Инфоурок Биология ПрезентацииПрезентация по биологии на тему Общая характеристика Типа моллюски

Презентация по биологии на тему Общая характеристика Типа моллюски

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по биологии на тему Общая характеристика Типа моллюски"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель организации

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Тема: «Тип моллюски».   Класс : 7
Учитель: Криулина И.В. ГБОУ СОШ №  1022 г.М...

    1 слайд

    Тема: «Тип моллюски». Класс : 7
    Учитель: Криулина И.В.

    ГБОУ СОШ № 1022 г.Москва

  • Тип Моллюски  или МягкотелыеМоллюски – от латинского слова

«molluskus», что...

    2 слайд


    Тип Моллюски или Мягкотелые
    Моллюски – от латинского слова

    «molluskus», что в переводе

    означает – мягкий.

  • 
РАЗНООБРАЗИЕ МОЛЛЮСКОВ

    3 слайд


    РАЗНООБРАЗИЕ МОЛЛЮСКОВ

  • ОСЬМИНОГПЕРЛОВИЦА          СЛИЗЕНЬВИНОГРАДНАЯ УЛИТКАНАЙДИТЕ ОТЛИЧИЯ

    4 слайд

    ОСЬМИНОГ
    ПЕРЛОВИЦА
    СЛИЗЕНЬ
    ВИНОГРАДНАЯ УЛИТКА
    НАЙДИТЕ ОТЛИЧИЯ

  • КЛАССИФИКАЦИЯ МОЛЛЮСКОВКоличество видов более 130 тысячТип МоллюскиКласс
Брюх...

    5 слайд

    КЛАССИФИКАЦИЯ МОЛЛЮСКОВ
    Количество видов более 130 тысяч
    Тип Моллюски
    Класс
    Брюхоногие

    Класс
    Двустворчатые
    Класс
    Головоногие

  • ОБРАЗ ЖИЗНИ МОЛЛЮСКОВУСТРИЦАПРУДОВИККАЛЬМАРВиноградная улитка

    6 слайд

    ОБРАЗ ЖИЗНИ МОЛЛЮСКОВ
    УСТРИЦА
    ПРУДОВИК
    КАЛЬМАР
    Виноградная улитка

  • ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ

    7 слайд

    ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ

  • Части тела моллюсков:1. Голова (у двустворчатых – нет)
2. Туловище
3. Нога (щ...

    8 слайд

    Части тела моллюсков:
    1. Голова (у двустворчатых – нет)
    2. Туловище
    3. Нога (щупальца – у головоногих)
    4. Мантия
    5. Раковина

    Симметрия тела большинства моллюсков -
    двусторонняя.
    Брюхоногие – асимметричные животные.


  • У НЕКОТОРЫХ  ВИДОВ РАКОВИНЫ НЕТ

    9 слайд


    У НЕКОТОРЫХ ВИДОВ РАКОВИНЫ НЕТ

  • РАЗНООБРАЗИЕ РАКОВИН

    10 слайд

    РАЗНООБРАЗИЕ РАКОВИН

  • ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ

    11 слайд

    ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ

  • ОРГАНЫ ЧУВСТВОрганы осязания – на голове, в ноге, жабрах.
Органы зрения – на...

    12 слайд

    ОРГАНЫ ЧУВСТВ
    Органы осязания – на голове, в ноге, жабрах.
    Органы зрения – на голове.
    Органы обоняния – на голове, в коже.
    Органы равновесия в ноге.
    Органы химического чувства – в жабрах.

  • Отличительные черты:Среда обитания моллюсков:
Моря, пресные водоёмы, суша.
С...

    13 слайд


    Отличительные черты:
    Среда обитания моллюсков:
    Моря, пресные водоёмы, суша.
    Симметрия тела большинства моллюсков:
    Двустронняя.
    Тело большинства моллюсков защищено:
    Раковиной.
    Тело покрыто кожной складкой:
    Мантией.



  • Между телом и мантией находится:
Мантийная полость.
Тело большинства моллюско...

    14 слайд

    Между телом и мантией находится:
    Мантийная полость.
    Тело большинства моллюсков состоит из:
    Головы, туловища, ноги, раковины, мантии.
    Кровеносная система:
    Незамкнутая.
    Органы дыхания:
    Лёгкое или жабры.
    В пищеварительной системе появляются органы:
    Радула (тёрка), печень, слюнные железы.







  • Органы выделения:
Почки.
Нервная система:
Нервные узлы, нервные стволы, нервы...

    15 слайд

    Органы выделения:
    Почки.
    Нервная система:
    Нервные узлы, нервные стволы, нервы.
    Органы чувств:
    Осязания, обоняния, зрения, равновесия, химического чувства.
    По способу размножения моллюски:
    Раздельнополые и гермафродиты.


  • Класс БрюхоногиеМалый прудовикАриатнаГолый слизеньВиноградная улиткаКатушкаАх...

    16 слайд

    Класс Брюхоногие
    Малый прудовик
    Ариатна
    Голый слизень
    Виноградная улитка
    Катушка
    Ахатиниды

  • Клсс ГоловоногиеКаракатицыОсьминогиКальмарыНаутилус

    17 слайд

    Клсс Головоногие
    Каракатицы
    Осьминоги
    Кальмары
    Наутилус

  • Проверь свои знания!
Тест – тренажёр

от осьминога, 
виноградной улитки
и мо...

    18 слайд


    Проверь свои знания!

    Тест – тренажёр

    от осьминога,
    виноградной улитки
    и морского гребешка

  • Среда обитания моллюсков:Суша
Суша, моря, пресные водоёмы
Суша, моря 
Пресные...

    19 слайд

    Среда обитания моллюсков:
    Суша
    Суша, моря, пресные водоёмы
    Суша, моря
    Пресные водоёмы

  • Тело большинства моллюсков состоит из:Головы, туловища, ноги, раковины
Головы...

    20 слайд

    Тело большинства моллюсков состоит из:
    Головы, туловища, ноги, раковины
    Головы, туловища, раковины, ноги, мантии
    Головы, туловища, раковины
    Головы, туловища, раковины, ноги, щупалец

  • Органы дыхания моллюсков:Лёгкое
У одних – лёгкое, у других - жабры
Жабры
Дыша...

    21 слайд

    Органы дыхания моллюсков:
    Лёгкое
    У одних – лёгкое, у других - жабры
    Жабры
    Дышат всем телом

  • Органы дыхания моллюсков:Лёгкое
У одних – лёгкое, у других - жабры
Жабры
Дыша...

    22 слайд

    Органы дыхания моллюсков:
    Лёгкое
    У одних – лёгкое, у других - жабры
    Жабры
    Дышат всем телом

  • Органы выделения моллюсков:Печень
Почки
Жабры
У одних – печень, у других – по...

    23 слайд

    Органы выделения моллюсков:
    Печень
    Почки
    Жабры
    У одних – печень, у других – почки.

  • Нервная система моллюсков представлена:Нервами
Нервными узлами, нервными ство...

    24 слайд

    Нервная система моллюсков представлена:
    Нервами
    Нервными узлами, нервными стволами, нервами
    Нервными стволами, нервными узлами
    Нервными стволами, нервами.

  • По способу размножения брюхоногие моллюски:Раздельнополые
Одни – гермафродиты...

    25 слайд

    По способу размножения брюхоногие моллюски:
    Раздельнополые
    Одни – гермафродиты, другие - раздельнополые.
    Размножаются бесполым путём
    Гермафродиты

  • Выберите двустворчатых моллюсков:Виноградные улитки
Мидии
Осьминоги
Наутилусы

    26 слайд

    Выберите двустворчатых моллюсков:
    Виноградные улитки
    Мидии
    Осьминоги
    Наутилусы

  • Выберите брюхоногих моллюсков:Устрицы
Слизни
Осьминоги
Каракатицы

    27 слайд

    Выберите брюхоногих моллюсков:
    Устрицы
    Слизни
    Осьминоги
    Каракатицы

  • Выберите головоногих моллюсков:Устрицы
Осьминоги
Тридакны
Мидии

    28 слайд

    Выберите головоногих моллюсков:
    Устрицы
    Осьминоги
    Тридакны
    Мидии

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Презентац

Учитель биологии ГБОУ СОШ №1022 г Москвы Криулина И.В.


Тема урока: Общая характеристика Типа Моллюски.


Цели урока:


  1. Образовательные:


1.     Ознакомить учащихся с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения и приспособленностями в связи со средой обитания их многообразием.


2.     Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.


  1. Воспитательные:


1.     Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.


2.     Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.


  1. Развивающие:


1.     Умение применять информационные технологии.


2.     Умение сравнить биологические объекты.


3.     Умение наблюдать, делать выводы.


Оборудование:


  • Презентация “Тип Моллюски”

  • Набор раковин моллюсков (на каждую парту)

  • Карточки – задания (на каждую парту):


1.     “Обозначь части тела моллюсков”


2.     “Распредели моллюсков по классам”


3.     “Лабораторная работа “Особенности строения раковин моллюсков”


4.     Конспекты для учащихся


  • Раздаточный материал:

    Поделки из моллюсков

    бусы, броши и т.д. из жемчуга;

    перламутровые пуговицы;

    Этапы урока.


1.     Организационная часть.


2.     Актуализация знаний.


3.     Изучение нового материала.


4.     Общее закрепление знаний.


5.     Рефлексия. Подведение итогов урока.


6.     Домашнее задание.


Ход урока


I Организационная часть.


  • Проверка  готовности учащихся к уроку.

  • Наличие на партах необходимых материалов к уроку.

    II. Актуализация знаний.

    Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов. Посмотрите на стол. Какие объекты вам знакомы?

    -Правильно—Это ракушки.

    -А каким животным они принадлежат?

    Вот на этот вопрос мы попытаемся ответить изучая новую тему.

    III. Изучение нового материала.

    Общие черты типа.


Учитель начинает объяснение новой темы с рассказа.


Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей.


Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.


Среда обитания


Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м


 Движение моллюсков.


Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом. (слайд № 7)


 Внешнее строение моллюсков


Определите по рисунку общие части тела разных моллюсков и отличительные особенности. Сделайте вывод. Записи сделать в тетради.


Вывод: Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из:


1.     Голова.


2.     Туловище.


3.     Нога.


4.     Мантия (мантийная полость)


5.     Раковина.


Определите симметрию тела моллюсков.


Большинство моллюсков – двустороннее-симметричные, брюхоногие – асимметричные.


На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез. Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – ползательные, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся и др.


 Поэтапное закрепление материала.


Учащиеся выполняют задание: “Обозначь части тела моллюсков”


На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск


 Лабораторная работа: “Особенности строения раковин моллюсков”


Оборудование: набор раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков.


(задания напечатаны на карточках и выдаются на каждый стол)


Задание:


1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:


  • а) определите её форму, окраску;

  • б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;

  • в) найдите выпуклую часть раковины – вершину;

  • г) найдите изогнутые линии – годичные кольца;

  • д) попробуйте определить прочность раковины.

    2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:


  • а) определите её форму, окраску;

  • б) найдите вершину раковины и отверстие – устье;

  • в) сосчитайте число оборотов раковины;

  • г) попробуйте определить прочность раковины.

    3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:


1.     Форма.


2.     Окраска.


3.     Наличие годичных колец на раковине.


4.     Наличие оборотов на раковине.


5.     Прочность раковины.


6.     Значение раковины.


7.      Внутреннее строение.


Пищеварительная система.


Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками.


Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы.


Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы.


Кровеносная система.


Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов (вводится понятие “Незамкнутая кровеносная система”) Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце


Дыхательная система.


У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами


Выделительная система.


Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость. Нервная система.


Нервная система состоит из нервных узлов, отходящих от них нервных стволов и нервов.


Органы чувств.


Органы чувств представлены органами химического чувства, равновесия, осязания, обоняния, многие виды имеют глаза.


Размножение.


Большинство моллюсков – раздельнополые (двустворчатые, головоногие)


Брюхоногие – гермафродиты.


Оплодотворение – наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие)


Развитие: прямое (головоногие) и непрямое (брюхоногие, двустворчатые)


Выполнение заданий в рабочей тетради по вариантам


Закрепление материала.


Учащиеся выполняют задание: “Распределите моллюсков по классам”


Значение моллюсков в жизни человека.


IV. Общее закрепление материала.


Тест – тренажёр


V. Рефлексия. Итоги урока.


  • Что нового сегодня узнали на уроке.

  • Как оцениваете свою работу на уроке.

    VI. Выставление оценок.

     VII. Домашнее задание.


1.     Выучить конспект. Подготовить сообщение о любом представителе класса Брюхоногих.


 

ия к уроку Общая характеристика Типа Моллюски

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 226 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

  • 12.09.2020
  • 930
  • 14
«Биология», Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. / Под ред. Пономарёвой И.Н.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.11.2014 1399
    • PPTX 2.3 мбайт
    • 23 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Криулина Ирина Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Криулина Ирина Вячеславовна
    Криулина Ирина Вячеславовна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 7
    • Всего просмотров: 72824
    • Всего материалов: 29

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 395 человек

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 360 человек

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель анатомии и физиологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Мини-курс

After Effects: продвинутые техники

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровые компетенции и навыки: работа с презентациями

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 173 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек

Мини-курс

Разнообразные методы и формы обучения в высшем образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе