Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Тема урока.
«Строение вещества»
МОУ «Никологорская средняя общеобразовательная школа»
Вязниковский район
Владимирская область
Морозова Ирина Васильевна
учитель физики
высшая квалификационная
категория
2011 год
2 слайд
Цели.
Образовательные: Дать представление о строении вещества, познакомить с опытными фактами.
Формировать умения объяснять известные факты.
Развивать способности анализировать увиденные эксперименты.
Научить ребят видеть изучаемые явления в окружающей жизни, показать их связь с жизнью
Развивающие: формирование логического мышления при ответах на вопросы, при решении задач, привитие навыка работы с лабораторным оборудованием, продолжать развивать монологическую речь с использованием физических терминов.
Воспитательные: привитие навыка аккуратного обращения с физическими приборами, приучать детей к доброжелательному общению, взаимопомощи.
Воспитывать целеустремлённость.
3 слайд
Для чего нужно знать строение вещества?
Как ответ на этот вопрос читаются слова М.В. Ломоносова:
«Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей».
Знание строения вещества необходимо для того, чтобы понимать все физические явления в природе.
Многие учёные задумывались, из чего состоят все вещества, все окружающие нас тела. Давайте построим цепочку, ответив на вопросы:
1. Как называются окружающие нас предметы?
2. Из чего состоят все окружающие нас физические тела?
3. Что можно сказать о строении вещества?
4. Делимы ли молекулы?
физические тела -вещества—молекула—атом
Эта связь была известна древнегреческому ученому Демокриту. В 460 г до н. э. он написал: «Атомы бесчисленны по величине и многообразию, носятся они во Вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля».
Атомы и молекулы – это строители, которые носятся во Вселенной и создают окружающее нас многообразие тел: камень, лежащий у дороги, красивый цветок, пушистые облака на небе.
2. Изучение нового материала
4 слайд
Михаил Васильевич Ломоносов
Первый русский ученый - естествоиспытатель мирового значения.
Молекула – мельчайшая частица данного вещества.
Основные положения теории строения вещества сформулировал великий русский ученый М.В.Ломоносов.
Отметим, что Ломоносов говорил «корпускула», а не «молекула». Это Вам может пригодиться при решении кроссвордов.
5 слайд
Как узнать, из чего состоит, например, мел?
раздробить
Получатся очень маленькие частицы, но можно ли сделать их ещё мельче.
А как узнать из чего состоит крупинка сахара?
растворить.
Значит, частицы очень малы, ведь мы их даже не видим, а вот вкус остаётся. Древнегреческий философ Демокрит ещё две с половиной тысячи лет назад догадался, что все тела состоят из мельчайших частиц. Но увидели их после изобретения электронного микроскопа.
Опустим маленькую крупинку марганцовки в высокую колбу с водой. После перемешивания, вода станет светло розовой. Таким образом, можно сделать вывод, что молекул в крупинке было очень много.
6 слайд
Например, на кончике иглы их так много, что распределись они на расстояние от Земли до Солнца, то на каждом миллиметре их окажется более миллиона штук.
7 слайд
А вот как располагаются молекулы по отношению друг к другу, в притирку или на расстоянии?
– на расстоянии, так как тела можно сжать.
При нагревании же тела расширяются.
Расширение твердого тела при нагревании
Расширение жидкости при нагревании.
Расширение газа при нагревании
8 слайд
НЕУЖЕЛИ ?
Если бы размер молекулы увеличить до размера точки в конце предложения в книге, то толщина человеческого волоса стала бы равна 40м, а человек, стоя на поверхности Земли, упирался бы головою в Луну !
Если из детского резинового шарика, надутого и наполненного водородом (массой 3г), каждую секунду выпускать по 1 миллиону молекул, то понадобится 30 миллиардов лет!
Если удалить пространство из всех атомов человеческого тела, то все, что останется, сможет пролезть через игольное ушко.
9 слайд
Эксперимент.
Рассмотрим монету, которая проскальзывает между двумя гвоздями, вбитыми в доску. Нагреем монету. Что мы видим?
– монета застревает. Почему?
– монета увеличилась в размерах.
Отметим, что увеличиваются не сами молекулы, а промежутки между ними.
Какой можно сделать вывод?
– все тела расширяются при нагревании.
А что же происходит с бутылкой воды на морозе?
– она лопается.
Дело в том, что вода – исключение. Вода имеет наибольшую плотность при
4 градусах Цельсия. При увеличении или уменьшении этой температуры вода расширяется.
10 слайд
Закреплене
Эксперимент.
Опыт с исчезновением пятна спирта (одеколона) на фильтровальной бумаге.
Вопросы:
Куда исчез одеколон?
Мгновенно ли он исчез?
Видели ли вы, как одеколон «покидал» бумагу?
Где сейчас одеколон?
Какую гипотезу о строении вещества можно выдвинуть для объяснения такого постепенного исчезновения?
11 слайд
При сжатии газа его объем уменьшается даже, если нет утечки газа. С чем это связано?
Почему нельзя утверждать, что объем воды в сосуде равен сумме объемов отдельных молекул?
ПОЧЕМУ ?
Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Почему ?
Почему появляются углубления в ступенях древних каменных лестниц?
Почему изнашиваются подметки у ботинок, и стираются до дыр локти пиджаков ?
Чем отличается движение одной и той же молекулы в воздухе и в вакууме?
12 слайд
Итоги урока
– Что же мы узнали на уроке? – все тела состоят из молекул, между молекулами есть промежутки, почти все тела расширяются только при нагревании.
– Оказалось, что молекулы состоят из атомов. Именно атомами называл свои мельчайшие частицы Демокрит. Из одних и тех же атомов можно собрать различные вещества. В этом атомы похожи на детали конструктора. Отдельно взятому атому не присущи ни запах, ни вкус. Поэтому мы не можем назвать её мельчайшей частицей ВЕЩЕСТВА.
Например, молекула воды состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода. «Разобрав» две молекулы воды, мы получим два атома кислорода и четыре атома водорода, из которых мы сможем «собрать» молекулу кислорода и две молекулы водорода. Молекулы одного и того же вещества находящихся в разных агрегатных состояниях одинаковы.
13 слайд
Благодарю за внимание
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 Слайд.
МОУ «Никологорская средняя общеобразовательная школа»
Вязниковский район
Владимирская область
Тема урока.
«Строение вещества»
Морозова Ирина Васильевна
учитель физики
высшая квалификационная
категория
2 слайд.
Цели.
Образовательные: Дать представление о строении вещества, познакомить с опытными фактами.
Формировать умения объяснять известные факты.
Развивать способности анализировать увиденные эксперименты.
Научить ребят видеть изучаемые явления в окружающей жизни, показать их связь с жизнью
Развивающие: формирование логического мышления при ответах на вопросы, при решении задач, привитие навыка работы с лабораторным оборудованием, продолжать развивать монологическую речь с использованием физических терминов.
Воспитательные: привитие навыка аккуратного обращения с физическими приборами, приучать детей к доброжелательному общению, взаимопомощи.
Воспитывать целеустремлённость.
3 слайд.
2. Изучение нового материала
Для чего нужно знать строение вещества?
Как ответ на этот вопрос читаются слова М.В. Ломоносова:
«Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей».
Знание строения вещества необходимо для того, чтобы понимать все физические явления в природе.
Многие учёные задумывались, из чего состоят все вещества, все окружающие нас тела. Давайте построим цепочку, ответив на вопросы:
1. Как называются окружающие нас предметы?
2. Из чего состоят все окружающие нас физические тела?
3. Что можно сказать о строении вещества?
4. Делимы ли молекулы?
физические тела -вещества—молекула—атом
Эта связь была известна древнегреческому ученому Демокриту. В 460 г до н. э. он написал: «Атомы бесчисленны по величине и многообразию, носятся они во Вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля».
Атомы и молекулы – это строители, которые носятся во Вселенной и создают окружающее нас многообразие тел: камень, лежащий у дороги, красивый цветок, пушистые облака на небе.
4 слайд.
Михаил Васильевич Ломоносов
Первый русский ученый - естествоиспытатель мирового значения
Молекула – мельчайшая частица данного вещества.
Основные положения теории строения вещества сформулировал великий русский ученый М.В.Ломоносов.
Отметим, что Ломоносов говорил «корпускула», а не «молекула». Это Вам может пригодиться при решении кроссвордов.
5 слайд.
Как узнать, из чего состоит, например, мел?
раздробить
Получатся очень маленькие частицы, но можно ли сделать их ещё мельче.
А как узнать из чего состоит крупинка сахара?
растворить.
Значит, частицы очень малы, ведь мы их даже не видим, а вот вкус остаётся. Древнегреческий философ Демокритещё две с половиной тысячи лет назад догадался, что все тела состоят из мельчайших частиц. Но увидели их после изобретения электронного микроскопа.
Опустим маленькую крупинку марганцовки в высокую колбу с водой. После перемешивания, вода станет светло розовой. Таким образом, можно сделать вывод, что молекул в крупинке было очень много.
6 слайд.
Например, на кончике иглы их так много, что распределись они на расстояние от Земли до Солнца, то на каждом миллиметре их окажется более миллиона штук.
7 слайд.
А вот как располагаются молекулы по отношению друг к другу, в притирку или на расстоянии?
– на расстоянии, так как тела можно сжать.
При нагревании же тела расширяются.
Расширение твердого тела при нагревании
Расширение жидкости при нагревании.
Расширение газа при нагревании
8 слайд.
НЕУЖЕЛИ ?
ØЕсли бы размер молекулы увеличить до размера точки в конце предложения в книге, то толщина человеческого волоса стала бы равна 40м, а человек, стоя на поверхности Земли, упирался бы головою в Луну ! ØЕсли из детского резинового шарика, надутого и наполненного водородом (массой 3г), каждую секунду выпускать по 1 миллиону молекул, то понадобится 30 миллиардов лет! ØЕсли удалить пространство из всех атомов человеческого тела, то все, что останется, сможет пролезть через игольное ушко.9 слайд.
Эксперимент.
Рассмотрим монету, которая проскальзывает между двумя гвоздями, вбитыми в доску. Нагреем монету. Что мы видим?
– монета застревает. Почему?
– монета увеличилась в размерах.
Отметим, что увеличиваются не сами молекулы, а промежутки между ними.
Какой можно сделать вывод?
– все тела расширяются при нагревании.
А что же происходит с бутылкой воды на морозе?
-– она лопается.
Дело в том, что вода – исключение. Вода имеет наибольшую плотность при 4
4 градусах Цельсия. При увеличении или уменьшении этой температуры вода расширяется.
За 10слайд. закрепление
Эксперимент.
Опыт с исчезновением пятна спирта (одеколона) на фильтровальной бумаге.Вопросы:
ØКуда исчез одеколон? ØМгновенно ли он исчез? ØВидели ли вы, как одеколон «покидал» бумагу? ØГде сейчас одеколон? Какую гипотезу о строении вещества можно выдвинуть для объяснения такого постепенного исчезновения?11 слайд.
ØПри сжатии газа его объем уменьшается даже, если нет утечки газа. С чем это связано?
ØПочему нельзя утверждать, что объем воды в сосуде равен сумме объемов отдельных молекул?
ØПОЧЕМУ ?
Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Почему ?
ØПочему появляются углубления в ступенях древних каменных лестниц?
ØПочему изнашиваются подметки у ботинок, и стираются до дыр локти пиджаков ?
ØЧем отличается движение одной и той же молекулы в воздухе и в вакууме? 12 слайд. Итоги урока.
Итоги урока
– Что же мы узнали на уроке? – все тела состоят из молекул, между молекулами есть промежутки, почти все тела расширяются только при нагревании.
– Оказалось, что молекулы состоят из атомов. Именно атомами называл свои мельчайшие частицы Демокрит. Из одних и тех же атомов можно собрать различные вещества. В этом атомы похожи на детали конструктора. Отдельно взятому атому не присущи ни запах, ни вкус. Поэтому мы не можем назвать её мельчайшей частицей ВЕЩЕСТВА.
Например, молекула воды состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода. «Разобрав» две молекулы воды, мы получим два атома кислорода и четыре атома водорода, из которых мы сможем «собрать» молекулу кислорода и две молекулы водорода. Молекулы одного и того же вещества находящихся в разных агрегатных состояниях одинаковы.
13 слайд. Благодарю за внимание
1
6 665 151 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Морозова Ирина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.