Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Решение генетических задач на сцепленное наследование генов.
Жерихова Ирина Николаевна.
МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области»
Учитель биологии
2 слайд
Типичные ошибки при решении задач на ЕГЭ:
По результатам экзаменов в форме ЕГЭ в заданиях по генетике учащиеся наиболее слабо решают задачи на
анализирующее скрещивание,
сцепленное наследование,
летальные гены,
анализ родословных.
20-30 % учащихся вообще не приступают к решению задач.
3 слайд
Учащиеся не умеют:
- определять тип задачи;
- определять доминантный и рецессивный признак ;
- знают мало признаков, сцепленных с полом (мышечная дистрофия, куриная слепота, отсутствие потовых желез), окрас шерсти кошек;
- неправильно записывают генотипы (например, таким образом АВАВ);
- во многих задачах на дигибридное скрещивание рисуют решетку Пеннета (например, в задаче на скрещивание двух растений гороха с зелеными и гладкими семенами).
- при неполном доминировании не обращают внимание на три фенотипа;
- учащиеся боятся неизвестных названий болезней и не приступают к решению задач.
4 слайд
Хромосомная теория наследственности.
Основоположник хромосомной теории Томас Морган, американский генетик, Нобелевский лауреат.
Т. Морган и его ученики установили, что:
– каждый ген имеет в хромосоме определенный локус
( место);
– гены в хромосоме расположены в определенной последовательности;
– наиболее близко расположенные гены одной хромосомы сцеплены, поэтому наследуются преимущественно вместе;
– группы генов, расположенных в одной хромосоме, образуют группы сцепления;
5 слайд
– число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом у гомогаметных особей и n+1 у гетерогаметных особей;
– между гомологичными хромосомами может происходить обмен участками (кроссинговер ); в результате кроссинговера возникают гаметы, хромосомы которых содержат новые комбинации генов;
– частота (в %) кроссинговера между неаллельными генами пропорциональна расстоянию между ними;
– частота кроссинговера между гомологичными хромосомами зависит от расстояния между генами, локализованными в одной хромосоме. Чем это расстояние больше, тем выше частота кроссинговера.
6 слайд
Закон сцепленного наследования неаллельных генов Т.Моргана применяется в задачах по генетике для генов, находящихся в обычных аутосомных хромосомах, поэтому имеющих одинаковое наследование у мужских и женских особей.
7 слайд
За единицу расстояния между генами принимается 1 морганида (1% кроссинговера) или процент появления кроссоверных особей.
При значении этой величины в 10 морганид
можно утверждать, что частота перекреста хромосом в точках расположения данных генов равна 10% и что в 10% потомства будут выявлены новые генетические комбинации.
8 слайд
Очень важно помнить правило Т.Моргана:
вероятность нарушения сцепленного наследования или возникновения кроссинговера между неаллельными генами одной группы сцепления при мейозе прямо пропорциональна расстоянию между ними в хромосоме.
9 слайд
Чем дальше изучаемые гены находятся друг от друга в данной паре гомологичных хромосом, тем с большей вероятностью при образовании половых клеток они будут наследоваться порознь, не совместно.
10 слайд
Кролики(с кроссинговером)
У кроликов рецессивный ген белой пятнистости (голландские кролики) сцеплен с рецессивным геном, обуславливающим длинный волосяной покров ангорского типа. Кроссинговер на этом участке составляет 14 %. Гомозиготного длинношерстного пятнистого кролика скрестили с особью дикого типа. Какие фенотипы, и в каком соотношении должны иметь место в случае возвратного скрещивания гибридов первого поколения с голландским длинношерстным кроликом?
11 слайд
А — однотонный окрас шерсти (дикий тип),
В — нормальная (короткая) длина шерсти (дикий тип);
а — пятнистый окрас (голландский кролик),
b — длинная шерсть (ангора).
12 слайд
P: ab//ab x AB//AB
длиннош. однотонн.
пятн. корот.
G: ab AB
F1 AB//ab
однотонн.
корот.
13 слайд
P: AB//ab x ab//ab
однотон. пятн.
корот. длиннош.
G: AB ab ab нормальные гаметы, со
сцеплением(много)- 86%
Ab aB рекомбинантные гаметы, без
сцепления(мало)-14%
F1 AB//ab : ab//ab : Аb//ab : аB//ab
однотон. пятн. однот. пятн.
корот. длиннош. длиннош. корот.
43% 43% 7% 7%
14 слайд
Задача 1. Кукуруза
При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зернами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные зерна. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных, 315 морщинистых окрашенных. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырех фенотипических групп во втором скрещивании.
15 слайд
Поскольку в первом поколении получилось единообразие (первый закон Менделя), следовательно, скрещивали гомозиготы, в F1 получилась дигетерозигота, несущая доминантные признаки.
А - гладкие зерна, а - морщинистые зерна.
B - окрашенные зерна, b - неокрашенные зерна.
Анализирующее скрещивание – это скрещивание с рецессивной гомозиготой. Поскольку во втором поколении получилось неравная численность фенотипических групп, следовательно, имело место сцепленное наследование. Те фенотические группы, которые представлены в большом количестве, получены из нормальных гамет со сцепленными генами, а группы, представленные в малом количестве – из рекомбинантных гамет, сцепление в которых было нарушено из-за кроссинговера в мейозе.
16 слайд
Формирование четырех фенотипических групп произошло из-за кроссинговера, которые привел к частичному нарушению сцепления.
17 слайд
18 слайд
Задача 2 .Кукуруза
Гладкая форма семян кукурузы доминирует над морщинистой, окрашенные семена- над неокрашенными. Оба признака сцеплены. При скрещивании кукурузы с гладкими окрашенными семенами получено потомство: окрашенные гладкие – 4152, окрашенные морщинистые – 149, неокрашенные гладкие – 152, неокрашенные морщинистые – 4163, определите расстояние между генами.
19 слайд
Дано:
А – гладкие семена
а – морщинистые с.
В – окрашенные с.
b – неокрашенные с.
4152 – гл.окраш.,
149 – морщ.окр.,
152 – гл.неокраш.,
4163 –морщ.неокраш.
F 1 :
Решение
Расстояние между генами?
Рассчитаем общее количество потомков
F1 = 4152+149+152+4163 = 8616
2. Рассчитаем количество рекомбинантов в потомстве
F1 = 149+152= 301
3. Найдем процент кроссинговера
301 – х%
8616 – 100%
х = (301 х 100%) : 8616 = 3,5 % или 3,5 морганиды
Ответ: расстояние между генами 3,5 морганиды
20 слайд
При подготовке к решению задач необходимо обратить внимание на:
Генетический словарь
Правила оформления задачи
Задания части А
Задания части С
-Оформление ответа к задаче
21 слайд
Ресурсы:
http://www.bio-faq.ru/ccc/ccc036.html
http://www.bifidosoft.com/ru/tutorials/genetics/how-to-solve-x-linked-inheritance-problems.html
http://www.licey.net/bio/genetics/glava6_1
http://www.biorepet-ufa.ru/ege/zadachi-na-sceplennoe-nasledovanie.html
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Данная разработка поможет педагогам и обучающимся при подготовке к ЕГЭ по биологии.
Задачи на сцепленное наследование неаллельных генов по Т.Моргану, при сдаче ЕГЭ по биологии оказываются сложными еще для большего количества учащихся, чем задания на дигибридное скрещивание неаллельных генов по Г.Менделю.
Задачи на сцепленное наследование неаллельных генов нельзя путать с задачами на анализирование закономерностей наследования признака, сцепленного с полом.
В презентации рассмотрены принципы решения задач на сцепленное наследование генов.
6 625 564 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Жерихова Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.