Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Тема семинара:
"Холодная война: вчера, сегодня, завтра"
Проблема семинара:
можем ли мы утверждать , что «холодная война» продолжается и сейчас?
2 слайд
План семинара:
1. «Холодная война»: определение, хронологические рамки;
2. Основные факторы «холодной войны» и их проявления:
3. «Соперничество и партнерство» в период «холодной войны»:
А) Кризисы и локальные конфликты «холодной войны»;
Б) Разрядка международной напряженности;
4. Международные отношения современности (90-е и 2000-е годы);
5. Внешнеполитические перспективы.
3 слайд
Начало "холодной войны"
Июль 1945 г. Г. Трумэн, президент США: «Русским нужно показать железный кулак и говорить сильным языком»;
Март 1946 г. У. Черчилль, бывший премьер-министр Великобритании: «Железный занавес», отделил Восточную Европу от европейской цивилизации… миру следует объединяться перед лицом коммунистической угрозы»;
Июль 1947 г. «Доктрина Трумэна»:
Вопрос: Почему вопрос о виновниках «холодной войны» до сих пор остается спорным?
У. Черчилль, Г. Трумэн, И. Сталин.
4 слайд
Идеологический – противостояние идеологий: либерально-демократической и коммунистической;
Военно-технический – гонка вооружений, совершенствование и создание новых видов оружия
( в т.ч. и оружия массового поражения) и его носителей;
Военно-политический - конфронтация двух военно-политических блоков – НАТО и ОВД.
Факторы "холодной войны"
5 слайд
Военно-политические блоки
НАТО (1949 г.)
США - сверхдержава
Исландия
Швеция
Норвегия
Дания
ФРГ
Франция
Испания
Португалия
Греция
Италия
Турция
Бельгия
Нидерланды
Люксембург
Великобритания
Канада
ОВД (1955-1991гг.)
СССР – сверхдержава
Венгрия
Чехословакия
Польша
Румыния
ГДР
Болгария
Албания (до 1968 г.)
цель создания: отстаивание интересов сверхдержав и расширение сфер влияния
ОВД
6 слайд
Кризисы "холодной войны"
А) Берлинские кризисы (1948 – 1949 гг., 1961 г.)
Б) Карибский кризис (1962 г.)
Локальные конфликты "холодной войны"
А) Азиатский регион: (Китай – 1946-1949гг., Корея – 1950-1953гг., Вьетнам – 1964-1963 гг., Лаос, Камбоджа, Афганистан – 1979-1989 гг.)
Б) Ближневосточный регион: (Палестино-израильские конфликты)
В) Африканский регион: (Сомали, Эфиопия, Мозамбик, Ангола, страны юга Африка)
Г) Латиноамериканский регион: (Никарагуа, Гренада)
7 слайд
Вопросы:
Какой вывод сделали участники кризисов?
В чём состояли уроки локальных конфликтов?
Вывод: опасность прямого военного столкновения сверхдержав и осознание необходимости мирного разрешения конфликтов.
8 слайд
Разрядка международной напряженности
1963
Президент Джон Кеннеди подписывает Договор о частичном запрещении испытаний ядерного оружия в октябре 1963 года. Договор наложил запрет на проведение ядерных испытаний в атмосфере, в космосе и под водой, но не под землей. Две из пяти ядерных держав мира того времени – Франция и Китай – не участвовали в договоре.
1968
Договор о нераспространении ядерного оружия. Стороны договорились о сотрудничестве в развитии мирных ядерных технологий, работе по прекращению гонки ядерных вооружений.
9 слайд
1972
Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и достижению рамочного соглашения о дополнительных ограничениях в отношении систем доставки ядерных боеголовок. Активные обсуждения по вопросам контроля над вооружениями, проводившиеся с конца 1960-х до конца 70-х годов, способствовали установлению разрядки – периода улучшения двусторонних отношений между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Договор по ПРО оставался в силе до 2002 года.
Хельсинское совещание по безопастности и сотрудничеству в Европе 1975 года - апогей разрядки международной напряженности. В нем участвовали представители всех европейских государств (кроме Албании).
Но это не означало прекращения «Холодной войны». У разрядки было немало противников. «Холодная война», претерпев незначительные изменения, продолжалась до конца 80-х – начала 90-х годов.
ВЫВОД: исторические реалии показывали, что победителей в этой войне быть не может!
Разрядка международной напряженности
10 слайд
Мы посмотрели, что представляла собой «холодная война» вчера. Можем ли мы говорить о продолжении этой войны сегодня?
Идеологический – противостояние идеологий: либерально-демократической и коммунистической;
Военно-политический - конфронтация двух военно-политических блоков – НАТО и ОВД;
Военно-технический – гонка вооружений, совершенствование и создание новых видов оружия
(в том числе оружия массового поражения )и его носителей.
Анализ факторов
11 слайд
.
1949 - 1982 год
США
Исландия
Швеция
Норвегия
Дания
ФРГ
Франция
Испания
Португалия
Греция
Италия
Турция
Бельгия
Нидерланды
Люксембург
Великобритания
Канада
1999 год
Чехия
Венгрия
Польша
Австрия
2004 год
Румыния Словения
Словакия
Эстония
Латвия
Литва
Болгария
Страны, претендующие на членство в НАТО:
Украина
Грузия
Босния и Герцеговина
Македония
Черногория
Киргизия
Всего
29 стран
2009 год
Хорватия
Албания
НАТО сегодня
12 слайд
Финляндия
Китай
Монголия
Япония
КНДР
Респ. Корея
ФРЮ
Территория стран участников ОВД
Россия
Казахстан
и
Средняя Азия
Норвегия
Швеция
Турция
Греция
Италия
Бенилюкс
ФРГ
Австрия
Страны НАТО до 1991 г.
Бывшие страны Соц.лагеря
Страны Балтии
Изменение геополитического положения России в конце ХХ - начале ХХI вв.
Молдова
Украина
Белоруссия
Закавказье
1991 год распад СССР, распад социалистического лагеря
Расширение НАТО на восток
- граница до 1999 год; - современная граница
13 слайд
Вывод: прослеживается тенденция продвижения НАТО на восток. НАТО превращается в военно-технический инструмент для реализации интересов США на мировой арене.
14 слайд
1993
Договор СНВ-2 предусматривал сокращение
общего количества ядерного оружия на 50 процентов.
1994
Присоединение России к программе
«Партнерство во имя мира» по сближению Востока
и Запада Европы.
Мероприятия по разоружению и
стабилизации международных отношений
1996
Договор о запрещении ядерных испытаний.
2001
Россия поддерживает США в борьбе против международных террористических группировок, создавших базы в Афганистане.
15 слайд
2002
Подписание Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП). Он предусматривает сокращение стратегических ядерных боезарядов в течение
10 лет.
Мероприятия по разоружению и
стабилизации международных отношений
2005
Обязательства двух стран по обеспечению охраны ядерного оружия и материалов для его производства в целях предотвращения возможности их попадания в руки террористов.
16 слайд
2009
Подписано совместное заявление, в котором Соединенные Штаты и Россия обязуются сократить свои ядерные арсеналы до уровня 1500-1675 боеголовок, а средства их доставки - до 500-1100 единиц.
Мероприятия по разоружению и
стабилизации международных отношений
Одним из главных приоритетов новой администрации США будет сотрудничество с Россией и Китаем по жизненно важным экономическим вопросам и проблемам безопасности, включая терроризм, распространение ядерного оружия.
2009 год был годом “перезагрузки” в американо-российских отношениях. После резкого возрастания напряженности в двусторонних связях из-за войны в Грузии в 2008 году президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев предприняли несколько шагов к созданию более прагматических отношений.
17 слайд
В марте 2009 года государственный секретарь США Хиллари Клинтон вместе с трансатлантическими союзниками возобновляет работу Совета Россия - НАТО, которая была приостановлена в связи с войной между Россией и Грузией.
18 слайд
Факторы обострения
международной напряженности
в конце ХХ – начале ХХI века
1994
США обвинили СССР в нарушении прав человека
в Чечне;
1999
Бомбардировки НАТО территории Сербии ;
2002
США в одностороннем порядке разорвали
Договор по ПРО от 1972 года и одобрили планы на создание системы ПРО в Европе и курс на наращивание военной мощи;
2003
Агрессия США против Ирака;
Поддержка и финансирование «цветных революций» в Грузии и на Украине, лидеры которых впоследствии выступали за вхождение в НАТО.
19 слайд
Какими вы видите перспективы отношений между Россией и США, в каком направлении могут развиваться события?
Ваши прогнозы.
США
Россия
?
20 слайд
Оптимальный прогноз отношений
России и США
Совместное разрешение глобальных проблем:
- борьба с международным терроризмом;
борьба с распространением наркотиков;
противостояние исламскому фундаментализму
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема семинара: «Холодная война: вчера, сегодня, завтра» (слайд №1) Цель семинара: На основе изученного материала по тематике «холодная война», на основе международных событий 90-х гг. и событий начала XXI века подвести к выводу, что логика «холодной войны» проявляется и на современном этапе. Проблема семинара: можем ли мы утверждать, что «холодная война» продолжается и сейчас? Оснащение: 1. Учебники: 2. Хрестоматийный материал; 3. Интернет-ресурсы; 4. Материалы СМИ. План семинара (слайд №2) 1. «Холодная война»: определение, хронологические рамки; 2. Истоки и предпосылки; 3. Факторы «холодной войны»; 4. «Партнерство и соперничество»: А) Основные кризисы и локальные конфликты (определение и примеры); Б) Разрядка международной напряженности. 5. Международные отношения современности (90-е – начало XXI в.); 6. Внешнеполитические перспективы. Ход семинара Первое занятие семинара 1. Определение «Холодная война». Хронологические рамки. Начало «холодной войны» (слайд № 3) - июль 1945 г., март 1946 г., март 1947 г. Вопрос: Кто повинен в развязывании «холодной войны»? Вопрос: можно ли было предотвратить «холодную войну»? Вопрос: Почему вопрос о виновниках «холодной войны» до сих пор остается спорным? Окончание «холодной войны»: 1988 – 1989гг., 1989г., 1991 г. Вопрос: Почему нет конкретных хронологических рамок «холодной войны»? 2. Истоки и предпосылки; 3. Факторы «холодной войны» (слайд № 4) А) идеологический фактор; Б) военно-технический фактор; В) военно-политический фактор (индивидуальное сообщение, слайд 5). 4. «Партнерство и соперничество»: Итак, война проявлялась через противостояние, противоборство, а также через военные столкновения основных участников «холодной войны» в разных частях планеты. А) Основные кризисы и локальные конфликты (определение и примеры) (индивидуальное сообщение, слайд № 6). § Слайд № 7, Хрестоматийный материал. Вопросы: Какой вывод сделали участники кризисов? В чем состояли уроки локальных конфликтов? Б) Разрядка международной напряженности (индивидуальное сообщение, слайды № 8-9). Второе занятие семинара 5. Международные отношения современности (90-е – начало XXI в.); Мы посмотрели, как развивались события «холодной войны» вчера. Вопрос: можем ли мы говорить о «холодной войне» сегодня (90-е гг. – начало XXI в.)? А) Анализ определения «холодная война» Предварительный вывод: «холодная война», исходя из определения, завершена. Но так ли это на самом деле? Б) Анализ факторов «холодной войны» (индивидуальное сообщение, слайды № 10 - 13). Предварительный вывод: несмотря на исчезновение и ограничение отдельных факторов, «холодная война» имеет еще существенные позиции. В) Более полно ответить на этот вопрос помогут сообщения о взаимоотношениях России и США в рассматриваемый период. Позитивные события взаимоотношений (индивидуальное сообщение, Слайды № 14 - 17); Тревожные события рассматриваемого периода (индивидуальное сообщение, слайд № 18). Г) Вопрос: что вы можете сказать о самых последних событиях в мире, касательно рассматриваемой темы. - планы на строительство системы ПРО в Румынии, - планы на развертывание оборонной инфраструктуры в Европе (Сергей Иванов комментирует эти события, как «замена шила на мыло»). Вывод: «холодная война» в привычной форме отсутствует, она трансформировалась и приобрела новые формы, т.е. логика «холодной войны» налицо.
6 626 391 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Маслов Евгений Сергеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.