Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
А 1 Для выявления изменений, происходящих в живой клетке в процессе митоза, используется метод
1) центрифугирования
2) пересадки генов
3) меченых атомов
4) микроскопии
Проверка домашнего задания
10.06.2022
1
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
2 слайд
А 2 Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки
1) окрашивание
2) центрифугирования
3) меченых атомов
4) микроскопии
Проверка домашнего задания
10.06.2022
2
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
3 слайд
А 3 Центрифугирование – это метод, применяющийся для
1) окрашивания белков
2) разделения органоидов по их плотности
3) выращивания новых тканей
4) определения спектра лучей света, проходящих через ткань
Проверка домашнего задания
10.06.2022
3
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
4 слайд
В 6 Установите соответствие между процессом, происходящим в клетке, и методом его изучения
1) движение пластид
2) матричный синтез РНК
3) фотосинтез
4) деление клетки
5) плазмолиз и деплазмолиз
А)световая микроскопия
Б) метод меченых атомов
Проверка домашнего задания
10.06.2022
4
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
5 слайд
В7 Определите последовательность оседания частей и органоидов клетки в процессе центрифугирования, с учётом их плотности и массы.
А) рибосомы
Б) ядро
В) лизосомы
Г) митохондрии
Проверка домашнего задания
10.06.2022
5
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
6 слайд
Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы
Тема занятия
10.06.2022
6
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
7 слайд
Цель урока
изучить, какие химические элементы входят в состав живой и неживой материи
10.06.2022
7
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
8 слайд
Распространенность химических элементов в природе
Самыми распространенными элементами земной коры, на долю которых приходится 90% ее атомарного состава, являются: О, Si, Al, Fe и Сa. Далее следуют Nа, Mg, P и другие элементы.
10.06.2022
8
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
9 слайд
Содержание химических элементов в живых организмах
В живых организмах обнаружено около 80 химических элементов. Но достоверно известно о функциях в организмах лишь в отношении 27 из них. В состав живых организмов входят атомы тех же элементов, что и в состав неживой природы, но их содержание иное.
10.06.2022
9
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
10 слайд
10.06.2022
10
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
Макроэлементы
Химические элементы,
входящие в состав живого
Микроэлементы
Ультрамикроэлементы
Главные компоненты органических соединений: кислород, водород, углерод, азот
Обязательные компоненты живых организмов: фосфор, сера, калий, магний, натрий
Содержатся в очень низких концентрациях: медь, марганец, цинк, йод, селен
Содержатся в ничтожных концентрациях: золото, бериллий, серебро
11 слайд
Биоэлементы (органогены)
Химические элементы, которые составляют основу большинства органических молекул
10.06.2022
11
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
12 слайд
Характеристика органогенных элементов
Почему органогенные элементы так удивительно подходят для выполнения биологических функций?
Почему углерод, водород, азот и кислород стали удобными для «химии жизни»?
10.06.2022
12
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
13 слайд
Характеристика органогенных элементов
1) атомы всех этих элементов способны образовывать ковалентные связи посредством спаривания электронов;
2) они легко могут образовывать разнообразные химические соединения, реагируя друг с другом (кислород, азот и углерод могут образовывать как одинарные, так и двойные связи; углерод способен к образованию С–С связей, а также легко вступать в ковалентные связи с кислородом, азотом и серой);
3) все они имеют малую атомную массу.
10.06.2022
13
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
14 слайд
10.06.2022
14
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
Кобальт
Значение некоторых микроэлементов для организмов
Входит в состав витамина В12, участвует в синтезе гемоглобина, недостаток приводит к анемии
Молибден
В составе ферментов фиксация азота у бактерий, работа устьиц у растений
Медь
Компонент фермента, участвующего в синтезе меланина (пигмента кожи), влияет на рост и размножение растений
Йод
Входит в состав тироксина - гормона щитовидной железы
Цинк
Входит в состав инсулина - гормона поджелудочной железы, действует на рост животных и растений
15 слайд
10.06.2022
15
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
Кремний
Концентрационная функция живых организмов
Накапливают хвощи
Литий
Накапливают лютики
Медь
Накапливают моллюски (морской гребешок)
Йод
Накапливают водоросли (ламинария)
Радий
Накапливает ряска
16 слайд
10.06.2022
16
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
Концентрирование химических элементов в организме человека
17 слайд
17
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
Перечислите биоэлементы и объясните, каково их значение в образовании живой материи
К биоэлементам (органогенам) относят кислород, углерод, водород, азот, фосфор и серу. Они составляют основу белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот и других органических веществ. Для всех органических молекул особое значение имеют атомы углерода, образующие каркас. К этому каркасу присоединяются разнообразные химические группы, образованные другими биоэлементами. В зависимости от состава и расположения таких групп органические молекулы приобретают индивидуальные свойства и функции. Например, аминокислоты в большом количестве содержат азот, а нуклеиновые кислоты — фосфор
10.06.2022
18 слайд
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
Что такое микроэлементы? Приведите примеры и охарактеризуйте биологическое значение этих элементов
Многие химические элементы содержатся в живых системах в очень малых количествах (доли процента от общей массы). Такие вещества называют микроэлементами. В их числе медь, марганец, цинк, молибден, кобальт, иод, бром, фтор и многие другие. Растения, грибы, бактерии получают микроэлементы из почвы и воды; животные — в основном с пищей. В большинстве своем микроэлементы входят в состав белков и биологически активных веществ (гормонов, витаминов). Например, цинк содержится в гормоне поджелудочной железы инсулине, а иод — в тироксине (гормоне щитовидной железы). Кобальт является важнейшей составной частью витамина В12. Железо входит в состав примерно семидесяти белков организма, медь — в состав двадцати белков и т. д.
10.06.2022
18
19 слайд
10.06.2022
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
Как отразится на жизнедеятельности клетки и организма недостаток какого-либо микроэлемента? Приведите примеры таких явлений.
Недостаток какого-либо микроэлемента приводит к уменьшению синтеза того органического вещества, в состав которого этот микроэлемент входит. В результате нарушаются процессы роста, обмена веществ, воспроизведения и т. п. Например, дефицит иода в пище приводит к общему падению активности организма и разрастанию щитовидной железы — эндемическому зобу. Недостаток бора вызывает отмирание верхушечных почек у растений. Нехватка селена может привести к возникновению раковых заболеваний у человека и животных. По аналогии с авитаминозами такие заболевания называют микроэлементозами.
19
20 слайд
10.06.2022
20
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
Расскажите об ультрамикроэлементах. Каково их содержание в организме? Что известно об их роли в живых организмах?
Ультрамикроэлементы — это элементы, которые содержатся в клетке в ничтожно малых количествах (концентрация каждого не превышает одной миллионной доли процента). К ним относят уран, радий, золото, серебро, ртуть, бериллий, мышьяк и др. Физиологическая роль большинства из них не установлена. Известно, что мышьяк входит в состав ферментов, защищающих мембраны наших клеток от окисления, и необходим для их нормальной работы.
21 слайд
10.06.2022
21
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
Приведите примеры известных вам биохимических эндемий. Объясните причины их происхождения
Биохимические эндемии — это заболевания растений, животных и человека, связанные с явным недостатком либо избытком какого-либо химического элемента в окружающей среде. В результате развиваются микроэлементозы или некоторые другие нарушения. Так, во многих районах нашей страны значительно снижено количество иода в воде и почве. Нехватка иода приводит к падению синтеза гормона тироксина, щитовидная железа, пытаясь компенсировать его нехватку, разрастается (развивается эндемический зоб). Другими примерами могут служить дефицит селена в почве ряда районов Монголии, а также избыток ртути в воде некоторых горных рек Чили и Цейлона
22 слайд
10.06.2022
22
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
Домашнее задание
С.85-86, записи перес.,
Составить 5 тестовых вопросов части А
23 слайд
10.06.2022
23
Зорина Наталья Николаевна,
учитель биологии и экологии
Изображения, использованные в презентации http://images.yandex.ru/yandsearch
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 624 810 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Зорина Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.