Инфоурок Химия Другие методич. материалыПрезентация по химии для 8-9 классов "Химия и литература. Точки соприкосновения". Сопроводительный текст

Презентация по химии для 8-9 классов "Химия и литература. Точки соприкосновения". Сопроводительный текст

Скачать материал

«Химия в произведениях литературы.

Точки соприкосновения.»

Мы часто замечаем связь естественных наук: химии, физики, биологии, географии, экологии и др. А что насчет химии и литературы.  Казалось бы, химия и литература  —  совершенно разные предметы, и соприкосновения найти невозможно. В своей работе мы докажем  обратное.

Объектом исследования данного проекта являются произведения русской и зарубежной литературы, в которых присутствуют описания химических веществ и их превращений, что делает стихи и прозу более яркими, образными, колоритными, позволяя читателю иметь полное представление о каких-либо событиях.

Из целого океана, именуемого Литературой, мы взяли для данной работы лишь небольшой ручеёк ─ некоторые отрывки из произведений художественной литературы.

Выбранная нами  тема очень актуальна: ведь знакомство с литературой мы начинаем с детских стихов, затем изучаем более серьёзные произведения. А узнав предмет «химия», вспоминаем некоторые отрывки, начиная их анализировать.

 Также в этом проекте мы выдвигаем  гипотезу: всегда ли писатели и поэты в своих произведениях правильно описывают химические вещества и процессы?

Итак, химия и литература. Точки соприкосновения.

Слайд № 2.

Химия и поэзия.

Химия на протяжении всей истории человечества представлялась предметом романтическим. Эта особенность химии побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений и процессов.

Всё это делало их произведения более яркими, образными, колоритными.

   Часто можно встретить такие литературные выражения: «стальной характер», «железные нервы», «золотое сердце», «свинцовый кулак», «серебряный иней», «золотая заря», «свинцовые тучи».

 Многие химики сами были не только великими учеными, но и одаренными поэтами, музыкантами.

Химизация поэзии началась с освоения химического языка, в который входили названия химических элементов и веществ, в первую  очередь ─ металлов.

Слайд № 3.

Например, у М.В.Ломоносова  есть такие строки:

                 Как медь в горниле, небо рдится!

                    .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

                    Меж бисерными облаками

                    Сияет злато и лазурь.

                    .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

                    Железо мне полей,

                    Разженной токи меди.

                    .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

                   Неправо о вещах те думают, Шувалов,

                    Которые Стекло чтут ниже Минералов…

Слайд № 4.

Богата химическими терминами поэзия XIX века:

 

…Торговали мы булатом,

                                         Чистым серебром и златом.           (А.С.Пушкин)

        

                                        …И железная лопата

                                           В каменную грудь,

                                          Добывая медь и злато,

                                    Врежет страшный путь.          (М.Ю.Лермонтов)

          

Слайд №5.

В поэзии XX века авторы используют химические термины для усиления образности повествования. Интересно отображают поэты всем известное явление коррозии металлов:

…На рукомойнике моем

                                                   Позеленела медь.

                                        Но так играет луч на нем,

                                                   Что весело глядеть…             (А.Ахматова)

 

 

…От медленных лобзаний влаги

                                        Нежнеет грубый свод гробниц,

                                        Где зеленеют саркофаги

                                        Святых монахов и девиц.              (А.Блок)

Читая поэтические произведения, часто можно встретить устаревшие химические термины. Например, в поэме «Ключ» Д.Васильева есть строка «Он наливал купоросное масло в сосуд». Купоросным маслом в старину называли концентрированную серную кислоту из-за ее желтоватого цвета, вязкости и источника получения  –  железного купороса.

 

Слайд №6.

Химия и проза.

 

Слайд №7.

Химия тесно связана с естественными науками. Это видно из высказывания одного из героев романа «Франкенштеин».

    «В химии, как ни в одной другой из естественных наук, сделаны и еще будут сделаны величайшие открытия. Вот почему я избрал ее, не пренебрегая вместе с тем и другими науками. Плох тот химик, который не интересуется ничем, кроме своего предмета. Если вы желаете стать настоящим ученым, а не рядовым экспериментатором, я советую вам заняться всеми естественными науками, не забыв и о математике. (Шелли Мэри. Франкенштеин, или Современный Прометей.)

Слайд №8.

Могущество химии можно увидеть из уст профессора Протасова – персонажа пьесы А.М.Горького «Дети солнца».

  Прежде всего и внимательнее всего изучайте химию. Это изумительная наука, знаете. Она еще мало развита сравнительно с другими, но уже и теперь она представляется мне каким-то всевидящим оком. Ее зоркий, смелый взгляд проникает в огненную массу солнца и во тьму земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, и в тайны строения камня, и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни… И она найдет его, она найдет. Изучая тайны строения материи, она создаст в стеклянной колбе живое вещество…»

Слайд № 9

Фрагменты литературных произведений могут быть увлекательным началом или формой введения в тему, источником новых знаний.

Узнав о способах разделения смесей на уроке химии, мы вспомнили произведение В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». “Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды. А вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная”.
           Мы сразу узнали один из методов очистки веществ – фильтрование.

 А зачем Рукодельница брала угольки? Оказалось, это не что иное, как процесс адсорбции.

   Читая различные книги, сейчас мы можем объяснить некоторые химические сюжеты в произведениях. В них встречаются химические понятия, описания химических превращений, устаревшие химические термины, что заставляет задуматься о союзе наук - химии и литературы.

Слайд № 10.

При изучении свойств оксидов углерода уместно использовать отрывок из сказки «Мороз Иванович»:

    «-- А зачем ты, Мороз Иванович, -- спросила Рукодельница, -- зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься?

     -- А я затем в окошки стучусь, -- отвечал Мороз Иванович,-- чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно». (Одоевский В.Ф. Мороз Иванович).

 

Слайд № 11.

Почему нельзя закрывать трубу, пока не все угли прогорели? Что такое угар? Почему от угара можно умереть?

   При горении угля в печи происходит химическая реакция:

               С + О2 = СО2 +402 кДж.

   Углекислый газ уходит в трубу. После того как уголь прогорел, трубу закрывают, чтобы сохранить тепло в печи. Но если трубу закрыть раньше того, как угли прогорят, то в печи скапливается избыток углекислого газа, который взаимодействует с еще раскаленными углями. Происходит восстановление оксида углерода ( IV  ) до оксида углерода ( II ) – угарного газа:

              СО2 + С = 2СО – 160 кДж.

   При закрытой трубе угарный газ проникает в помещение. При вдыхании он попадает в кровь человека и образует с гемоглобином стойкое соединение. Так как переносчик кислорода оказывается блокирован, он не  может транспортировать кислород. Начинается кислородное голодание тканей организма. При этом у человека возникает головокружение, рвота, удушье.

Слайд № 12.

Известный писатель-фантаст Жюль Верн часто использовал химические понятия. Например, в произведении «Опыт доктора Окса» он описал состав воздуха: «Семьдесят девять частей азота, двадцать одна часть кислорода, углекислота и водяные пары в переменных количествах». Писатель не указал в своем перечне инертные (или благородные) газы. Но это не ошибка: он просто не знал об их существовании, потому что первый представитель этих веществ – гелий – был открыт через 25 лет после написания книги.

Слайд № 13.

В романе А.Конан Дойла «Маракотова бездна» есть эпизод, когда исследователи морских глубин терпят катастрофу, и их батискаф остается на дне океана: «…воздух был тяжелый, спертый. Он так был пропитан углекислотой, что живительная струя сжатого кислорода с трудом выходила из баллона. Встав на диван, можно ещё было глотнуть чистого воздуха, но отравленная зона поднималась все выше и выше…». Нетрудно догадаться, что речь идет об углекислом газе (оксиде углерода IVCO2), который тяжелее воздуха и не поддерживает дыхание.

Слайд №14.

Об этом же веществе упоминается и в произведении В.Короткевича «Черный замок Ольшанский. Дикая охота короля Стаха»: «Вы слышали об эффекте “Собачьей пещеры в Италии”? Есть там такая пещера – яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут». Углекислый газ собирается внизу пещеры: человеческая голова выше этой зоны, а собачья и кроличья  – нет.

Слайд №15.

В романе Г.Р.Хаггарда «Клеопатра» есть следующие строки: «…она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин… и… опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа…».

Слайд № 16.

Основу жемчужины составляет карбонат кальция. Такую же основу имеет мел, мрамор, яичная скорлупа, которые тоже взаимодействуют с кислотами:

 СаСО3 + 2НСl = СaCl2 + СО2 + Н2О    

Слайд № 17.

Богаты недра России: нефть, газ, руды металлов. Но краше всего – это камни самоцветные, спрятанные в глубине Уральских гор. Большая сила заключена в этих камнях, красоту и радость несут они людям. Охраняет самоцветные камни от злых и жадных людей Хозяйка Медной горы. Только талантливые и работящие имеют доступ в её чертоги. Именно об этом рассказывает в своих произведениях цикла «Малахитовая шкатулка» известный русский писатель Павел Петрович Бажов. Он описывает  такие минералы, как малахит, родонит, лазурит, сердолик, амазонит, криолит, опал, халцедон.

Слайд №18.

С детства всем известны рассказы писателя Николая Носова. Один из них – «Бенгальские огни»: “По целым дням он (Мишка) толок в ступе серу и сахар, делал алюминиевые опилки и поджигал смесь на пробу”; “ Вдруг бенгальские огни вспыхнули, засверкали и рассыпались кругом огненными брызгами. Это был фейерверк! Нет, какой там фейерверк - северное сияние! Извержение вулкана! Вся ёлка сияла и сыпала вокруг серебром. Мы стояли как зачарованные и смотрели во все глаза”; “Наконец огни догорели, и вся комната наполнилась каким-то едким, удушливым дымом”.

4Al + 3O2 = 2Al2O3

Эта химическая реакция используется для изготовления бенгальских огней и фейерверков и легла в основу рассказа Н.Носова.

 

 

Слайд № 19.

Химические неточности в произведениях литературы.

 

Слайд №20.

Нередко авторы допускают ошибки или же высказывания требуют соответствующих пояснений. Например, у И.Сельвинского есть строки:

…Видишь – мрамор:

Это просто кальций…

Мрамор – это не кальций, а соль – карбонат кальция (СаСО3).

         В стихотворении А.Ахматовой тоже есть ошибка, но как точно подмечена разница в динамике разрушения стали и мрамора:

…Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней  - царственное слово…

Конечно, золото – благородный металл – не ржавеет, не корродирует.

 

Слайд №21.

…На рукомойнике моем

                                                   Позеленела медь.

                                        Но так играет луч на нем,

                                                   Что весело глядеть…             (А.Ахматова)

В сюжете отображается явление коррозии металлов. Здесь допущена неточность: медь сама по себе не может зеленеть, такой цвет дают соединения меди. Медь взаимодействует с кислородом, с образованием оксида, а затем с  углекислым газом и водой, превращаясь в основной карбонат меди – малахит! 

2Cu+ O2= 2CuO

2CO + CO2 + H2O = (CuOH)2CO3

 

Слайд №22

         В стихотворении Л.Лавренёва можно заметить неточность в строках:

…В озон превращается воздух…

В озон превращается не воздух, а кислород. Уравнение химической реакции:                  3О2 = 2О3 (при электрическом разряде).

Слайд № 23.

         Писатели-фантасты часто используют химическую терминологию, при этом допуская неточности и ошибки. Например, в романе А.Беляева «Продавец воздуха» можно прочитать: “Мистер Бейли открыл шестую дверь, и я увидел изумительное зрелище. Перед нами был огромный грот. Десятки ламп освещали большое озеро, вода которого отличалась необычайно красивым голубым цветом… « Жидкий воздух», - сказал Бейли. Я был поражён. До сих пор мне приходилось видеть жидкий воздух только в небольших сосудах нашей лаборатории”. Температура, при которой воздух становится  жидким,  должна быть ниже -1960С. Человеку при этой температуре невозможно находиться вблизи этого «озера», он погибнет от переохлаждения.

         В популярной повести А.Н.Рыбакова «Приключения Кроша» фраза «Стоящий в электроцехе запах серной кислоты напоминал мне о сожженных в Липках брюках…» звучит химически неграмотно, так как серная кислота не имеет запаха.

Слайд № 24.

В научно-фантастическом романе Александра Богданова «Красная звезда» приведено описание космического корабля. При этом сказано: «Это была «кислородная комната». В ней хранились запасы кислорода в виде 25 тонн бертолетовой соли, из которой можно было выделить по мере надобности 10 тысяч кубических метров кислорода».

По уравнению реакции разложения бертолетовой соли (хлората калия) проверяем вычислением правильность утверждения автора.

Решение. Получаем ответ: из 25т бертолетовой соли можно получить около 6,8 тыс. м3 кислорода, что на 32% меньше указанного объема.

Слайд № 25.

И конечно, нельзя не вспомнить отрывок из знаменитой «Собаки Баскервилей» А.К.Дойла, в котором допущена химическая некорректность.

Это,  пожалуй,  самая интересная на наш взгляд ошибка. Приведем отрывок:

 “…Да! Это была собака, огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас, смертных, не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьём воспалённом мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пёс, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

─ Фосфор, - сказал я”.

Светится в темноте белый фосфор, а он, во-первых, ядовит, а во-вторых, самовоспламеняется на воздухе, поэтому его нельзя использовать для нанесения на тело животного.

Вывод: Союз науки и искусства слова поражает нас своей изобретательностью и неожиданностью. Монументальность химии, ее сложность, логика, формулы, законы и понятия так гармонично сочетаются с изящной, напевной лирической поэзией и фантастической прозой!

Мир художественной литературы открывает широкие возможности познания природы во всем ее многообразии и приобщает их к общекультурным ценностям. Литература не только эмоционально воздействует на людей, но и помогает им реализовать связь науки с практикой, с повседневной жизнью. Научные термины из специальной литературы перекочевывают в общелитературный язык.

Как прав был В. Г. Белинский, отметив, что «язык идет вместе с жизнью народа». 

 

 

 

Родоначальники российской химии и литература.

Конечно, нельзя не вспомнить о таких великих людях, как Дмитрий Иванович  Менделеев и Михаил Васильевич Ломоносов, посвятивших себя науке – химии, но связанных и с литературой.

Без преувеличения можно сказать, что М.В.Ломоносов был ученым в поэзии и искусстве, поэтом и художником в науке. Целое аллегорическое шествие наук проходит в его оде 1750 года. Ломоносов представляет пользу, величие, значение каждой области знания, указывает на стоящие перед ним задачи. Поэт-химик обращается с призывом и к химии:

       В земное недро ты, Химия,

       Проникли взора остротой,

       И что содержит в нем Россия,

       Драги сокровища открой.

 

Подобно М.В.Ломоносову, о недрах земли говорит и А.Н.Радищев:

         Земные недра раздираю,

         Металл блестящий извлекаю

         На украшение твое.

 

 

В 1903 году знаменитый поэт А.Блок  женился на Любови Менделеевой  (старшей дочери Д. И. Менделеева), героине его первой книги стихов “Стихи о Прекрасной Даме”.                           

 

Великому химику Д.И.Менделееву посвятил в 1948 году стихотворение поэт Степан Щипачев:

ЧИТАЯ МЕНДЕЛЕЕВА


Другого ничего в природе нет

ни здесь, ни там, в космических глубинах:

все — от песчинок малых до планет —из элементов состоит единых.

 

Как формула, как график трудовой

    Строй Менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

входи в него, вдыхай, руками трогай.

 

Есть просто газ легчайший — водород,

есть просто кислород, а вместе это —

июньский дождь от всех своих щедрот,

сентябрьские туманы на рассветах.

 

Кипит железо, серебро, сурьма

и темно-бурые растворы брома,

и кажется вселенная сама

одной лабораторией огромной.

 

Тут мало оптикой поможешь глазу,

тут мысль пытливая всего верней.

Пылинку и увидишь-то не сразу —

глубины мирозданья скрыты в ней.

 

Будь то вода, что поле оросила,

будь то железо, медь или гранит —

все страшную космическую силу,

закованную в атомы, хранит.

 

Мы не отступим, мы пробьем дорогу

туда, где замкнут мирозданья круг,—

и что приписывалось раньше богу,

все будет делом наших грешных рук!


 

Также всем знакомо имя великого ученого, поэта, просветителя Михаила Васильевича Ломоносова. В  «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» поэт обращается к молодому поколению с призывом посвятить себя служению науке, сменив чужеземных ученых:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Ломоносов был убежден в том, что занятия науками должны сделать человека счастливым:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут…

 

                                       Заключение.

В заключение своей работы хотелось бы отметить, что истины, облачённые в поэтические одежды, порой влияют на сознание гораздо сильнее, чем простые высказывания. Союз химии и литературы поражает своей изобретательностью и значимостью. Монументальность химии, её логика, сложность, формулы, законы и понятия так гармонично сочетаются с изящной, напевной, лиричной поэзией и фантастической прозой!

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. П.П.Бажов, Малахитовая шкатулка. – М.: Художественная литература, 1997. – 334 с.

2. А. Беляев, Сочинения в 3-х томах. – М.: Терра, 1996.

3. Ж. Верн, Полное собрание сочинений. – М.: Ладомир, 1994

4. О.С.Габриелян, Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 200 . – 224 с.

5. О.С.Габриелян, Г.А.Шипарёва, Химия, методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007. – 203 с.

6.  А.Конан Дойл, Записки о Шерлоке Холмсе. – М.: АСТ, 1998.

7. А.Конан Дойл, Маракатова Бездна. – М.: Детская литература, 1993.

8. В.Короткевич, Чёрный замок Ольшанский. Дикая охота короля Стаха. – Минск: Мастацкая лiтература, 1984 (в переводе с белорусского В.Щедриной).

9. М.Митчелл, Унесённые ветром. – Л.: Лениздат, 1989 (перевод с английского Т.Кудрявцевой)

10. Н.Носов, Весёлые рассказы о школьниках. – М.: Детская литература, 1976

11. В.Ф.Одоевкий, Мороз Иванович. – М.: Круг чтения, 2001

12. А.Рыбаков, Приключения Кроша. – М.: Детская литература, 1976

13.  Л.А.Савина, Я познаю мир: Детская энциклопедия. Химия. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. – 448 с.

14. Г.Р.Хаггард, Клеопатра. Скиталец. Исторические романы. – М.: Молодая гвардия, 1990

15. Н.В.Чудакова, Я познаю мир: Детская энциклопедия. Литература. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. – 448 с.

16. Н.В.Ширшина, Химия для гуманитариев. – Волгоград: Учитель, 2004. – 136 с.

17. Стихи А.Ахматовой, А.Блока, Л.Лавренёва, М.Лермонтова, А.С.Пушкина, И.Сельвинского, Ф.Тютчева, В.Шефнера

18. http://az.lib.ru/l/lomonosow_m_w/text_0080.shtml

19. http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post68065522/

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Презентация по химии для 8-9 классов "Химия и литература. Точки соприкосновения". Сопроводительный текст"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель страховой организации

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный текст является сопроводительным к одноимённой презентации.

Из целого океана, именуемого Литературой, мы взяли для данной работы лишь небольшой ручеёк ─ некоторые отрывки из произведений художественной литературы.

Выбранная нами  тема очень актуальна: ведь знакомство с литературой мы начинаем с детских стихов, затем изучаем более серьёзные произведения. А узнав предмет «химия», вспоминаем некоторые отрывки, начиная их анализировать.

 Также в этом проекте мы выдвигаем  гипотезу: всегда ли писатели и поэты в своих произведениях правильно описывают химические вещества и процессы?

Итак, химия и литература. Точки соприкосновения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 248 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 1421
    • DOCX 46.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кутузова Инна Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кутузова Инна Валерьевна
    Кутузова Инна Валерьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16375
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 350 человек

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель химии

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

История и основы галерейного бизнеса

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное взаимодействие с детьми: стратегии общения и воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 653 человека из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 518 человек