Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Обобщение опыта
учителя географии МБОУ СОШ № 16 им.К. И. Недорубова
Шелест Ольги Николаевны
Тема: «Развивающее обучение на уроках географии через использование активных форм обучения»
e.mail shelestt1111@yandex.ru
2 слайд
Условия возникновения и становления педопыта
Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня познавательной активности учащихся на уроках географии. Анкетирование показало, что уровень познавательной активности у 20% учащихся – высокий, у 65%-средний, у 15 %-низкий. Эти результаты меня не удовлетворили. Видя такую ситуацию, я пришла к выводу, что нужно отходить от старых методов обучения. Эти методы детям уже не интересны. Нужно исключать пассивное заучивание информации.
3 слайд
История темы педагогического опыта в педагогике
В основе опыта лежат педагогические идеи выдающихся педагогов:
И.Песталоцци, В.А.Сухомлинского, А.Дистервега и др., общая идея которых заключается в том, что для успешного обучения и воспитания необходимо развитие познавательной активности учащихся, их творческих способностей.
Интересной и близкой к идее опыта считаю теорию развития познавательных интересов Г.И.Щукиной, модель которой такова: разминка-развитие психических механизмов-выполнение частично поисковых задач-решение творческих задач.
В работе находят отклик и предложения, выдвинутые Ю.К. Бабанским в научных трудах в разделе «Концепция содержания методов и форм
организации обучения в современной образовательной школе», одним из его предложений является усиление мотивации учения школьников и целенаправленное интенсивное развитие личности, её творческого потенциала. Также имеет значение технология развивающего обучения В.В.Давыдова, З.И.Калмыковой.
4 слайд
История изучения темы
педопыта в ОУ
1-ый этап-2010-2011г. изучение фактического уровня подготовки
учащихся через анкетирование, собеседования, посещение
уроков, беседы с классным руководителем, учителями-
предметниками.
2-ой этап- 2011-2013г. изучение состояния вопроса в науке через курсы повышения квалификации, педсоветы, самообразование,
ознакомление с передовым педагогическим опытом,
работу ШМО учителей естественнонаучного цикла,
РМО учителей географии Кущевского района,
знакомство с официальными документами.
3-ий этап-2013-2015г. организация практической деятельности через
обобщение опыта, организацию особого внутреннего
контроля
5 слайд
Основные понятия, термины в описании педопыта
Развивающее обучение - особый вид обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и реализации целей, его содержа ния, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.
Диапазон опыта представлен авторской дидактической системой работы учителя по развитию у учащихся познавательной активности (урок-семинар, урок-викторина, урок-игра, различные виды тестирования). Кроме того, были разработаны обучающие задачи для уроков географии в старших классах.
6 слайд
Психолого-педагогический портрет классов обучающихся , являющихся базой для формирования представляемого педопыта
Применяя технологию развивающего обучения уже в 2011-2012 учебном году (уже 9-ые классы) 40 % учащихся из обоих классов приняли участие в школьном этапе олимпиады по географии, стали участвовать в проектной и исследовательской деятельности. В конце 9 класса все ученики 9а и 3 ученика 9б сдавали ГИА по географии, получив высокие результаты (выше краевого ср. балла). В 2012-2013 у. г. Из учащихся были сформированы универсальный класс и класс экономико-математического профиля. Далее ребята обоих классов (10А,10Б) не только принимали участие в олимпиадах, но стали активно осваивать ГИС (работа географические задания, кроссворды, представлять презентации о посещенных странах. В 2013-2014 уч. году два ученика выбрали географию для сдачи в форме ЕГЭ
7 слайд
Описание основных методов и методик,используемых в представляемом педопыте
в основе технологии развивающего обучения лежит личностно-деятельный подход.
методическая цель - создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.
Проектная деятельность
Метод проблемного обучения
Использование новых информационных технологий
8 слайд
Актуальность педопыта
Деятельностная парадигма образования предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
9 слайд
Научность в представляемом педопыте
Представляемый опыт основан на основных научных выводах педагогики,методики преподавания географии
10 слайд
Результативность педопыта
Результаты успеваемости учащихся по географи( за последние 3 года)
11 слайд
Новизна (инновационность) представляемого педопыта
Инновационность моего педопыта опыта в следующем:
формирование самообразовательных умений учащихся
на уроках географии как способ организации учебно- познавательной деятельности;
формирование творческих способностей как способностей создавать новое, оригинальное;
формирование активной творческой личности, способной преобразовывать окружающий мир
Цель моей педагогической деятельности, исходя из актуальности проблемы, состоит в том, чтобы в классе создать условия для развития познавательной деятельности учащихся, а также для формирования свободной, творческой личности.
12 слайд
Технологичность представляемого педопыта
«Развивающее обучение на уроках географии через использование активных форм обучения»-данный опыт можно использовать систематически на каждом уроке в различных сочетаниях.Мой опыт использует учитель географии МБОУ СОШ № 16 им. К. И. Недорубова В. П. Шаповалова. На ШМО учителей естественных наук приходилось делиться с коллегами опытом работы.
13 слайд
Описание основных элементов представляемого педопыта
1)Работа с разноуровневыми заданиями;
2)Работа в группах;
3)Составление заданий (задач) самими учащимися; работа над обучающими задачами;
4) Написание рефератов по актуальным темам географии;
5)Участие в проектной и исследовательской деятельности;
6) Прикладная география (построение планов местности,анализ метеонаблюдений и т. д.);
7)Проведение нестандартных уроков;
8)Компьютерные технологии ,использование ГИС
14 слайд
Выводы
Отличие новой технологии обучения от традиционного процесса
15 слайд
Список используемой литературы и интернет-ресурсов
1.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.;1989.
2.Душина И.В. Педагогические технологии обучения географии. География в школе №3.2001.
3.Крылова О.В.Современный урок. География в школе № 2.2006.
4.Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. География в школе №5.2004.
5.Пантелеева Н.К. Реферат-Один из активных видов самостоятельной деятельности учащихся. География в школе №7.2001.
6.Скатова Н.Н., Попова Е.А. Современные педагогические технологии: групповая работа на уроках географии. География в школе №8.2000.
7.Уткина И.Ю. Развивающее обучение невозможно без карты. География в школе № 4.2001.
8.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М..: Педагогика, 1988.
9.Яковлева Н.В. Уроки учительского мастерства. Волгоград.2009.
16 слайд
География - это не скучно!
Спасибо за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Данный опыт возник в МБОУ СОШ № 16 им. К. И. Недорубова станицы Кущевской Краснодарского края. Я работаю учителем географии 17 лет. В нашей школе на 1 сентября 2014 года обучается 634 учащихся. Средняя наполняемость классов 25 человек. Имея уже достаточно большой опыт преподавания географии, я заметила, что в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся к предмету географии, как, впрочем, и к другим предметам. Компьютер, Интернет уверенно входят в нашу жизнь.Практически каждый ребёнок владеет компьютером (в школе 34 кабинета оборудованы компьютерами и мультимедийными установками, имеется 1 кабинет информатики на 15 рабочих мест, 1 кабинет дистанционного обучения, учебные кабинеты соединены в единую локальную сеть, информация накапливается на школьном сервере, в кабинете географии имеется интерактивная доска). Почти каждый обучающийся имеет дома компьютер или ноутбук с доступом к Интернету.
Любая деятельность человека имеет определённую цель. Основная цель работы учителя по развивающему обучению географии – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, дать высшим учебным заведениям хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.
Общеизвестно, что уровень, глубина и дифференцированность познавательных интересов у разных школьников далеко не одинаковы. Те школьники, у которых есть интерес к предмету, они, как правило, намного лучше учатся. Изучаемый материал им даётся легко. Если ученик «заболел» географией, он заражает других. И надо поддержать эту болезнь.
Поэтому главная задача учителя – развивать познавательную деятельность учащихся на уроках географии.
Все эти проблемы явились причиной становления моего опыта.
6 663 944 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Шелест Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.