Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрезентация опыта работы учителя русского языка на тему: "Организация работы с учебником: проблемы, поиск, результаты".

презентация опыта работы учителя русского языка на тему: "Организация работы с учебником: проблемы, поиск, результаты".

Скачать материал

Организация работы с учебником: проблемы, поиск, результаты.

В активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа с учебником. Учебник является важнейшим источником вопросов, задач и заданий, которые учитель ставит перед учащимися или которые они находят самостоятельно. Научить школьника приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться. Важно научить ученика самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.
По опыту могу утверждать, что специально работой по обучению учащихся приёмам самостоятельной работы с книгой в школе редко кто занимается. Часть школьников вообще не работают с учебником, часть работают, как умеют, то есть многократно прочитывают текст с установкой на запоминание. А чтобы читать учебник с карандашом в руке, вникая в смысл прочитанного, требуется чрезвычайная добросовестность ученика или чрезвычайная заинтересованность.
Встаёт вопрос, каким приёмам и как научить учащихся работать с книгой?
Для того чтобы учащиеся могли самостоятельно работать с книгой и сформировали у себя навыки репродуктивной и творческой умственной деятельности, их надо обучать таким приёмам работы с книгой, которые ведут к формированию познавательной самостоятельности и навыков решения учебных проблем. В такую группу приёмов входят выделение существенного; сортировка материала; ответы на вопросы; пересказ в определённой логической последовательности; составление плана, тезисов; конспектирование.

Педагогический прием работы учащихся с учебником

Проблемы (почему выбран такой прием, что позволяет решать)

Результат

Кубик Блума

Учит формулировать вопросы; позволяет мобильно ориентироваться в тексте учебника

Затрачено наименьшее количество времени на осмысление текста учебника

Пометки на полях (ключевой прием в технологии критического мышления)

Активизация внимания; систематизация материала; «инвентаризация» текста; популяризация изучаемого материала

Развивается критическое мышление учащихся, формируется способность систематизировать знания, интерес к изучаемому предмету

Лексический анализ текста

Учит выяснять значения непонятных слов

Расширяется словарный запас, интерес к изучаемому предмету

Анализ текста с точки зрения темы, основной мысли, стиля, типа

Позволяет глубоко проникнуть в суть текста, понять, что хотел сказать автор

Вырабатываются навыки осмысленного чтения

Составление плана параграфа

Учит выделять основные мысли текста

Осознанное усвоение материала

Изображение графически или в виде схемы

Перевод словесного материала в схематический

Осознанное усвоение материала

Составление логической цепочки

Учит рассуждать логически

 

 

«Неотосланное письмо» - учитель предлагает несколько фраз - вопрос "Кто мог написать это письмо?

 

 

"Дерево мудрости" - на доске крона дерева с прорезями, у детей листочки, на которых они пишут вопросы и прикрепляют с помощью скрепки или это могут быть листочки склейкой основой.Так как это дерево мудрости то не должно быть простых вопросов когда? что? где?, а мудрые вопросы - Почему7 и др. Можно это сделать в конце урока, а на следующем проверить домашнее задание (снимают листочки и отвечают)

 

 

 Диалог - эстафета - прочитав абзац, составить 1 вопрос и задать ученику, тот следующему и т.д.

 

 

Образные задания - текст параграфа зашифровать в символах и рисунках

 

 

 "Исследовательский фартук" - у детей листочек, на нем схематично изображен фартук, в верхней части записана тема, нижняя часть делится на "карманы", например основные понятия, даты, имена; дети в роли хозяюшки, которая складывает в карманы все самое важное,в течении урока дети заполняют карманы, учитель затем собирает и смотрит ,кто лучшая хозяюшка, выставляет оценки.

 

 

Заполнение или составление таблицы

 

 

«Шпаргалка» - прочитать текст параграфа и составить краткий его конспект. Затем любой из учащихся получает тетрадь и должен по данной «шпаргалке» пересказать текст.

 

 

Сложный развернутый план

 

 

Цитатный план

 

 

Тезисы

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Презентация опыта работы учителя русского языка на тему: "Организация работы с учебником: проблемы, поиск, результаты"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Помощник руководителя отдела библиотеки

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Работа с учебником осуществляется практически на любом уроке у любого учителя, но не секрет, что многие ученики не умеют работать с учебником не только самостоятельно, но и на уроке в присутствии учителя. А ведь научить школьника работать с учебной литературой - это значит научить его учиться. А это является одной из задач современного образования. Данный опыт работы предлагает приёмы, котрые позволят ученику овладеть этим важнейшим умением, а также анализирует, какие проблемы могут быть решены при обучении этому приёму и какого результата достигнет ученик.      

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 042 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 855
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • 01.10.2020
  • 10735
  • 287
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 405
    • DOCX 43 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Александрова Юлия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Александрова Юлия Николаевна
    Александрова Юлия Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 19783
    • Всего материалов: 28

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 238 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Мини-курс

Искусство и техника: совершенствование в художественной гимнастике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Готовимся к ЕГЭ по литературе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек