное количество гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания.
    К участию в выборах допускались лица, достигшие 25 лет.
    Не могли участвовать в выборах иностранцы и лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом.

  • Городская реформа 1870 г. Учреждалась всесословная система городского самоупр...

    23 слайд

    Городская реформа 1870 г.
    Учреждалась всесословная система городского самоуправления.
    Выборные органы – городские Думы – получали значительные права в решении многих вопросов городской жизни. Избирателями могли быть владельцы торговых и промышленных заведений, все те, кто имел свидетельства на предпринимательскую деятельность и вносившие налоги в городскую казну.
    Пользовались правом голоса и различные ведомства, учреждения, общества, монастыри и церкви, владевшие в городе недвижимым имуществом, в лице своих представителей.
    Избиратели должны были иметь российское гражданство и возраст не менее 25 лет.
    Рабочие и ремесленники, все те, кто занимался умственным трудом и не имел недвижимости, лишались избирательных прав.
    Все избиратели делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков.
    Каждая курия платила треть городских налогов и избирала треть гласных.
    Голосование было тайным. Допускалось голосование по доверенности.
    Избранными считались кандидаты, получившие на выборах более половины голосов. При этом число избирателей присутствующих на собрании, должно было превышать число избранных гласных.

  • Казачье самоуправлениеДонские казаки способствовали возрождению в России цент...

    24 слайд

    Казачье самоуправление
    Донские казаки способствовали возрождению в России центра демократии. Казачье самоуправление, как уникальный элемент казачьей общины, и, прежде всего, в строгом и неукоснительном соблюдении неписанных норм казачьей жизни. Высший законодательный орган - войсковой круг — общее собрание казаков-воинов, получивший название от обычая становиться для решения важнейших вопросов по кругу, чтобы видеть глаза друг друга и чувствовать себя равными с другими членами общины. Круг решал вопросы войны и мира, внешних отношений, церковных дел, приема в казаки, наказания за провинность.
    Исполнительную власть в войске Донском представлял атаман (с тюркского -«отец народа») и 2 его помощника - есаул и войсковой дьяк. Войсковой атаман избирался открыто на войсковом кругу. Когда его полномочия заканчивались, он вместе с двумя помощниками выходил в круг, что означало процедуры по смене атамана. Кандидатуры бурно обсуждались. Победителем признавался либо тот, чья фамилия чаще выкрикивалась собравшимися, либо тот, к чьим ногам бросали больше шапок.

  • Перемены в государственном устройстве России в начале ХХ в.Впервые в истории...

    25 слайд

    Перемены в государственном устройстве России в начале ХХ в.
    Впервые в истории России был создан общегосударственный правительственный орган – Государственная Дума.
    Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система.
    Изменилось избирательное право: сложилась система избирательного законодательства, определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного Совета.
    17 октября 1905 г.был обнародован манифест Николая II "Об усовершенствовании государственного порядка", в котором провозглашались политические свободы.
    Вслед за Манифестом были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности государственной Думы: Указ "Об изменении положения о выборах в Государственную думу"(11 октября 1905 г.), Манифест "Об изменении Учреждения Государственного Совета" и пересмотре "Учреждения Государственного Совета" и пересмотре "Учреждения Государственной Думы" (20 февраля 1906 г.), а также новое "Учреждение Государственной Думы" (Указ от 20 февраля 1906 г.).

  • Ограниченность избирательной системы, установленной Указом от 11 декабря 190...

    26 слайд

    Ограниченность избирательной системы, установленной Указом
    от 11 декабря 1905 г.,


    Отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство.
    Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер.
    Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию к выборам допускались мужчины, достигшие 25 летнего возраста.
    Не получили права голоса: женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни, осужденные за преступления и находящиеся под следствием и т.д., должностные лица – губернаторы и вице-губернаторы и другие, а также служащие полиции.
    Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, не допускавший к ним значительные слои общества, например, рабочих.
    Все лица, получившие избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в неодинаковые условия. В крупнейших городах страны выборы были двухступенчатыми, в губерниях трехступенчатыми. Для крестьян устанавливалась четырехступенчатая система выборов.
    Разное качество ступеней выборного процесса приводило к тому, что выборщики из курий представляли различное число избирателей. Так в землевладельческой курии (помещики) один выборщик представлял 2 тысячи избирателей, в городской – 7 тысяч, в крестьянской – 30 тысяч, в рабочей – 90 тысяч.

  • Первая Государственная Дума создана в России после издания Николаем II Манифе...

    27 слайд

    Первая Государственная Дума
    создана в России после издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года.

  • "Положение о выборах в Государственную Думу" от 3 июля 1907 г. лишало избира...

    28 слайд

    "Положение о выборах в Государственную Думу" от 3 июля 1907 г.

    лишало избирательных прав жителей окраин страны,
    сокращалось представительство от городов.
    сужался электорат низших сословий.
    Так в крестьянской курии один выборщик избирался теперь от 60 тысяч, в рабочей от 125 тысяч (ранее от 90 тысяч).
    процент избирателей снизился с 25 до 15 %.

  • 1917 год27 мая 1917 г. -  "Временные правила о производстве выборов губернски...

    29 слайд

    1917 год
    27 мая 1917 г. - "Временные правила о производстве выборов губернских и уездных земских гласных", постановление "О волостном земском управлении".
    Сословные и имущественные ограничения, отменялись.
    Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием.
    Активным избирательным правом наделялись российские граждане "обоего пола всех национальностей и
    вероисповеданий", достигшие 20 лет.

  • 1917 год2 октября 1917 г. Временное правительство утвердило "Положение о выбо...

    30 слайд

    1917 год
    2 октября 1917 г. Временное правительство утвердило "Положение о выборах в Учредительное собрание".

    Введена системы выборов по спискам, выдвигавшимися политическими партиями.
    отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам.
    Расширялся состав избирателей – право голоса было пре-
    доставлено женщинам, военнослужащим.
    Минимальный возраст для участия в выборах устанавливался в 20 лет.
    Права участия в выборах лишались глухонемые, умалишенные, находившиеся под опекой, осужденные судом, несостоятельные должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи.
    Для проведения выборов Россия делилась на территориальные округа, создавались избирательные участки.
    Определялась компетенция и порядок работы избирательных комиссий всех уровней. Устанавливалась единая форма избирательного бюллетеня, каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлению которого он допускался к голосованию.

  • Избирательное законодательство советской России . 
 включало демократические...

    31 слайд

    Избирательное законодательство советской России
    .
    включало демократические принципы проведения выборов, но фактически выборы находились под жестким контролем властей
    жесткая однопартийная политическая система не допускала проведения свободных выборов.

    С утверждением у власти большевиков и роспуском Учредительного Собрания перспектива демократического развития России была утрачена

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Презентация может быть использована при изучении темы "Избирательное право" на уроках обществознания или при изучении элективного курса по избирательному праву в 9-11 классах.

Презентация содержит в себе текстовой и иллюстративный материал, рассказывающий об истории развития избирательного права с древности до современности. Включает следующие разделы:

  • понятие "выборы"
  • народовластие и выборы в Афинском государстве
  • Афинская демократия
  • народовластие и выборы в Римском государстве
  • эволюция избирательного права в Западной Европе
  • сословно-представительные учреждения в Западной Европе
  • демократия в Древней Руси
  • реформы и т.п.

   

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 111 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по обществознанию на тему" Динамика общественного развития" 7 класс
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 3. Динамика общественного развития
  • 30.09.2020
  • 866
  • 12
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
Рабочая программа элективного курса по обществознанию в 11 классе «Человек и общество»
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: Глава 2. Социальная сфера
  • 30.09.2020
  • 692
  • 28
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
Рабочая программа элективного курса «Право» в 10 классе
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений
  • 30.09.2020
  • 621
  • 17
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1857
    • PPTX 208.5 кбайт
    • 31 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Марченкова Валентина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 45480
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 329 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 329 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 261 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Обществознание")

Учитель обществознания

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История архитектуры: от классицизма до конструктивизма

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе