Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Ведущие содержательные линии предмета на текущем и итоговом контроле знаний и умений обучающихся по биологии
Учитель биологии МБОУ «СОШ №10»
г. Гусь-Хрустальный КУЗНЕЦОВА
Татьяна Анатольевна
2 слайд
Формы проведения контроля
результатов учебной деятельности
учащихся по биологии за 6—11 классы
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Такую информацию учитель получает в
процессе контроля этой деятельности. Не-
обходимо также отметить, что планируемые
результаты обучения определены учебными
программами в соответствии с требования-
ми образовательного стандарта по учебному
предмету «Биология»
3 слайд
Система оценивания должна учитывать три составляющие: обучение, воспитание, развитие учащихся (глубина, осознанность и прочность знаний, умение вычленить ведущую идею, применить знания в различных жизненных ситуациях, степень овладения практическими навыками).
4 слайд
Пять этапов контроля результатов учебной
деятельности учащихся по биологии
Первым этапом следует считать предварительное выявление уровня биологических знаний обучающихся.
Вторым этапом является текущая проверка знаний и умений в процессе усвоения каждой изучаемой темы.
Третьим этапом является повторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тематической.
Четвёртый этап — периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса.
Пятым этапом в организации проверки являются итоговая проверка и учёт знаний, умений, навыков обучающихся, приобретённых ими на всех этапах образовательного процесса.
Итоговый учёт успеваемости проводится по завершении учебного года.
5 слайд
Три качества оценивания результатов
учебной деятельности обучающихся
«валидность» (чёткое соответствие
целям учебной программы по биологии);
жёсткую объективность и стабильность (т. е. не подверженность изменениям, независимость от времени или от характера испытуемого);
справедливость (все учащиеся должны иметь равные возможности).
6 слайд
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.
Основная цель контроля учебной деятельности обучающихся — установить степень обученности в отношении основных содержательных линий учебного предмета.
Биология как учебный предмет даёт большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные подходы: наблюдения, эксперимент, практические и лабораторные работы, экскурсии, решение логических задач и пр.
7 слайд
Поурочный контроль
Например, тема урока 6 класса
«Строение и функции цветка и его частей»:
1—2 балла. На рисунках изображены органы растений, найдите среди них цветок.
а б в
8 слайд
Поурочный контроль
3—4 балла. Рассмотрите схему строения цветка. Сделайте подписи к рисунку.
9 слайд
Поурочный контроль
5—6 баллов. Определите неправильные словосочетания:
чашечка образована из чашелистиков;
пестик состоит из пыльника и тычиночной нити;
цветки, содержащие только тычинки, называются тычиночными;
двойной околоцветник состоит из чашечки, венчика и лепестков;
цветки, у которых есть и тычинки и пестики, называются обоеполыми;
венчик состоит из лепестков.
10 слайд
Поурочный контроль
7—8 баллов. Прочтите зашифрованные слова и исключите «лишнее»: рьцлеы, льпныик, зьвазя, кстилоб.
Ответ: рыльце, пыльник, завязь,
столбик.
«Лишнее» — пыльник (он не является частью пестика).
11 слайд
Поурочный контроль
9—10 баллов. Предположим, что любители букетов постоянно срывают все появляющиеся цветы у растений, растущих
на лугу. Правильным ли будет вывод о
том, что растения на этом лугу вообще не
смогут размножаться? Является ли постоянное уничтожение цветков безразличным для растений? Обоснуйте свой ответ.
12 слайд
Тематический контроль
Например, тема за 10 класс «Структурная организация и регуляция функций в организме. Размножение и индивидуальное развитие, наследственность и изменчивость»:
1—2 балла. Выберите пример модификационной изменчивости:
а. При низкой температуре воздуха у одуванчика формируются листья с крупными вырезами.
б. У темноволосого молодого человека с рождения имеется прядь белых волос.
в. У здорового отца и матери — носительницы дальтонизма родился сын дальтоник.
13 слайд
Тематический контроль
3—4 балла. На рисунке показано строение гаструлы ланцетника. Что обозначено цифрой 3:
а — нервная трубка;
б — бластоцель;
в — вторичная полость тела;
г — первичная кишка?
1
2
4
3
14 слайд
Тематический контроль
5—6 баллов. У растений выделяют
несколько типов тканей. Колленхима и
склеренхима относятся к одному из них.
К какому типу относятся названные ткани?
В чём заключается сходство строения и функционирования двух указанных
тканей?
15 слайд
Тематический контроль
7—8 баллов. Гаплоидный набор шпината представлен 6 хромосомами. Селекционеры получили четыре мутантные формы (А, Б, В, Г), каждая из них появилась в результате одной геномной мутации (см. таблицу). Определите количество хромосом в соматических клетках мутантов.
Мутант Мутация Количество хромосом
А Трисомия
Б Пентасомия
В Гексаплоидия
Г Тетраплоидия
16 слайд
Тематический контроль
9—10 баллов. Форма корнеплодов редиса наследуется по типу неполного доминирования (доминантный признак —длинные корнеплоды, рецессивный признак — круглые корнеплоды, промежуточный признак — овальные корнеплоды). Скрещивают два растения с овальными корнеплодами. Установлено, что ещё до оплодотворения гибнет 60 % гамет, несущих доминантный аллель, и 40 % гамет, несущих рецессивный аллель. Рассчитайте процентное соотношение потомков со всеми возможными фенотипами.
17 слайд
Итоговая проверка
Например, итоговая контрольная работа за 10 класс:
1—2 балла. На рисунке показаны различные внутриклеточные структуры. Комплекс Гольжди изображён на рисунке …
а б в
18 слайд
Итоговая проверка
3—4 балла. Закончите фразу:
Способность организмов восстанавливать утраченные или повреждённые ткани и органы, а также восстанавливать целый организм из его части, называется …
19 слайд
Итоговая проверка
5—6 баллов. Для липидов не характерно (Ответ запишите в виде последовательности цифр. Порядок цифр значения
не имеет.):
1) наличие в составе серы;
2) каталитическая функция;
3) энергетическая функция;
4) наличие в составе фосфора;
5) могут иметь третичную пространственную структуру;
6) высшие карбоновые кислоты;
7) пептидные связи;
8) большинство гидрофобны.
20 слайд
Итоговая проверка
7—8 баллов. У человека такие заболевания, как врождённая глухота и отсутствие потовых желёз, контролируются рецессивными генами. Ген врождённой глухоты (а) — аутосомный, а ген, определяющий отсутствие потовых желёз (b), расположен в Х-хромосоме. У Галины и Геннадия родился сын без потовых желёз. Генетическое обследование родителей и их
родственников показало, что: отец Геннадия — глухой с рождения,
но по отцовской линии у него не было родственников без потовых желёз;
мать Геннадия не имеет потовых желёз, но по материнской линии у неё не
было родственников, страдающих врождённой глухотой;
Галина фенотипически здорова, среди её родственников не было ни одного страдающего врождённой глухотой.
а. Определите генотипы Галины и Геннадия.
б. Рассчитайте вероятность рождения у Геннадия и Галины фенотипически здорового сына и дочери, страдающей хотя бы одним из этих заболеваний (% от всех возможных детей).
21 слайд
Итоговая проверка
9—10 баллов. Ген, кодирующий белок, имеет длину 255 нм. Определите количество аминокислот в белке, если известно, что на один виток спирали ДНК приходится 10 пар нуклеотидов, а длина витка
равна 3,4 нм. Сколько энергии нужно затратить на синтез одной такой белковой молекулы, если известно, что на образование одной пептидной связи затрачивается энергия АТФ (аденозинтрифосфорная
кислота) и ГТФ (гуанозинтрифосфорная кислота), которая выделяется во время гидролиза этих макроэргических соединений (АТФ → АМФ, 2 ГТФ → 2 ГДФ)?
Энергии дефосфорилирования для АТФ и ГТФ одинаковы.
22 слайд
Тестовый контроль
В последнее время в обучении биологии всё более широкое применение стала находить проверка знаний с помощью открытых и закрытых тестов.
I. С выбором одного или нескольких правильных ответов.
II. С дополнением ответа.
III. С одним вариантом ответа из четырёх возможных, но требующих предварительного множественного выбора.
IV. Тестовые задания, требующие установления соответствия.
V. На определение последовательности процессов или явлений.
23 слайд
Вывод
Систематическое использование комплектов контрольных и самостоятельных работ, тестовых заданий для 6—11 классов позволят:
подчинить поурочный контроль ведущим задачам тем;
учесть разнообразные формы учебной деятельности учащихся, их работу на протяжении достаточно длительного времени;
использовать задания разного уровня сложности;
контролировать обще-учебные навыки, а не только биологические;
систематизировать биологические знания, умения и навыки;
использовать знания для выработки собственных взглядов.
24 слайд
Контрольная работа по биологии для
6 класса
Часть А.
Выбери один правильный ответ из предложенных вариантов.
А 1. Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли относятся к классу
1) однодольные 2) двудольные
А 2. Назовите жиросодержащие семена растений
1) пшеница 2) бобы 3) подсолнечник
А 3. Листовых пластинок несколько
1) лист простой 2) лист сложный
А 4. Функция устьиц
1) испарение воды3) поглощение воды из воздуха
2) газообмен 4) испарение воды и газообмен
А 5. Что образуется в процессе фотосинтеза
1) крахмал (сахар) 2) вода 3) минеральные соли
25 слайд
Часть В
При выполнении задания В установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В 1. Соотнесите
ЧАСТИ ОРГАНОВ ОРГАНЫ ЦВЕТКА
А) пыльник 1) пестик
Б) завязь 2) тычинка
В) тычиночная нить
Г) столбик
Д) рыльце
26 слайд
В 2. Соотнесите
ПРИЗНАКИ ПРОЦЕССА ПРОЦЕСС
А) процесс идёт только в клетках, 1) дыхание
содержащих хлоропласты 2) фотосинтез
Б) выделяется кислород
В) органические вещества расходуются
Г) для процесса необходим свет
Д) органические вещества образуются
Е) поглощается кислород
27 слайд
План описания опыта
1. Возьмём…….
2. Поставим одну…….
3. Поставим другую в…….
4. Через трое суток……..
5. Опустим ……….
6. Опустим………
Данный опыт доказывает, что……
Часть С
Дайте краткий ответ
С 1. Опишите этот опыт по данному плану. Что доказывает данный опыт.
28 слайд
С 2. Весы были уравновешены. Почему через несколько дней колба с растением стала легче?
29 слайд
Список использованной литературы:
1. Амтаниус, М. Психолого-педагогические основы контроля в учебном процессе / М. Амтаниус. — М., 1978.
2. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам // Біялогія: праблемы выкладання. — 2009. —№ 4. — С. 14—19.
3. Онищук, В. А. Дидактика современной школы / В. А. Онищук. — Киев, 1987.
4. Сухова, Т. С. Контрольные и проверочные работы по биологии / Т. С. Сухова. 6—8 кл. : метод. пособие. — М. : Дрофа, 1996. — 160 с.
5. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Данная презентация поможет учителям понять что такое контроль знаний по биологии и какие могут предлагаться задания обучающимся с тем, чтобы их лучше можно было подготовить к сдаче экзаменов.
Примеры заданий даны с учётом подготовки учащихся от базового уровня к заданиям повышенной сложности.
В этой презентации показаны задания по биологии с 6 класса по 11 класс.
На основании приведенных примеров можно самим научиться разрабатывать задания для контроля знаний обучающихся.
Надеюсь мои изыскания помогут вам и вашим ученикам подготовиться к успешной сдаче экзаменов.
6 663 020 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Кузнецова Татьяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.