Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Пчёлы и муравьи - общественные насекомые.
Полезные насекомые
7 класс
2 слайд
Вопросы:
1 вариант
Как происходит развитие насекомых с полным превращением?
Распредели насекомых в соответствии со строением их ротовых аппаратов
Бабочка, комар, клоп, жук-долгоносик, медведка, кузнечик, саранча, пчела, муха, слепень.
2 вариант
1. Чем отличается развитие с неполным превращением от развития с полным превращением?
2. Убери лишнее, объясни свой выбор:
Таракан, бабочка, клещ, богомол, колорадский жук. Почему?
3 вариант
Насекомые какого типа развития имеют большее преимущество и почему?
Убери лишнее, объясни свой выбор: Медведка, саранча, таракан, пчела, кузнечик Почему?
Проверка домашнего задания по теме:
"Типы развития насекомых"
3 слайд
1. Задание
Из предложенного ниже списка насекомых, выберите те, что относятся к отряду Перепончатокрылые. Свой выбор поясните.
Майский жук, капустная белянка, комнатная муха, пчела медоносная, медведка, стрекоза, рыжий муравей, наездник, тля, божья коровка.
2 . Задание
Исправь ошибки в тексте:
Наука о насекомых арахнология. Учёные, изучающие насекомых называются энтомологи. Они выяснили, что тело насекомых состоит из головогруди и брюшка, а количество ног у насекомых равно восьми. При помощи усиков насекомые общаются и различают запахи. А глаза у насекомых простые, они не различают цвета. Дышат насекомые при помощи дыхальцев и лёгких.
4 слайд
Каких насекомых характеризует
каждый из представленных
рядов слов?
ЛЕС, ДЕРЕВО, ЖИЛИЩЕ,
СЕМЬЯ, НЕКТАР, МЕД.
II. ЛЕС, ПЕНЬ, ХОЛМИК, СЕМЬЯ, ТЛЯ.
5 слайд
Матка
Самка, главная пчела в улье.
Роль заключается в кладке яиц
Трутни
Самцы.
Роль заключается в оплодотворении самок.
Рабочие пчелы
Бесплодные самки.
Роль заключается в уходе за ульем, самкой, личинками, сборе нектара, в охране улья.
Личинки
Завуч
Учитель
Ученики
Директор
Царица
Самка.
Роль заключается в кладке яиц.
Самцы
Роль заключается в оплодотворении самок.
Рабочие муравьи
Бесплодные самки.
Роль заключается в уходе за муравейником, самкой, личинками, сборе корма, в охране муравейника.
Личинки
Что общего между представленными
схемами?
Иерархия в пчелиной семье:
Иерархия в муравьиной семье:
Иерархия в школе:
6 слайд
Пчёлы и муравьи - общественные насекомые.
Полезные насекомые
7 слайд
Муравейник -
Улей -
жилище пчелы медоносной, которое в природе имеет вид кокона. Люди так же стоят улья в виде деревянных домиков.
надземная часть жилища муравьев в виде холма из хвои, листьев, комочков земли.
8 слайд
Муравейник
Покрытие из иголок и веточек. Защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.
2. "Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться.
3. Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом.
4. "Кладбище". Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.
5. Зимовальная камера. Насекомые собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки.
6. "Хлебный амбар". Здесь муравьи хранят зерна.
7. Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.
8. Камеры с яйцами, личинками и куколками.
9. "Коровник", где муравьи содержат тлей.
10. "Мясная кладовка", куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу.
9 слайд
Устройство муравейника
куколки
личинки
Яйца и добыча
10 слайд
Особи пчелиной семьи:
1 - матка; 2 - трутень; 3 - рабочая пчела.
11 слайд
Состав муравьиной и пчелиной семей:
12 слайд
Состав муравьиной и пчелиной семей:
Главная пчела. По размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц.
Самец. Роль заключается в оплодотворении самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают.
Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в жало.
Роль: чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов.
Бескрылые особи, бесплодные самки.
Роль заключается в чистке муравейника, собирании корма, уходе за царицей и личинками, в охране муравейника от врагов.
Бескрылая самка, крылья обламывает после брачного полета. Роль заключается в кладке яиц.
Крылатые особи. Роль заключается в оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают.
13 слайд
Значение муравьев
в природе и жизни человека
1)Участвуют в почвообразовательном процессе (рыхление, обогащение кислородом, удобряют, перемешивают);
2)Регулируют численность насекомых – вредителей леса (уничтожают личинок);
3)Муравьи являются единственным опылителем какао. И не будь их, мы никогда не смогли бы попробовать шоколад;
4)Муравьиная кислота является действенным средством против клещей, уничтожающих пчёл. Эти клещи прогрызают хитиновый покров и высасывают гемолимфу.
14 слайд
Работа с учебником в группах
Вопрос для группы №1:
Какие преимущества дает общественный образ жизни муравьям и пчелам?
Вопрос для группы №2:
- Зачем муравью муравейник?
Вопрос для группы №3:
- Как общаются муравьи?
15 слайд
Передача информации
16 слайд
Вопрос: Что такое инстинкт?
Инстинкт – совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.
17 слайд
Полезные насекомые
Жужелица поедает червей, мокриц, многоножек, насекомых-вредителей сада и огорода, их личинки. Благодаря мощным челюстям способны справиться практически с любым насекомым.
18 слайд
Полезные насекомые
Тутовый шелкопряд - это единственное полностью одомашненное насекомое, не встречающееся в природе в диком состоянии. Используется в производстве шелка.
19 слайд
Тутовый
шелкопряд
20 слайд
Выращивание
21 слайд
Полезные насекомые
Основное значение пчел в том, что они являются производителями меда, воска, прополиса и других продуктов пчеловодства. Пчелы - основные опылители почти всех цветковых растений.
22 слайд
Полезные насекомые
Муравьи играют немалую роль в жизни природы. Лесные муравьи полезны тем, что истребляют вредных насекомых и переносят семена растений. Земляные муравьи пронизывают почву своими ходами и тем самым способствуют образованию структурной почвы.
23 слайд
Закрепление изученного
материала:
Ответьте на вопросы:
1. Какие насекомые относятся к общественным?
2. Назовите состав и особенности пчелиной семьи.
3. Назовите состав и особенности муравьиной семьи.
4. Почему поведение общественных насекомых является сложным, но не является разумным?
5. Каких насекомых относят к полезным, какую пользу они приносят?
6. Каких насекомых человек одомашнил? Какую пользу они приносят?
24 слайд
Домашнее задание:
§28, вопросы после параграфа, записи в тетради;
Ответить письменно на вопросы:
Взрослая бабочка тутового шелкопряда не питается. У нее не развиты ротовые органы. Как же живет это насекомое?
- Как пчелы добывают мед?
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Цели: выделить особенности строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни; показать роль в природе и значение в жизни человека; познакомить с одомашненным насекомым – тутовым шелкопрядом; доказать необходимость охраны этих насекомых; расширять кругозор учащихся.
Оборудование: презентация, коллекция «Тутовый шелкопряд», отрывок из мультфильма «Винни-Пух», карточки с текстами для опроса .
Ход урока
Орг. Момент
Проверка знаний
1 Вариант
2 вариант
3 вариант
1. Задание
Из предложенного ниже списка насекомых, выберите те, что относятся к отряду Перепончатокрылые. Свой выбор поясните.
Майский жук, капустная белянка, комнатная муха, пчела медоносная, медведка, стрекоза, рыжий муравей, наездник, тля, божья коровка.
2 . Задание
Исправь ошибки в тексте:
Наука о насекомых арахнология. Учёные, изучающие насекомых называются энтомологи. Они выяснили, что тело насекомых состоит из головогруди и брюшка, а количество ног у насекомых равно восьми. При помощи усиков насекомые общаются и различают запахи. А глаза у насекомых простые, они не различают цвета. Дышат насекомые при помощи дыхальцев и лёгких.
Изучение нового материала
1.Актуализация опорных знаний
- Назовите представителей перепончатокрылых.
- Сколько пар ног у перепончатокрылых?
- Сколько пар крыльев у этих насекомых?
- Какой ротовой аппарат у медоносной пчелы? Какое он имеет значение?
- Какие органы чувств имеются на голове?
-Какие этапы проходит в своем развитии муравей? Как называется такое развитие?
- Могут ли жалить муравьи? Почему?
6 663 979 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Толошная Наталья Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.