Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Проект на тему: «УСТРОЙСТВА ВВОДА ИНФОРМАЦИИ»
(План-конспект урока по информатике)
Выполнил: учитель математики
и информатики
Хажилова Наталья Михайловна.
2011
2 слайд
ФИО (полностью) Хажилова Наталья Михайловна
Место работы
Должность Учитель математики и информатики
Предмет Информатика
Класс 10 класс
Тема и «Устройства ввода информации». Урок № 5 в теме
номер урока в теме «Компьютер и программное обеспечение».
7. Базовый учебник Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11
классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
8. Цель урока: Знакомство с устройствами ввода информации.
9. Задачи:
- обучающие: познакомить с устройствами ввода информации, их назначением, основными характеристиками;
-развивающие: показать многообразие устройств ввода информации, развивать умение применять знания на практике;
-воспитательные: формировать положительную мотивацию учения, воспитывать самостоятельность и коллективизм.
10. Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Форма работы учащихся:
- общеклассная (на этапе изучения нового материала ведется работа со всем классом, что необходимо для закрепления материала обязательного уровня всеми учениками класса);
12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
13. Структура и ход урока
3 слайд
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
4 слайд
Устройства ввода современного компьютера можно разделить на группы:
1. Устройства ввода текстовой информации
1.1. Клавиатура
1.1.1. Механические
1.1.2. Полумеханические
1.1.3. Мембранные
2. Устройства ввода графической информации
2.1. Сканер (ручные, портативно-страничные, планшетно-офисные, сетевые, широкоформатные)
2.2. Веб-камера
2.3. Цифровой фотоаппарат
2.4. Плата видеозахвата (ТВ-тюнер)
3. Устройства ввода звуковой информации
3.1. Микрофон
3.2. Цифровой диктофон
4. Координатные устройства
4.1. С относительным указанием позиции (перемещения)
4.1.1. Манипулятор мышь (оптические мыши без шарика, оптико-механические мыши)
4.1.2. Трекбол
4.1.3. Трекпоинт
4.1.4. Тачпад
4.1.5. Джойстик
4.2. С возможностью указания абсолютной позиции
4.2.1. Графический планшет
4.2.2. Световое перо
4.2.3. Сенсорный экран (тачскрин)
5. Игровые устройства.
5.1. Джойстик
5.2. Педаль
5.3. Геймпад
5.4. Руль
5 слайд
КЛАВИАТУРА
Первое, с чего начинается общение любого пользователя с компьютером — это клавиатура и монитор. Клавиатура пока остается основным средством ввода информации.
Назначение: ввод алфавитно-цифровых символов, управление курсором.
Принцип работы. Клавиши клавиатуры подключены к матрице контактов. Каждой клавише или комбинации клавиш присвоен свой номер (код). Внутри клавиатуры находится отдельный микропроцессор. Каждое нажатие на клавишу замыкает контакт. При этом в соответствии с матрицей контактов микропроцессор генерирует код нажатой клавиши. Этот код запоминается в специальной области (буфере микропроцессора) и становится доступным для обработки программными средствами.
Клавиатуры бывают механические, полумеханические и мембранные. Одни клавиатуры при нажатии на клавишу издают механический щелчок, другие — молчат.
Основные пользовательские характеристики (табл. 1):
количество нажатий каждой клавиши до ее отказа,
дизайн и удобство в работе (эргономичность).
ПРИНЦИП РАБОТЫ (демонстрация со звуковым сопровождением):
http://www.fcior.edu.ru/card/12828/ustroystva-vvoda-informacii.html
6 слайд
Таблица 1.
Характеристики клавиатур
7 слайд
СКАНЕРЫ
Назначение. Сканер — устройство для перевода графической информации в цифровую. Функция сканера — получение электронной копии документа, созданного на бумаге.
Ввод данных в компьютер — это одна из самых утомительных и подверженных ошибкам операций, сканеры облегчают эту работу.
Принцип работы. Лампа освещает сканируемый текст, отражённые лучи попадают на фотоэлемент, состоящий из множества светочувствительных ячеек. Каждая из них под действием света приобретает электрический заряд. Аналого-цифровой преобразователь ставит в соответствие каждой ячейке числовое значение, и эти данные передаются в компьютер.
Сканеры бывают ручные, портативно-страничные (роликовые), планшетно-офисные, сетевые (скоростные), широкоформатные; они могут быть чёрно-белые (до 64 оттенков серого) и цветные (256 - 16 млн. цветов).
Ручные сканеры внешне напоминают «мышь» большого размера, которую пользователь двигает по сканируемому изображению. Однако ручное перемещение устройства по бумаге, небольшой размер охватываемой области сканирования не обеспечивают достаточной скорости и требуют тщательной состыковки отдельных участков изображения.
Основной отличительный признак планшетного сканера — сканирующая головка перемещается относительно неподвижной бумаги. Они просты и удобны в эксплуатации, позволяют сканировать изображения как с отдельных листов, так и с книг, журналов.
У портативно-страничных сканеров бумага перемещается относительно сканирующей головки. Они довольно компактны, но отсканировать с их помощью рисунок из книги вряд ли получится. Этот тип сканеров используется для ввода страниц документов форматом от визитной карточки до А4, система автоматической подачи бумаги обеспечивает равномерное сканирование по всей ширине листа.
В листопротяжном сканере, как в факсимильном аппарате, страницы документа при считывании пропускаются через специальную щель с помощью направляющих роликов. Невозможно сканирование из журналов или книг.
Барабанные сканеры применяются в полиграфии, имеют большое разрешение (10 тыс. точек на дюйм). Оригинал располагается на внутренней или внешней стенке цилиндра (барабана).
ПРИНЦИП РАБОТЫ (демонстрация со звуковым сопровождением):
http://www.fcior.edu.ru/card/12828/ustroystva-vvoda-informacii.html
ПЛАНШЕТНЫЙ СКАНЕР
РУЧНОЙ СКАНЕР
БАРАБАННЫЙ СКАНЕР
ПРОЕКЦИОННЫЙ СКАНЕР
8 слайд
ТАБЛИЦА 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ СКАНЕРОВ
Программная поддержка. Драйвер сканера предназначен для управления процессом сканирования и настройки основных параметров сканера. Иногда драйверы дополняются средствами манипулирования отсканированными изображениями (изменить яркость, контрастность и т. п.)- Сканеры могут использоваться для простого переноса картинок (фотографий, рисунков и пр.) в память компьютера или на экран дисплея, или же для быстрого ввода текстовых документов. Во втором случае из графического изображения необходимо выделить (распознать) буквы, цифры, пробелы, знаки табуляции, столбцы, то есть перевести изображение в текстовый формат.
Распознанный текст занимает гораздо меньше места на диске, чем его отсканированный оригинал. Для преобразования отсканированных текстов в текстовые коды предназначены программы оптического распознавания символов (OCR — Optical Character Recognition).
9 слайд
ВЕБ-КАМЕРА
Веб-камера — цифровая видео или фотокамера, способная в реальном времени фиксировать изображения, предназначенные для дальнейшей передачи по сети интернет (в программах типа Instant Messenger или в любом другом видеоприложении).
Помимо очевидного применения в видеоконференцсвязи, вебкамеры быстро обрели популярность в качестве средства, позволяющего одним пользователям Интернета созерцать мир через камеры, подключённые к Интернету другими пользователями.
Цифровые камеры позволяют получать видеоизображение и фотоснимки непосредственно в цифровом (компьютерном) формате.
Цифровые фотоаппараты позволяют получать высококачественные фотографии с разрешением до 2272 * 1704 точек. Запись изображений на жесткий диск компьютера может осуществляться путем подключения камеры к компьютеру.
Если установить в компьютер специальную плату (ТВ-тюнер) и подключить к ее входу телевизионную антенну, то появится возможность смотреть телевизионные передачи на компьютере.
ЦИФРОВЫЕ ФОТО- И ВИДЕОКАМЕРЫ
10 слайд
УСТРОЙСТВО РЕЧЕВОГО ВВОДА — микрофон с подключением к аналого-цифровому преобразователю.
Микрофо́н (от микро- и phōnē — звук) — электроакустический прибор, преобразовывающий звуковые колебания в колебания электрического тока. Подключается к микрофонному входу на звуковой плате. Звуковая плата преобразует электрический сигнал с микрофона в цифровой дискретный сигнал.
Узкоспециализированное устройство, предназначенное для длительной записи речи. Основные параметры цифрового диктофона: индексация, голосовая активация, встроенная или внешняя память, возможность подключения к компьютеру, наличие цифрового дисплея, время работы от аккумулятора.
ЦИФРОВОЙ ДИКТОФОН
11 слайд
МАНИПУЛЯТОР МЫШЬ.
Назначение: управление курсором (указателем) мыши, ввод управляющей информации.
С появлением графических оболочек мышь стала необходимой для эффективной работы на компьютере.
Принцип работы. Мышь — небольшая коробочка с кнопками. В ней — шарик, катающийся по поверхности стола. К шарику прижаты два взаимно перпендикулярных ролика, которые он вращает. Датчики поворота ролика передают сигналы в компьютер. «Хвост» из проводов, по которым идут сигналы, дал устройству имя «мышь». Курсор мыши управляется перемещением мыши по столу. Управляющая информация вводится нажатием на кнопки мыши.
Мыши бывают одно-, двух-, трёхкнопочные. Они могут соединяться с компьютером проводом или при помощи радиопередатчиков (беспроводные). Существуют оптические мыши без шарика, оснащённые фотоэлементами, и оптомеханические мыши. Оптические датчики призваны непосредственно отслеживать перемещение рабочей поверхности относительно мыши. Исключение механической составляющей позволило увеличить разрешающую способность детектора.
Более совершенная разновидность оптического датчика, использующего для подсветки полупроводниковый лазер.
Гироскопические мыши. Мышь, оснащённая гироскопом, распознаёт движение не только на поверхности, но и в пространстве: её можно взять со стола и управлять движением кисти в воздухе на расстоянии до 10 м.
Вес – 13 г. Размер - не больше пальчиковой батарейки.
Основные пользовательские характеристики:
количество нажатий кнопки до её отказа;
реакция на движение руки или баллистический эффект;
разрешающий шаг (разрешение);
дизайн и удобство в работе (эргономичность).
Разрешение измеряется в dpi (dot per inch — количество точек на дюйм).
Программная поддержка. Драйвер мыши поставляется вместе с устройством. Современные операционные системы содержат драйверы для большинства манипуляторов этого типа и автоматически при включении компьютера подбирают наиболее подходящий из них.
Оптопарный координатный датчик в мыши с шаровым приводом
Лазерный датчик
Беспроводная мышь на подзарядке
4-мышь, 5- док-станция
Мышь с оптическим датчиком
Первая компьютерная мышь
1968 г. Калифорния
12 слайд
ТРЕКБОЛ
Разновидностью мыши можно считать трекбол (trackball). Его можно сравнить с мышью, которая лежит на спине шарообразным брюшком вверх.
Трекболы отличаются размещением шарика: на некоторых моделях он управляется большим пальцем руки, на других же расположен по центру или правее центра и управляется указательным, средним и безымянным пальцами. На большинстве моделей шарик достигает 3-6 см в диаметре, однако существуют и модели с шариком около 1 см в диаметре. Почти на всех моделях кроме шара и кнопок присутствует также колесо прокрутки.
Еще трекболом называют шар, встроенный в клавиатуру, который отличается от мыши тем, что его не нужно перемещать по рабочей поверхности.
Эргономичность. Многим поклонникам этого манипулятора трекбол удобен не только тем, что для работы с ним не требуется места, но и тем, что во время работы рука остается неподвижной в запястье.
Например, производитель трекболов ITAC Systems, Inc. утверждает, что после 4-часовой активной работы с «мышью», в результате усталости запястья, рука становится до 60 % слабее, тогда как использование трекбола не оказывает влияния на исследуемые показатели.
По той же причине некоторые предпочитают также графические планшеты.
Популярность. В настоящее время трекболы достаточно редко применяются в домашних и офисных компьютерах, однако нашли применение в промышленных и военных компьютерах, аппаратах ультразвуковой диагностики, где пользователю приходится работать в условиях недостатка места и возможной вибрации. Так, трекболы используются в кабинах управления ракетного комплекса С-300 и АСУ ЗРВ - таких как Байкал - 1.
ТРЕКБОЛ НА ГЕЙМПАДЕ
13 слайд
ДЖОЙСТИК
ДЖОЙСТИК — (англ. Joystick = Joy + Stick) — устройство управления в компьютерных играх. Представляет собой рычаг на подставке, который можно отклонять в двух плоскостях. Помимо координатных осей X и Y, возможно также изменение координаты Z, за счет вращения рукояти вокруг оси, наличия второй ручки, дополнительного колёсика и т. п.
На рычаге могут быть разного рода гашетки и переключатели. Также словом «джойстик» в обиходе называют рычажок управления, например, в мобильном телефоне.
В русском языке ручку управления промышленными механизмами и транспортными средствами (самолётом и т. д.) джойстиком не называют никогда (в отличие от английского joystick).
Конструкция джойстика:
1 Рукоять
2 Основание
3 Кнопка «Огонь» (гашетка)
4 Дополнительные кнопки
5 Переключатель автоматического огня
6 Газ/тяга
7 Миниджойстик (hat switch, «хатка»)
8 Присоски (крепление)
14 слайд
ГРАФИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ (со световым пером)
СВЕТОВОЕ ПЕРО — (англ. light pen, также — стило, англ. stylus) — один из инструментов ввода графических данных в компьютер, разновидность манипуляторов.
Внешне имеет вид шариковой ручки или карандаша, соединённого проводом с одним из портов ввода-вывода компьютера. Обычно на световом пере имеется одна или несколько кнопок, которые могут нажиматься рукой, удерживающей перо. Ввод данных с помощью светового пера заключается в прикосновениях или проведении линий пером по поверхности экрана монитора. В наконечнике пера устанавливается фотоэлемент, который регистрирует изменение яркости экрана в точке, с которой соприкасается перо, за счёт чего соответствующее программное обеспечение вычисляет позицию, «указываемую» пером на экране и может, в зависимости от необходимости, интерпретировать её тем или иным образом, обычно как указание на отображаемый на экране объект или как команду рисования. Кнопки используются аналогично кнопкам манипулятора типа «Мышь» — для выполнения дополнительных операций и включения дополнительных режимов.
Световое перо невозможно использовать с обычными ЖК-мониторами.
Графический планшет (или дигитайзер, диджитайзер, от англ. digitizer) — это устройство для ввода рукописного текста и рисунков непосредственно в компьютер. Состоит из пера и плоского планшета, чувствительного к нажатию или близости пера.
Качество графических планшетов характеризуется разрешающей способностью, которая измеряется в lpi (линиях на дюйм) и способностью реагировать на силу нажатия пера.
15 слайд
ТРЕКПОИНТ
Трекпоинт - координатное устройство ввода данных в виде кнопки, отражающей на экране направление давления пальца на эту кнопку.
Pointing stick (также известен под названиями TrackPoint, PointStick, Track Stick, StickPoint, Бородавка и другими) — миниатюрный тензометрический джойстик, применяемый в ноутбуках, как замена мыши.
Обычно трекпоинт размещается в центре клавиатуры. У трекпоинта очень важен размер усилия, которое требуется для управления им.
16 слайд
ТАЧПАД
Тачпа́д (англ. touchpad — сенсорная площадка), се́нсорная пане́ль — указательное устройство ввода, применяемое чаще всего в ноутбуках.
Принцип действия. Работа тачпадов основана на измерении ёмкости пальца или измерении ёмкости между сенсорами. Ёмкостные сенсоры расположены вдоль вертикальной и горизонтальной осей тачпада, что позволяет определить положение пальца с нужной точностью.
Тачпад не будет работать, если водить по нему каким-либо непроводящим предметом, например, основанием карандаша. В случае использования проводящих предметов тачпад будет работать только при достаточной площади соприкосновения. (Попробуйте касаться тачпада пальцем лишь чуть-чуть). Влажные пальцы затрудняют работу тачпада.
17 слайд
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАЧПАДА
Тачпады являются устройствами с довольно низким разрешением. Этого достаточно для использования их в повседневной работе за компьютером (офисные приложения, веб-браузеры, логические игры), но затрудняет работу в графических программах и делает практически невозможной игру в 3D-шутерах.
Однако у тачпадов есть и ряд преимуществ, по сравнению с другими манипуляторами:
не требуют ровной поверхности (в отличие от мыши);
не требуют большого пространства (в отличие от мыши или графического планшета)
расположение тачпада фиксировано относительно клавиатуры (в отличие от мыши);
для перемещения курсора на весь экран достаточно лишь небольшого перемещения пальца (в отличие от мыши или крупного графического планшета);
работа с ними не требует особого привыкания, как например, в случае с трекболом.
с помощью одного тачпада (не прикасаясь к кнопкам) можно выполнять часть манипуляций левой кнопки мыши:
короткое касание — щелчок
двойное короткое касание — двойной щелчок
незавершённое двойное касание с последующим перемещением — перемещение объекта или выделение.
отдельные участки тачпада (полоска справа и сверху/снизу) могут быть использованы для вертикальной и горизонтальной прокрутки.
Тачпады ноутбуков Apple, Asus, а также практические любые от Synaptics (с помощью отдельной программы[2]) могут имитировать нажатие правой кнопки и колесика без использования дополнительных кнопок:
прокрутка — нажатие двумя пальцами и перемещение
правая кнопка — короткое нажатие двумя пальцами
увеличение/уменьшение — стягивание или растягивание двух пальцев на поверхности тачпада друг относительно друга
переворот — изменение плоскости положения двух пальцев на тачпаде в требуемом направлении
перелистывание — легкое касание в движении слева направо или наоборот тремя пальцами
Также имеются различные жесты, задействующие и четыре пальца.
Тачпад отключается на ноутбуке сочетанием клавиш Fn (рядом с кнопкой Ctrl)+F10 (или + одна из от F1 до F12). На некоторых ноутбуках тачпад отключается специальной кнопкой (например Acer Aspire 5739G).
18 слайд
СЕНСОРНЫЙ ЭКРАН
Се́нсорный экран — устройство ввода информации, представляющее собой экран, реагирующий на прикосновения к нему. Сенсорные экраны зарекомендовали себя как наиболее удобный способ взаимодействия человека с машиной. Применение сенсорных экранов имеет ряд преимуществ, недоступных при использовании любых других устройств ввода: повышенную надёжность, устойчивость к жёстким внешним воздействиям (включая вандализм), интуитивно понятный интерфейс.
Сенсорные экраны используются в платежных терминалах, информационных киосках, оборудовании для автоматизации торговли, карманных компьютерах, операторских панелях в промышленности.
Принцип работы. Сенсорный экран представляет собой стеклянную конструкцию, размещаемую на поверхности дисплея, отображающего систему навигации. Выбор необходимой функции системы происходит при прикосновении к соответствующему изображению на экране. Контроллер сенсорного экрана обрабатывает координаты точки прикосновения и передает их в компьютер. Специальное программное обеспечение запускает выбранную функцию.
19 слайд
ГЕЙМПАД
КОМПЬЮТЕРНЫЙ РУЛЬ
Компью́терный руль — игровой контроллер, имитирующий автомобильный руль. Применяется для игры в компьютерные игры — автосимуляторы.
Игровой пульт (геймпад, джойпад) — тип игрового манипулятора.
Представляет собой пульт, который удерживается двумя руками, для контроля его органов управления используются большие пальцы рук (в современных геймпадах также часто используются указательный и средний пальцы).
20 слайд
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ
Лекция на тему: «Устройства ввода информации».
http://www.metod-kopilka.ru/page-2-2-8.html
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для
10-11 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Картинки по запросу устройства ввода информации (Google).
Электронные образовательные ресурсы:
http://www.fcior.edu.ru/card/28706/ustroystva-vvoda-informacii.html
http://www.fcior.edu.ru/card/13291/ustroystva-vvoda-informacii.html
http://www.fcior.edu.ru/card/12828/ustroystva-vvoda-informacii.html
http://www.fcior.edu.ru/card/25786/konstrukciya-ustroystv-vvoda-vyvoda-myshi-klaviatury-printery-i-dr.html
5. Устройства ввода (материал из Википедии) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B2%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0
21 слайд
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1. Тема и «Устройства ввода информации». Урок № 5 в теме
номер урока в теме «Компьютер и программное обеспечение».
2. Базовый учебник Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11
классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
3. Цель урока: Знакомство с устройствами ввода информации.
6 656 299 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Хажилова Наталья Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.