Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
СОСТАВИТЕЛЬ учитель физики, высшей категории Панасенко Т.А.
2 слайд
Цель работы:
организация исследовательской деятельности школьников на уроках физики
3 слайд
Задачи:
Изучить научно-методическую литературу по организации исследовательской деятельности школьников
Обобщить собственный опыт работы по организации исследовательской деятельности школьников на уроках физики
Показать значимость исследовательской деятельности школьников в процессе познания предмета, познания окружающего мира, в общей системе образования
4 слайд
«…Исследовательская деятельность - система организации работы, связанная с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.
Элементы исследовательской деятельности: - методы исследования; - наличный экспериментальный материал; - интерпретация данных и вытекающие из них последствия.»
И.В. Зверева
5 слайд
Учебно-исследовательская деятельность
Учебно-исследовательская деятельность рассматривается как деятельность, главной целью которой является образовательный результат, направленная на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Задача: - научить обучающихся алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть использованы в исследованиях любой сложности и тематики.
Принципы исследовательского обучения:
научности и систематичности;
наглядности;
самостоятельности и активности;
прочности усвоения знаний.
Методы исследования: наблюдение – дает возможность изучить внешние признаки явлений и объектов; теоретический – достигается высший синтез знаний в форме научной теории; экспериментальный метод исследования – идет процесс накопления фактов информации об исследуемых явлениях; проводятся наблюдения, измерения, сравнения; ставится эксперимент; формируются в научный обиход понятия; производится первичная систематизация знаний и формируется экспериментальный закон.
А.В.Усова, А.А..Бобров
6 слайд
Способы повышения интереса к научным знаниям
повышение научного уровня преподавания предмета, усиление внимания к изучению физических теорий, широкое использование их для объяснения физических явлений и свойств тел;
ознакомление обучающихся с методами, применяемыми в научных исследованиях по физике (теоретическое предвидение, разработка рабочей гипотезы, наблюдения, эксперимент, анализ экспериментальных фактов и выводы, проверка выводов на практике);
систематическое включение элементов исследования в учебный процесс по физике, в различные виды учебной деятельности обучающихся, осуществление исследовательского подхода к изучению отдельных тем и вопросов школьного курса физики.
7 слайд
Организация
экспериментального метода исследования
Научный эксперимент – метод познания окружающей действительности
Этапы научного эксперимента:
- выдвижение гипотезы;
- определение цели исследования;
- выбор способов осуществления эксперимента и порядок его проведения;
- создание условий для проведения эксперимента;
- выбор приборов, инструментов, материалов;
- проведение эксперимента (наблюдение за изучаемым явлением, измерение характеризующих его величин);
- обработка результатов, их анализ и на основе этого – получение выводов.
Учебный эксперимент – отражение научного эксперимента – метод обучения
Этапы учебного эксперимента (сходны с этапами научного эксперимента), осуществляются при непосредственном участии учителя:
- учитель раскрывает логику эксперимента, оказывает помощь в постановке проблемы, пути поиска решения;
- уделяет внимание составляющей метода исследования (цели исследования, выдвижению гипотезы, выборе оборудования и материалов, составлению плана, выводов).
Формы учебного эксперимента (исследования):
- демонстрационный опыт;- фронтальный исследовательский эксперимент;- исследовательская лабораторная работа;- домашний исследовательский опыт;- домашняя исследовательская лабораторная работа
8 слайд
Обобщенный план
экспериментального исследования
Самостоятельно сформулировать цель исследования
Выдвинуть гипотезу
Выбрать приборы и материалы
Составить план
Провести эксперимент (провести наблюдения, выполнить измерения)
Обработать результаты измерений
Сделать выводы на основе результатов эксперимента, поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой
9 слайд
Гипотеза
Рабочий инструмент научного познания, предположение, на основе которого исследователь объясняет увиденное явление, вскрывает его внутренний механизм, связь с другими явлениями. Без показа гипотезы, как важнейшего структурного элемента невозможно раскрыть исследовательский метод, как метод научного познания.
10 слайд
Применение
исследовательского подхода к изучению явлений
Фронтальный исследовательский эксперимент
Исследовательская лабораторная работа
Домашний исследовательский эксперимент
Домашняя исследовательская лабораторная работа
Творческие задания
11 слайд
Достоинства
исследовательской деятельности
максимальная активизация познавательной деятельности обучающихся способствует формированию прочных осознанных, повышению интереса к предмету;
помогает обучающимся овладеть методами научного познания, пробуждает у них потребность в творческой деятельности, формирует черты творческой личности;
соответствует социальному заказу.
12 слайд
Недостатки
в организации исследовательской деятельности
дефицит рабочего времени;
разный уровень развития учащихся в классе
13 слайд
Вывод
Построение процесса познания учебного предмета учеником на основе научного познания в результате организации исследовательской деятельности обеспечивает необходимый переход от пассивного метода обучения к творческому методу. Говоря языком древних, внедрение новых технологий на основе научного метода познания позволяет перейти к новой модели обучения: от представления головы ученика в виде кувшина, который нужно наполнить знаниями к представлению о факеле, который нужно зажечь.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Презентация "Организация исследовательской деятельности школьников по физике" является методической разработкой и предназначена для учителей физики. Поможет учителю на уроке организовать исследовательскую деятельность школьников.
Данная презентация раскрывает значимость исследовательской деятельности школьников в процессе познания предмета, познания окружающего мира, в общей системе образования.
Учебно-исследовательская деятельность в данной работе рассматривается как деятельность, главной целью которой является образовательный результат, направленная на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
6 661 533 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Панасенко Татьяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.