Охрана
природы Казахстана. (Красная книга Казахстана)
Цели:
- знать животных, которые занесены в
Красную книгу, роль животных в жизни человека, экологические правила, которые
должны выполнять люди, заповедники Казахстана;
- уметь отвечать на вопросы,
задавать вопросы, работать в парах и самостоятельно, делать выводы;
- развивать навыки работы с
источниками информации, устную связную речь, внимание, мышление, память,
познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности; продолжать
воспитывать уважение к друг другу, бережное отношение к окружающему миру,
позитивное отношение к учёбе, интерес к уроку, самостоятельность в
получении знаний.
План урока.
I. Орг. Момент
1.Настрой на урок
2.Деление на группы
3.Повторение
II. Познавательно – закрепляющий этап:
1. Погружение в тему.(беседа)
2. Сообщения учеников о животных.
3. Экологические правила
4. Физическая минутка
5. Кроссворд «Заповедник»
6. Беседа о заповедниках.
7.Кроссворд
«Береги».
8.Просмотр
видеофрагмента
9. Работа по карточкам.
III. Рефлексивно – оценочный этап:
1. Рефлексия.
2. Домашнее задание.
3. Выставление оценок.
Ход урока.
I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь.
1.Настрой
на урок
-Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
2.Деление
на группы (времена года)
Прежде
чем приступить к работе, нам нужно разделиться на группы. Сейчас я попрошу вас
выйти к доске и взять каждого по стикеру.
(дети
выходят к доске, берут по стикеру и рассаживаются по группам) П/п при раб. В
гр.
з.Повторение
А сейчас я предлагаю немного повторить
пройденные темы предыдущих уроков. В этом нам поможет наш волшебный сундучок.
Вы будете передавать друг другу сундучок, а когда я скажу стоп и тот у кого в
это время на руках остался сундучок тот и будет отвечать. И так, начинаем.
Хорошо. Молодцы, ребята!
II. Познавательно – закрепляющий этап:
1.Погружение в тему урока.
-Назвать тему сегодняшнего урока мне помогут.
…Пожалуйста, ребята:
Чтоб радость завтрашнего
дня
Сумел
ты ощутить,
Должна
быть чистою земля
И небо
чистым быть.
А землю
эту, не щадя,
Терзал
за веком век
И брал
всё только для себя
«Разумный
человек».
Сейчас же кинулись
спасать
Природную
среду.
Сквозь
фабрик и заводов дым
Нам
трудно разглядеть
Все те
страданья, что земле
Приходится
терпеть.
Надолго ль хватит
нам воды,
Коль
растворён в ней яд?
Надолго
ль хватит тех лесов,
Где
топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю-
Можешь только ты,
Разумный человек!
-К чему призывает
нас природа? ( к защите, охране)
-Так какова тема
нашего урока?
/На
доске открывается тема урока.,\ (Охрана природы Казахстана) Слайд№1
- Да, ребята сегодня на уроке мы поговорим и
закрепим наши знания об Охране природы родного края.
Сегодняшний наш урок будет тревожным. Мы узнаем
о ранах, которые наносят люди природе.
Гибнут растения, животные, некоторые из них
просто исчезают. Почему так происходит? Кто в этом виноват? Как помочь живой
природе? Вот на эти вопросы мы постараемся ответить на уроке.
Речь пойдёт о том, как сохранить прекрасную
природу Земли. Ведь человек – часть природы. Он должен беречь природу, как
самого себя. Михаил Пришвин писал
“Рыбе – вода, птице – воздух,
зверю – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу значит - охранять Родину”.
Ребята, о чем мы с
вами говорили на прошлом уроке? (мы говорили о значении животных и
растений в природе и нашей жизни)
- Что вы делали дома? (писали мини – сочинения о значении животных в
нашей жизни)
- Давайте послушаем ваши сочинения. Озвучить свой работы я приглашаю …А у
остальных ребят я соберу в конце урока и проверю
(Дети читают свои сочинения классу)
-Молодцы, ребята! Из ваших сочинений мы поняли то, что животные и растения
играют огромную роль в нашей жизни. Что человек, растения и животные не могут
существовать друг без друга.
Работа в группе: А сейчас я предлагаю поработать в группе и
записать ассоциации к слову «животные» 1 группе и к слову растения 2 группе.
(презентация работы)
Беседа Слайд№1
-
Посмотрите на доску: как прекрасен животный и растительный мир!
-Животные играют огромную роль в природе.
Необходимы животные и людям.
- Как вы думаете, для чего? (употребляем в пищу, у многих
животных ценный мех).
- Люди порой жестоко истребляют животных ради
меха или мяса, а иногда и просто ради развлечения.
На диких животных влияет хозяйственная жизнь
людей. Когда люди вырубают лес или загрязняют воду в реке, они невольно губят
множество животных, для которых лес и река – дом.
- Не было бы жизни на нашей планете и без
растений.
- Какое значение имеют растения для животных? (дают кислород, служат убежищем,
пищей, лекарством)
- Какое значение имеют растения для человека? (человек получает кислород, пищу,
лекарство)
- Хозяйственная деятельность человека изменяет
условия жизни растений.
- Как вы думаете, каким образом человек может
способствовать гибели растений? (собирает
букеты, собирает лекарственные травы, вытаптывает, на месте лесов и лугов
строят заводы и т.п.)
Вывод
- Итак, из-за хозяйственной деятельности
человека и за неумеренной охоты одни животные и растения навсегда исчезли, а
многие другие стали редкими.
Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло
около 150 видов животных. За малым исключением, все эти животные вымерли по
вине человека. К началу XX века стало очевидно, что необходимо принимать меры
по спасению животного и растительного мира. Тогда была создана специальная
комиссия службы спасения. Это служба спасения составила
мировой список, в который входили животные и растения находившиеся
на грани исчезновения и редкие виды. Ученые решили назвать этот список Красной
книгой.
- Для чего нужна Красная книга? Слайд№2
(Красная книга нас информирует, какие
растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга
предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять).
- Как вы думаете, почему её назвали именно Красной?
(Красный цвет означает внимание, он как будто
призывает: Стоп! Не убивайте животных, не губите растения!
2. Сообщения учеников о животных.
Сейчас мы послушаем сообщения о животных,
которые нуждаются в охране. Слушайте внимательно, по этим сообщениям
нам предстоит выполнить задание.
Пожалуйста, ребята, выходите к доске. И расскажите
нам интересные факты о животных, информацию о которых вы должны были
подготовить.
( ученики рассказывают о лебеде, тигре, белом
медведе, джейране, фламинго, журавле, соболе).
Спасибо большое, ребята.
Очень красивые фотографии вы подготовили и очень интересная
информация об этих животных.
3. Экологические правила.
Ребята, посмотрите, у меня в руках конверты, в
них лежат жалобы на людей. Давайте прочитаем их и попробуем догадаться от кого
они.
Жалоба 1
Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли,
им мой не нравится, и глаза, говорят у меня не красивые. Считают,
что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть
без хлеба.
- Кто это? (Сова) Слайд№3
А как вы
думаете ребята, какая польза от совы? (ответы уч-ся)
Сова с 1964г. находится под охраной государства.
Одна сова за лето уничтожает до 1000 мышей, которые способны уничтожить целую
тонну зерна.
Жалоба 2
Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом —
многие убегают в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?
Польза от меня большая.
Это жаба.Слайд№4
Какая
польза может быть от жабы? (отв. Уч-ся)
Одна жаба
охраняет от гусениц и червей целый огород. А еще в народе говорят: «Если в доме
завелись тараканы, принесите жабу» — они исчезнут.
4. Физическая
минутка. Видео
Помните ребята, что беречь нужно и тех животных,
которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные
вам животные Слайды№5,6,7,8,9: белка, еж, синица, дятел,
лягушка, жаба и др. Их жизнь часто зависит от нашего поведения по отношению к
природе.
Ведь все мы часто бываем в
гостях у природы и все мы должны знать и соблюдать правила поведения гостей
природы. Как вы думаете, какие это правила? (ответы учащихся) Совершенно
верно ребята. А теперь посмотрите на доску я здесь предлагаю ряд правил и мне
кажется, что наши мнения совпали
Экологические правила: Слайд№10
1) Не разоряйте птичьи гнезда!
2) Не подходите близко к гнездам птиц!
3) Если у вас есть собака, не пускайте ее гулять
в лесу или парке весной или в начале лета! Она легко может поймать плохо летающих
птенцов и беспомощных детенышей зверей.
4) Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов
и детенышей зверей! В лесу о них позаботятся взрослые животные.
5) Подкармливайте птиц зимой, а весной с помощью
взрослых делайте для них домики!
6) Не обрывайте паутину и не убивайте пауков!
7) Не ловите бабочек, стрекоз, шмелей и других
насекомых!
8) Не разоряйте гнезда шмелей!
9) Не разоряйте муравейники!
10) Берегите лягушек, жаб и их головастиков!
5. Кроссворд «Заповедник»
Сейчас нам предстоит разгадать кроссворд и
узнать, каким образам еще защищают и охраняют животных.
Вопросы:1) Самое холодное время
года? (Зима)
2) Первое животное, которое стали считать
домашним? (Собака)
3) Как называют животных, которые являются
вредителями для организма человека и животного? (Паразиты)
4) Какое домашнее животное обеспечивает нас
молоком? (Корова)
5) Какие черви роют норы в земле, тем самым
рыхлят почву? (Дождевые)
6) Кто делает большие запасы орехов, ягод,
семян? (Белка)
7) Животные бывают домашние и
….? (Дикие)
8) Как прозвали животных, которые очищают
природу? (Санитары)
9) Как называют паразитов, которые могут
прятаться за волоском на руке или ноге? (Клещи)
10. Какого цвета книга, куда занесены редкие
животные и растения? (Красная)
А теперь давайте проверим Слайд№10
Какое слово у нас получилось в выделенном
столбце? (Заповедник).
Кто скажет ребята, что такое заповедники?
Заповедники – это уголки дикой
природы, где полностью запрещена хозяйственная деятельность человека. Здесь
запрещена охота, рыбная ловля, вырубка лесов. В заповедниках оберегаются и
охраняются редкие растения и животные.
Как вы думаете, есть ли заповедники на
территории РК? (Конечно на территории РК существует 10 заповедников) .
6. Беседа о заповедниках.
Давайте узнаем, какие заповедники есть в нашей
республике и какие животные там обитают. (ответы учащихся) Слайды№11,12,13,14,15,16,17,18,19,20
1) Аксу – Жабаглинский государственный природный заповедник –
находится в Южно-Казахстанской области ( обитают грифа, беркут, улар и др.).
2) Алматинский государственный природный заповедник – Алматинская область (тянь – шанский бурый
медведь, снежный барс, тетерев, фазан и др.).
3) Наурзумский государственный природный заповедник – Костанайская область (Косули, лебеди, орлы и др.).
4) Барсакельмесский государственный природный заповедник - Кызылординская область (кулан, лиса, волк, джейран и
др.).
5) Коргалжинский государственный природный заповедник - Акмолинская и Карагандинская области
(розовый фламинго, пеликаны, дикий кабан и др.)
6) Маркакольский государственный природный заповедник - Восточно – Казахстанская область
(маралы, рысь и др.).
7) Устюртский государственный природный заповедник – Мангистауская область (гепард, длинноногий ёж,
сайгак, джейран и др.).
8) Западно – Алтайский государственный природный заповедник – Восточно – Казахстанская область
(медведь, соболь, рысь, бурундук и др.).
9) Алакольский государственный природный заповедник – Алматинская и Восточно – Казахстанская облости
(кудрявые и розовые пеликаны, косуля, лисица, волк и др.).
10) Каратауский государственный природный заповедник – Южно – Казахстанская область (Каратауский архар,
белый аист, филин и др.).
Итак, сколько же заповедников на территории РК?
(10)
Сегодня проводится большая работа по сохранению
редких и исчезающих животных, и мы с вами в этом убедились.
7. Кроссворд «Береги»
А теперь давайте проверим кроссворд 2 группы.
Какое слово у вас получилось по вертикали? (ответы учащихся) проверьте
правильно ли вы заполнили кроссворд. Слайд№21 Как вы думаете ребята для
чего мы получили это слово? (ответы уч-ся) Совершенно верно.
Вопросы:
1. Очень ценный пушной зверек. Был на грани
уничтожения, но предпринятые людьми меры по его охране спасли этот вид
животных. Сейчас общая численность их 700 тыс.голов.(Соболь)
2. Владыка Арктики.(Белый медведь)
3. В 2-3-летнем возрасте эти птицы создают пары
и больше никогда не расстаются.(Журавль)
4. Эта большая белая птица служит символом
красот, любви, чистоты и нежности.(Лебедь)
5. Знахари готовили из частей его тела лекарства
от слабости и трусости.(Тигр)
6. Детеныши этих птиц рождаются с длинными
толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а
затем одеваются в розовый наряд.
(Фламинго)
Прочитайте слово, которое у нас получилось в
выделенном столбце. БЕРЕГИ! Берегите природу: животных,
растения, воздух, воду, почву!
8. Просмотр видеофрагмента. А
сейчас, я предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент о некоторых животных и
растениях занесенные в Красную книгу Казахстана.
9.Работа по карточкам
Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельное
задание. Каждый из вас получит карточку с заданием, которое вы должны
выполнить. Задания для вас будут очень легкими, так как все вопросы по
пройденным темам. (Время на работу 3 минуты)
(Проверка выполнения задания).
III. Рефлексивно – оценочный этап:
1. Рефлексия
Разговор об охране природы хотелось бы закончить чтением отрывка из
произведения Михаила Пришвина «Кладовая солнца».
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая
солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять,
их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять
наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные - будем охранять леса и
горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина.
И охранять природу - значит охранять Родину!
Наш урок, к сожалению, подходит к концу. Но вам
предстоит выполнить еще одно задание. Перед вами листочки, с
предложениями, которые вы должны закончить, и мы узнаем, что нового вы узнали
на уроке, чему научились.
1) Сегодня на уроке я узнал(а) …..
2) На уроке мне больше всего запомнилось …
3) Лучше всех на уроке работал(а) …
4) Я хотел бы сказать «спасибо»
… (кроме учителя)
2. Домашнее задание
стр. читать, пересказывать.
3. Выставление оценок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.