Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юные инспектора дорожного
движения»
4 класс
Пояснительная записка
Программа курса «Юные инспектора
дорожного движения» разработана для учащихся 1 класса, возраст – 6,5 - 8 лет на
основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего
образования «Юные инспектора движения» под редакцией В.А.Горского, Москва,
«Просвещение», 2011год
Развитие сети дорог, резкий рост
количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России
наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной
дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского
дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного
возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них
специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на
улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста
характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а
ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий
действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными
статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является
переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом.
Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если
ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то
морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует
его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского
дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в
данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей
необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения
(ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в
сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности,
взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований
Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения
транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Занятия по данной программе
проводятся педагогом, с привлечением сотрудников ГИБДД, педагогов ДДТ.
Программа рассчитана на 1 час в
неделю (33 часа в год). В течение периода обучения учащиеся знакомятся с
Правилами дорожного движения в доступной игровой форме, с использованием
средств ИКТ
Цель программы:
1. создание условий для саморазвития и самореализации личности;
2. обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках
безопасного образовательного процесса.
Задачи программы:
3. привлечение школьников к активной пропаганде Правил дорожного
движения;
4. вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного
травматизма.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
- Конституция РФ
- Конвенция «О правах ребенка»
- Правила дорожного движения
- Устав образовательного
учреждения
- Положение об отряде юных
инспекторов движения
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Государственный образовательный
стандарт
Учебный план и учебные программы
школы
Методические рекомендации по
курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД
Учебники по ОБЖ, ПДД
Методические разработки для
родителей, обучающихся и педагогов
Программа предусматривает
групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и
родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и
мероприятий по безопасности дорожного движения.
Основными направлениями работы
юных инспекторов движения следует считать воспитание на героических, трудовых
традициях юных инспекторов движения в духе гуманного отношения к людям,
углублённое изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения
детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи
пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с
оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения. пропаганда
Правил дорожного движения в школе, детском саду с использованием технических
средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов, воспитание
коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки.
Обучение школьников культуре
поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в
пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать
дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные
качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность.
Ведь часто именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных
происшествий .
На занятиях по программе «Юные
инспектора дорожного движения» используются нетрадиционные формы: КВН,
игры-путешествия и другие, особенно эффективны видео-уроки по соблюдению правил
дорожного движения, проходят конкурсы рисунков, плакатов «Мы по городу идем»,
«Ты и дорога».
Одним из важных направлений
работы следует считать формирование
у родителей обучающихся
устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного
движения.
Структура курса
Отличительными особенностями
данной программы следует считать непрерывность обучения младших школьников
правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в
начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся. Программа рассчитана на 4 года. С учётом
познавательных возможностей школьника начальных классов каждый год обучения
разделён на 3 блока
1. Улица полна неожиданностей.
2. Наши верные друзья.
3. Это должны знать все
В первом блоке программы учащиеся
узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать
неприятностей на дорога.
Во втором блоке учащиеся
знакомятся со знаками дородного движения.
В третьем учащиеся должны усвоить
правила поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.
Основные требования к уровню
знаний и умений учащихся
К концу первого года обучения по
по программе «Юные инспектора дорожного движения» учащиеся должны знать:
Формирование универсальных
учебных действий
Личностные
1. принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
2. самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,
установка на здоровый образ жизни;
3. уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
4. осознание ответственности человека за общее благополучие;
5. этические чувства, прежде всего доброжелательность и
эмоционально-нравственная отзывчивость;
6. положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по
программе «Юные инспектора дорожного движения»;
7. способность к самооценке;
8. начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
1. навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
2. умение ставить и формулировать проблемы;
3. навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной
форме, в том числе творческого характера;
4. установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
1. использование речи для регуляции своего действия;
2. адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей
и других людей по исправлению допущенных ошибок;
3. умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще
нужно усвоить;
4. умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения
и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
1. работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от
собственных;
2. ставить вопросы;
3. обращаться за помощью;
4. формулировать свои затруднения;
5. предлагать помощь и сотрудничество;
6. слушать собеседника;
7. договариваться и приходить к общему решению;
8. формулировать собственное мнение и позицию;
9. осуществлять взаимный контроль;
10. адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Учебно-тематическое планирование:
1 класс
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Форма и содержание работы
|
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ
|
|
|
|
|
Зачем нужно знать Правила
Дорожного Движения?
|
1
|
|
|
Безопасность на улице
|
1
|
|
|
Наш город, посёлок, где мы
живём.
|
1
|
Занятие - заочная экскурсия
|
|
Опасности на наших улицах
|
2
|
|
|
Мы идём в школу
|
2
|
|
|
Школа безопасности
|
1
|
Практическое занятие о
безопасном пути в школу
|
|
Движение пешеходов и машин
|
1
|
|
|
Правила перехода через
дорогу
|
1
|
|
|
Школа безопасности
|
1
|
Практическое занятие о
переходе через дорогу
|
|
Посвящение в пешеходы
|
1
|
Праздничная программа
|
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
|
|
|
|
|
Наши друзья – дорожные знаки
|
1
|
Игра
|
|
Знакомство со знаками
|
2
|
Художественное занятие
|
|
Дорожные знаки – пешеходам
|
2
|
|
|
Светофор и его сигналы
|
1
|
|
|
Виды пешеходных переходов
|
1
|
|
|
Чтение дорожных знаков
|
1
|
Практическое занятие
|
|
Безопасный путь в школу
|
1
|
Художественное занятие
|
|
А знаешь ли ты
|
1
|
Игра-практика о передвижении
в группе
|
|
Почитаем знаки?
|
1
|
Заочная экскурсия по городу.
|
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ
|
|
|
|
|
Правила движения в колонне
|
1
|
|
|
Где можно играть?
|
2
|
Занятие – размышление
|
|
Мы пассажиры общественного
транспорта
|
2
|
|
|
Мы пассажиры личного
транспорта
|
1
|
Занятие - практикум
|
|
Загородная дорога
|
1
|
|
|
Пешеход на загородной дороге
|
1
|
|
|
Учимся соблюдать ПДД
|
1
|
Занятие-викторина
|
|
Итоговое занятие
|
1
|
|
Итоги освоения учащимися
материалов программы подводятся в форме игр-состязаний, отчетного
театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на
дорогах и улицах.
Во 2-4 классах
учащиеся расширяют и углубляют свои знания, полученные при изучении всех трех
блоков программы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.