Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Алексеева Татьяна Григорьевна, учитель математики
МКОУ СОШ п. Джонка, стаж работы 11 лет, высшее образование
Преподавание в 5 – 8 классах по программе Г.В. Дорофеева «Математика», «Алгебра», по программе Л.С. Атанасяна «Геометрия»
«Методический семинар» муниципального конкурса «Учитель года – 2015» «Проблемные ситуации как способ формирования познавательной активности у учащихся»
2 слайд
На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:
Изучение методической литературы;
Изучение опыта коллег;
Требование ФГОС.
Условия возникновения и становления педагогического опыта
3 слайд
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. К.Д. Ушинский
Актуальность педагогического опыта
4 слайд
Как избежать этого?
Как изжить скуку на уроке?
Как сделать учение интересным для учащихся?
Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?
Характеристика противоречий (причин) которые привели к постановке проблемы
5 слайд
Создать условия, максимально стимулирующие развитие интереса к математике у обучающихся через использование проблемных ситуаций на уроке и комплексное использование методов, форм и приемов формирования интереса к математике у обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса.
Формулировка проблемы, выведенной на основе названного противоречия
6 слайд
Проблемное обучение является одним из стимулов познавательного интереса. Его сущность заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а учитель организует их «добывание», «открытие»: подбирает такие задачи и вопросы, которые заинтересуют учащихся и вызовут напряженную мыслительную деятельность. Возникновение интереса учащихся зависит от умения учителя создать так называемую проблемную ситуацию − такое жизненное или учебное затруднение, возникающее тогда, когда учащийся понимает задачу (явление, ситуацию), пытается её решить (объяснить), но чувствует недостаточность имеющихся знаний. Эта ситуация вызывает у учащихся желание найти объяснение непонятному факту, создает мотивы учебной деятельности.
Теоретическое обоснование педагогического опыта
7 слайд
Основные методические приемы создания проблемной ситуации в обучении математике 1. Использование жизненных явлений, фактов, их анализ с целью теоретического объяснения. 2. Использование с той же целью задач межпредметного, прикладного, профессионального и т.п. характера. 3. Использование исторического или занимательного материала (фактов биографии математиков, математических фокусов и т.п.). 4. Организация практической работы исследовательского характера, в ходе которой учащиеся приходят к эмпирическим выводам, требующим теоретического обоснования. 5. Исследовательские задания, при выполнении которых нужно обнаружить некоторые закономерности, требующие теоретического обоснования.
Теоретическое обоснование педагогического опыта
8 слайд
Цель: выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики, а также обобщить и систематизировать личный опыт практической деятельности по формированию познавательного интереса учащихся.
Задачи: • изучить психолого-педагогические и методические теоретические источники по дан- ному вопросу; • проанализировать Программу по предмету и учебную литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы; • апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию познавательного интереса школьников к учению; • в ходе работы использовать следующие методы исследования познавательных интересов: — анкетирование; — сочинения; — интервью; — лабораторный эксперимент; — наблюдение, педагогический эксперимент; • проанализировать результативность проведенного исследования.
Цели и задачи педагогического опыта
9 слайд
Проблемное обучение имеет ряд достоинств, оно обеспечивает связь с жизнью, практикой, делает процесс обучения динамичным. Проблемное обучение способствует появлению у школьников таких состояний, которые свойственны познавательному интересу: удивлению, озадаченности, интеллектуальная активность, эмоциональная приподнятость. Проблемные ситуации вызывают ощущение трудности, что ставит учеников перед необходимостью мобилизовать свои знания для ее преодоления. А это снова проявление, характерное для состояния интереса.
Технология педагогического опыта
10 слайд
Деятельность учителя при проблемном обучении включает следующие элементы: нахождение способа создания проблемной ситуации, прогнозирование возможных вариантов ее решения учеником; руководство деятельностью учащихся по усмотрению (формулированию) проблемы; уточнение формулировки проблемы; оказание помощи учащимся в анализе условий; помощь в выборе плана решения; консультирование в процессе решения; помощь в нахождении способов самоконтроля; разбор индивидуальных ошибок или общее обсуждение решения проблемы.
Характеристика деятельностного аспекта педагогического опыта
11 слайд
Диапазон опыта представлен методической системой работы по использованию различных форм, методов и приемов формирования интереса к математике. Опыт может использоваться в работе учителей начальных и учителей математики на уроках и во внеурочное время.
Новизна опыта заключается в системном использовании различных форм, методов и приёмов формирования интереса к математике, в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса: творческое взаимодействие учителя и учащихся, исходя из принципов сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности учащихся, в разработке новых средств и правил их применения, постановке и решении новых педагогических задач.
Диапазон опыта и степень его новизны
12 слайд
Результаты внедрения проблемных ситуаций
Призер конкурса «Учитель года - в 2010 г.
Создается картотека проблемных ситуаций
Создается картотека проблемных вопросов
Процессуальные результаты
Скорректировано тематическое планирование по курсу «Математика» в 5-ом классе
Количество победителей и призеров олимпиад по математике (2012 – 2014 гг):
Овладение школьниками математическими умениями и навыками – 100%
Образовательные достижения учащихся
Школьные - 5
Муниципальные – 1
Сформированность знаний учащихся по математике– 100%
13 слайд
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений. Данный материал рассмотрен на ШМО учителей-предметников и опубликован на сайте http://учительский.сайт/Алексеева-Татьяна-Григорьевна
Работа по данной проблеме требует от педагога
знания теоретических основ технологии проблемного обучения;
высокой профессиональной компетентности педагога;
владение методиками диагностики личностных особенностей учащихся.
Диссеминация педагогического опыта: адресная направленность; воспроизводимость; трудоёмкость опыта
14 слайд
Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1970.
Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.-М.,1959.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985.
Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972.
Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 1976.
Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.
Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977.
Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975.
Развитие учащихся в процессе обучения: Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1963.
Литература
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
В разработку концепции проблемного обучения свой вклад внесли как педагоги (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов и др.), так и психологи (Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин и др.). Суть проблемного обучения заключается в том, что при его реализации знания учащимся не даются в готовом виде, а усваиваются ими в процессе активной познавательной деятельности, в условиях особой проблемной ситуации. В проблемном обучении процесс усвоения знаний учащимися воспроизводит существенные моменты научного поиска, актуализирует у них познавательный интерес и творческую самодеятельность.
По определению А. М. Матюшкина (1927-2004), проблемная ситуация характеризует психическое состояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе действия с предметом или об условиях выполнения действия. Основным условием принятия проблемной ситуации является наличие у субъекта потребности в раскрываемом новом отношении, свойстве или способе действия. При организации процесса усвоения знаний необходимо, прежде всего, создать условия, вызывающие познавательную потребность у ребенка. Только при этом условии процесс усвоения знаний будет происходить в соответствии с основной закономерностью усвоения - как удовлетворение возникшей познавательной потребности. Такая потребность может определяться как непосредственными практическими условиями выполнения действия, так и более широкими (общественными) обстоятельствами.
Проблемная ситуация вызывает у учащихся стремление к самостоятельным поискам ее решения путем анализа условий и мобилизации имеющихся у него знаний. Познавательная задача вызывает активность, когда она опирается на предшествующий опыт и является следующим шагом в изучении предмета или применении усвоенного закона, понятия, приема, способа деятельности. Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного. Ученик не может разрешить проблему с помощью имеющихся знаний и способов действия, но они должны быть достаточными для самостоятельного анализа (понимания) содержания условий выполнения задания.
По А. М. Матюшкину, структура проблемной ситуации включает три главных компонента: 1) неизвестное усваиваемое отношение, способ или условие действия, раскрываемое в проблемной ситуации; 2) действие, необходимость выполнения которого в поставленном задании вызывает потребность в новом, подлежащем усвоению знании или способе действия; 3) возможности учащегося в анализе условий поставленного задания и усвоении (открытии) нового знания.
В учебном процессе, построенном в соответствии с принципами проблемного обучения, деятельность учащихся проходит следующие этапы: усмотрение проблемы и ее формулировка; анализ условий, отделение известного от неизвестного; выдвижение гипотез (вариантов) и выбор плана решения (или на основе известных способов, или поиск принципиально нового подхода); реализация плана решения; поиск способов проверки правильности действий и результатов.
Деятельность учителя при проблемном обучении включает следующие элементы: нахождение способа создания проблемной ситуации, прогнозирование возможных вариантов ее решения учеником; руководство деятельностью учащихся по усмотрению (формулированию) проблемы; уточнение формулировки проблемы; оказание помощи учащимся в анализе условий; помощь в выборе плана решения; консультирование в процессе решения; помощь в нахождении способов самоконтроля; разбор индивидуальных ошибок или общее обсуждение решения проблемы.
Проблемное обучение способствует развитию умственных способностей, самостоятельности и творческого мышления учащихся, вызывает чувство удовлетворения от познания и тем самым укрепляет мотивацию учения. Его развивающий эффект основан на том, что ученику обеспечиваются возможности для развития усваиваемых действий и операций. Разрешение проблемной ситуации при этом предстает как процесс становления элементарного психического новообразования.
Высокая эффективность проблемного обучения ни у кого из ученых и учителей современной школы не вызывает сомнения. В педагогической литературе проблемное обучение называют видом обучения, в основе которого лежит метод проблемного изучения материала (М.И.Махмутов).
6 665 151 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Дарноник Татьяна Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.