Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Урок решения задач по теме
«Файл и файловая система»
Учитель: Соболева Ольга Сергеевна
2 слайд
Необходимо знать:
Определение «файла». Имя файла. Типы файлов.
Понятие «корневого каталога», «каталога», «вложенного каталога».
Понятие «файловая система», «иерархическая файловая система».
Адрес файла.
Адрес каталога.
Для чего служит маска имени файлов?
3 слайд
Что такое файл?
Файл- это программа или данные, имеющие имя
и хранящиеся в долговременной памяти
4 слайд
Как присваивается
имя файлу?
Собственное имя дает пользователь
Расширение задается программой автоматически при создании
5 слайд
Что характеризует расширение файла?
Тип информации,
содержащейся в файле
Что такое «открыть файл»?
для программы (*.exe)?
для рисунка (*.bmp,*.jpg,*.gif)?
для звука (*.mp3,*.wav) ?
для видео (*.avi,*.mpg,*.wmv)?
для документа (*.txt,*.doc)?
6 слайд
Укажите полный путь к файлу «Компьютерные вирусы.doc»:
С:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы
7 слайд
Выберите допустимые имена файлов из перечисленных ниже:
1) nadia*.DOC
2) LIN?EXE
3) КУКУ.BMP
4) A.B.TXT
3, 4
8 слайд
Что такое файловая система?
это часть операционной системы, которая обеспечивает пользователю удобный интерфейс при работе с данными, хранящимися на диске
Диск C:
Документы
Видео
2006
2007
Фото
9 слайд
Назовите количество
папок в данной файловой
системе.
2. Сколько вложенных
папок изображено на схеме?
Рабочая папка
(текущий каталог)-
папка, с которой в данный момент работает пользователь
10 слайд
Диск C:
autoexec.bat
Диск C:
autoexec.bat
Документы
План.doc
Отчет.doc
Фото
2006
Я.jpg
Шарик.jpg
2007
Ку.jpg
Зя.jpg
Видео
Кузя.avi
Винни-Пух.wmv
корень
Корневой каталог-?
главный каталог диска
11 слайд
Полный адрес каталога - это…
Перечисление каталогов, в которые нужно войти, чтобы попасть в этот каталог
12 слайд
Какие файлы находятся в
корневом каталоге?
C:\SERVER\Видео\2007\Зя.avi
A:\autoexec.bat
\\work3\Игры\Hover\hover.exe
D:\Windows\Temp\Справка.txt
E:\Реферат.doc
13 слайд
Какой объект находится на верхнем уровне иерархии в операционной системе Windows?
Рабочий стол
Вся сеть
Учебники на Server
Задания на Server
Диск E:
Диск A:
Диск D:
Диск С:
Мои видеозаписи
Моя музыка
Мои рисунки
Корзина
Сетевое
окружение
Мой
компьютер
Мои
документы
Рабочий стол
14 слайд
Могут ли два каталога 2-го уровня иметь одинаковые имена?
Да, если они принадлежат разным каталогам
1-го уровня
15 слайд
Для чего служит маска имен файлов?
Для обозначения (выделения) группы файлов, имена которых имеют общие свойства,
например, общее расширение
16 слайд
Какие специальные символы
(кроме допустимых в имени файла) используются в масках?
?
*
Что они обозначают?
17 слайд
*.*
Какие группы файлов относятся к данным маскам?
*.doc
a*.?
*z.a?
все файлы
все файлы с расширением .doc
имя файла начинается с «a»,
расширение из 1 символа
имя файла заканчивается на «z», расширение начинается с «a», всего 2 символа
18 слайд
Задача №1
(устно)
В некотором каталоге хранился файл Задача5. После того, как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог файл Задача5, полное имя файла стало Е:\Класс9\Физика\Задачник\Задача5. Каково было полное имя этого файла до перемещения?
1) Е:\Физика\Задачник\Задача5
2) Е:\Физика\Задача5
3) Е:\Класс9\Задачник\Задача5
4) Е:\Класс9\Физика\Задача5
19 слайд
Решение:
В предложенных именах варианты
1 и 2 не содержат каталога.
Вариант 4 не подходит, так как не содержит папки Задачник.
Ответ: 3
20 слайд
Задача №2
Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске: ?hel*lo.c?*
1. hello.c
2. hello.cpp
3. hhelolo.cpp
4. hhelolo.c
21 слайд
Решение:
Ответ: 3
22 слайд
Задача №1
(устно)
Перемещаясь из одного каталога в другой, пользователь последовательно посетил каталоги DOC, USER, SCHOOL, A:\, LETTER, INBOX. При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь?
1) A:\DOC
2) A:\LETTER\INBOX
3) А:\SCHOOL\USER\DOC
4) А:\DOC\USER\SCHOOL
Ответ 3
23 слайд
Ловушки и проблемы:
можно забыть, что звездочка «*» может соответствовать и пустой последовательности;
можно забыть, что знак «?» НЕ может соответствовать пустой последовательности, а заменяет ровно 1 символ;
можно забыть, что названия каталогов в полном имени перечисляются в порядке входа в них, начиная от корневого;
можно перепутать каталог, из которого вышел пользователь, и каталог, где он в конечном счете оказался;
в условии могут быть лишние данные, которые только запутывают дело.
24 слайд
Закрепление
«Каталог»
Диск C:
Документы
Видео
2014
2015
Фото
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Урок решения задач по теме «Файл и файловая система»
Класс: 8
Цель урока: дать представление учащимся о том, как решать задачи, входящие в ЕГЭ по информатике, по теме «Файл и файловая система».
Задачи:
1. Обучающие: показать способ решения задач 3-х типов по теме и научить учащихся решать эти задачи; закрепить и обобщить теоретические знания по теме «Файл и файловая система».
2. Развивающие: развить коммуникативные навыки учащихся.
3. Воспитывающие: воспитать самостоятельность, ответственность за свой труд, внимательность, воспитать информационную культуру.
Материалы к уроку: презентация, комплект заданий для каждого учащегося, карточки с самостоятельной работой, карточки для рефлексии.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Тип урока: урок решения задач с элементами деловой игры.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие.
2. Вступление. Здравствуйте ребята. Сегодня у нас урок – решения задач.
Давайте, мы с вами определим, что же нам необходимо знать для решения этих задач.
3. Актуализация знаний учащихся.
Что необходимо знать для решения задач по теме? Слайд 2.
1. Определение файла. Имя файла. Типы файлов.
2. Определение корневого каталога, каталога, вложенного каталога.
3. Понятие «файловая система»,»иерархическая файловая система».
4. Адрес файла.
5. Адрес каталога.
6. Для чего служит маска имени файлов?
Проверим, насколько прочны ваши знания по теме.
Слайд 3-15 (слайды с вопросами и заданиями).
4. Решение задач.
Слайд 16.
Знание теории поможет нам научиться решать задачи по теме.
У вас на партах у каждого находится комплект заданий. Многие предложенные задачи имеют место быть в ЕГЭ по информатике. Часть заданий из комплекта сегодня встретится нам на уроке, остальные задания вы выполните дома.
Задания, которые мы будем решать на уроке, можно разделить на 3 типа:
1. Работа с маской имени файла
2. Работа с каталогами
3. Задачи, связанные с перемещением файлов в каталоге.
4. Решение задач.
Слайд 17.
Внимание на слайд! Задача №1.
Читаем условие. К какому типу вы отнесете эту задачу?
Задача №1.
В некотором каталоге хранился файл Задача5. После того, как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог файл Задача5, полное имя файла стало Е:\Класс9\Физика\Задачник\Задача5. Каково было полное имя этого файла до перемещения?
1) Е:\Физика\Задачник\Задача5
2) Е:\Физика\Задача5
3) Е:\Класс9\Задачник\Задача5
4) Е:\Класс9\Физика\Задача5
Вспомним еще раз, с чего начинается полное имя каталога? ( с имени диска, т.е. корневого каталога) В предложенных именах варианты 1 и не содержат каталог. Следовательно, не подходят. Перед перемещением файла был создан подкаталог, какой? Посмотрите на условие задачи. А нам нужно узнать полное имя каталога, в котором хранился файл до создания подкаталога. Поэтому вариант 4 не подходит, так как в имени пути содержится папка. Поэтому правильное имя каталога описано во втором варианте. Запишите ответ.
Слайд 20.
На слайде:
Вариант ответа: 3
Слайд 21.
Задача 2 типа. Определите тип.
Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске: ?hel*lo.c?*
1. hello.c
2. hello.cpp
3. hhelolo.cpp +
4. hhelolo.c
Слайд 22.
Проверяем соответствие маске по частям, записывая результаты в таблицу.
?hel
*lo.c
?*
hello.c
Í
Í
Í
hello.cpp
Í
Í
Í
hhelolo.cpp
+
+
+
hhelolo.c
+
+
Í
Изобразите таблицу в тетрадях.
Начнем с первой части маски. Что означает вопросительный знак перед сочетанием «hel»? (в начале имени стоит один любой символ) Посмотрите варианты ответов. Сразу видим, что первые два имени нам не подходят. Отметим их крестиком в таблице и больше не рассматриваем.
Проверяем второй блок маски для двух оставшихся вариантов. После «hel» должна быть цепочка «lo.c» или вплотную или через произвольную вставку, на которую указывает звездочка в маске. Все ли оставшиеся имена прошли проверку? Да.
Что означает последняя часть маски? ( после «lo.c» должен стоять по крайней мере один символ). Для последнего имени маска не подходит. Поэтому правильный вариант ответа:3.
Правильный вариант ответа: 3
Слайд 23.
Задача 3 типа. Какой тип задачи осталось решить? (на работу с каталогами)
Перемещаясь из одного каталога в другой, пользователь последовательно посетил каталоги DOC, USER, SCHOOL, A:\, LETTER, INBOX. При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь?
1) A:\DOC
2) A:\LETTER\INBOX
3) А:\SCHOOL\USER\DOC
4) А:\DOC\USER\SCHOOL
В данной задаче действуем методом исключения невозможного, последовательно проверяя каждый из предложенных ответов на соответствие условию задачи.
Подходит ли нам вариант №1. (нет, так как по условию задачи пользователь посетил еще 2 каталога, до того, как попасть в корневой каталог А:\, а здесь он сразу бы попал в него.
Подходит ли второй вариант? (Нет, так как в нем мы видим каталоги, в которых пользователь закончил свой путь).
Третий вариант подходит нам? (Да, так как последовательность каталогов от каталога DOC до каталога А:\ соответствует условию задачи.
Но необходимо проверить и четвертый вариант. Он нам не подходит. Почему? Потому что по условию задачи пользователь из каталога SCHOOLсразу попадает в каталог А:\. А здесь нам пришлось бы проделать обратный путь.
Правильный вариант ответа: 3 Запишите ответ.
Слайд 23.
Какие ловушки и проблемы вас поджидают при решении представленных задач? (ребята размышляют)
Ловушки и проблемы:
· можно забыть, что звездочка «*» может соответствовать и пустой последовательности;
· можно забыть, что знак «?» НЕ может соответствовать пустой последовательности, а заменяет ровно 1 символ;
· можно забыть, что названия каталогов в полном имени перечисляются в порядке входа в них, начиная от корневого;
· можно перепутать каталог, из которого вышел пользователь, и каталог, где он в конечном счете оказался;
· в условии могут быть лишние данные, которые только запутывают дело.
Какие остались вопросы по решению задач?
Если вопросов нет, вернемся к началу урока.
5. Самостоятельная работа. Закрепление полученных знаний. (приложение 1)
Наш урок называется «Файл и файловая система».
Слайд 24.
Чтобы продолжить наш урок мы пройдем по каталогу, разделимся на группы. (заранее сидят по группам: всего 3 группы)
Каждая группа в должна иметь руководителя, который будет направлять группу по верному пути, оказывать помощь.
У каждой группы на партах находится каталог. Выполнив все действия на карточке, вы сможете воспользоваться ключом к файлу который находить в нашем каталоге. Ключ к шифру для каждой группы находится у меня. И только когда все группы достигнут поставленной цели, мы получим окончательный шифр.
Время на работу 5-7 минут.
Ребята решают задачи на карточках самостоятельно. Всего 3 задачи + 1 задача дополнительно, если остается время.
Когда группа справляется с заданием, поднимает руку, я отдаю им ключ к шифру. Они мне сдают карточки с ответами.
Правильные ответы: 2,2,2; дополнительное зад.: 4
А сейчас по очереди прошу руководителей экспедиции записать на доске полученный шифр.
Внимательно посмотрите на экран, что вам напоминает этот каламбур? (Полное имя файла).
Группа №1
Шифр: Е:\ИНФОРМАТИКА\
Группа №2
Шифр: ИНФОРМАТИКА\УРОК\
Группа №3
Шифр: УРОК\ КАТАЛОГ\Молодцы.ppt
Шифр: Е:\ИНФОРМАТИКА\ УРОК\ КАТАЛОГ\Молодцы.ppt
Давайте правильно его запишем.
Где мы можем открыть файл с таким адресом? (на компьютере)
Предлагаю руководителю группа, которая быстрее всех справилась с заданием экспедиции, открыть этот файл на компьютере.
Появляется файл с расширением .ppt.
6. Заключение. Подведение итогов урока.
Урок подходит к концу, считаю, что цели урока мы достигли. А с вами можно отправляться в любую экспедицию за следующей тайной.
Сейчас предлагаю взять в руки карточки, на которых отражены этапы урока и коротко оценить каждый этап.
Учащиеся сдают карточки.
Урок закончен. До свидания.
Приложение 1
Закрепление материала «Каталог»
Группа №1.
Состав группы:____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Задание:
1) Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске: ?a???*
1) dad1 2) dad22 3) 3daddy 4) add444
2) Учитель работал в каталоге
D:\Материалы к урокам\10 класс\Практические работы.
Затем перешел в дереве каталогов на уровень выше, спустился в подкаталог Лекции и удалил из него файл Введение. Каково полное имя файла, который удалил преподаватель?
1) D:\Материалы к урокам\10 класс\Введение
2) D:\Материалы к урокам\10 класс\Лекции\Введение
3) D:\Материалы к урокам\Лекции\Введение
4) D:\Материалы к урокам\Введение\Лекции
3) Пользователь, перемещаясь из одного каталога в другой, последовательно посетил каталоги LESSONS, CLASS, SCHOOL, D:\ , MYDOC, LETTERS. При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь?
1) D:\MYDOC\LETTERS
2) D:\SCHOOL\CLASS\LESSONS
3) D:\LESSONS\CLASS\SCHOOL
4) D:\LESSONS
Задача №1. Правильный ответ:______________________________________________
Задача №2. Правильный ответ:______________________________________________
Задача №3: Правильный ответ:______________________________________________
Дополнительное задание:
Находясь в корневом каталоге только что отформатированного диска, ученик создал 3 каталога. Затем в каждом из них он создал еще по 4 каталога. Сколько всего каталогов оказалось на диске, включая корневой?
1) 12 2) 13 3) 15 4) 16
Закрепление материала «Каталог»
Группа №2.
Состав группы:____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Задание:
1) Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске: ?a???*
1) dad1 2) dad22 3) 3daddy 4) add444
2) Учитель работал в каталоге
D:\Материалы к урокам\10 класс\Практические работы.
Затем перешел в дереве каталогов на уровень выше, спустился в подкаталог Лекции и удалил из него файл Введение. Каково полное имя файла, который удалил преподаватель?
1) D:\Материалы к урокам\10 класс\Введение
2) D:\Материалы к урокам\10 класс\Лекции\Введение
3) D:\Материалы к урокам\Лекции\Введение
4) D:\Материалы к урокам\Введение\Лекции
3) Пользователь, перемещаясь из одного каталога в другой, последовательно посетил каталоги LESSONS, CLASS, SCHOOL, D:\ , MYDOC, LETTERS. При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь?
1) D:\MYDOC\LETTERS
2) D:\SCHOOL\CLASS\LESSONS
3) D:\LESSONS\CLASS\SCHOOL
4) D:\LESSONS
Задача №1. Правильный ответ:______________________________________________
Задача №2. Правильный ответ:______________________________________________
Задача №3: Правильный ответ:______________________________________________
Дополнительное задание:
Находясь в корневом каталоге только что отформатированного диска, ученик создал 3 каталога. Затем в каждом из них он создал еще по 4 каталога. Сколько всего каталогов оказалось на диске, включая корневой?
1) 12 2) 13 3) 15 4) 16
Закрепление материала «Каталог»
Группа №3.
Состав группы:____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Задание:
1) Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске: ?a???*
1) dad1 2) dad22 3) 3daddy 4) add444
2) Учитель работал в каталоге
D:\Материалы к урокам\10 класс\Практические работы.
Затем перешел в дереве каталогов на уровень выше, спустился в подкаталог Лекции и удалил из него файл Введение. Каково полное имя файла, который удалил преподаватель?
1) D:\Материалы к урокам\10 класс\Введение
2) D:\Материалы к урокам\10 класс\Лекции\Введение
3) D:\Материалы к урокам\Лекции\Введение
4) D:\Материалы к урокам\Введение\Лекции
3) Пользователь, перемещаясь из одного каталога в другой, последовательно посетил каталоги LESSONS, CLASS, SCHOOL, D:\ , MYDOC, LETTERS. При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь?
1) D:\MYDOC\LETTERS
2) D:\SCHOOL\CLASS\LESSONS
3) D:\LESSONS\CLASS\SCHOOL
4) D:\LESSONS
Задача №1. Правильный ответ:______________________________________________
Задача №2. Правильный ответ:______________________________________________
Задача №3: Правильный ответ:______________________________________________
Дополнительное задание:
Находясь в корневом каталоге только что отформатированного диска, ученик создал 3 каталога. Затем в каждом из них он создал еще по 4 каталога. Сколько всего каталогов оказалось на диске, включая корневой?
1) 12 2) 13 3) 15 4) 16
6 661 515 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Соболева Ольга Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.