Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрезентация на тему "Развитие внимания у младших школьников"

Презентация на тему "Развитие внимания у младших школьников"

Скачать материал
Скачать материал "Презентация на тему "Развитие внимания у младших школьников""

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инструктор по туризму

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Развитие внимания у младших школьниковВыполнила учитель начальных классов
 Го...

    1 слайд

    Развитие внимания у младших школьников
    Выполнила учитель начальных классов
    Горелова О.В




    Иркутск 2014

  • Внимание – многомерное психическое явление, и его уровень во многом зависит о...

    2 слайд

    Внимание – многомерное психическое явление, и его уровень во многом зависит от слаженности работы всех его составляющих: концентрированности, объёма, устойчивости, распределяемости и переключаемости.

  • В частности внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неуст...

    3 слайд

    В частности внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером.

  • Внимание необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функция...

    4 слайд

    Внимание необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием.

  • Следовательно, развивая различные свойства внимания в процессе учебной деятел...

    5 слайд

    Следовательно, развивая различные свойства внимания в процессе учебной деятельности, удачно сочетая развивающие упражнения с учебным материалом, мы можем добиться достижения следующих целей:
    ·        повышение качества и прочности знаний учащихся;
    ·        создание определённых стимулов для положительной мотивации к обучению;
    ·        преодоление трудностей адаптационного периода при поступлении детей в школу и при их переходе из начального звена в среднее.

  • Форма организации работы по развитию внимания может быть различной: групповая...

    6 слайд

    Форма организации работы по развитию внимания может быть различной: групповая, работа в парах, индивидуальная.

  • ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВГДИ...

    7 слайд

    ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪЩЮСАЭЕЫМЯЧ

    ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

    ФРШУБАТВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЩМОРЖ

    БРПТЯЖЭЦБУРАНСГЛЮГБЕИОПАЛКАФСТУЧА

    АОСМЕТЛАОУЖЕЛААВТОБУСИОХПСЯЗЫКЖ

  • 1.     сколько раз встречается буква «А»?
2.     сколько раз встречается букв...

    8 слайд

    1.     сколько раз встречается буква «А»?
    2.     сколько раз встречается буква «Б»?
    3.     сколько раз встречается буква «В»?
    4.     сколько раз встречается буква «И»?
    5.     сколько раз встречается буква «К»?
    6.     сколько раз встречается буква «Л»?
    7.     сколько раз встречается буква «М»?
    8.     сколько раз встречается буква «Н»? И т. д.
     
     

  • Нахождение  слов. Это упражнение использую на всех этапах урока.
-среди напеч...

    9 слайд

    Нахождение  слов. Это упражнение использую на всех этапах урока.
    -среди напечатанных без пробелов букв:
    Найдите и выпишете слова, исправьте возможные в них ошибки.




    ВУКПРСАБАКАЖЮТР
    ЯЫЙЦЁОРТПЕТУХЬЖЭЪ
     МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ
     ЛЗАЯЦУКАПРОДШГ

  •    Отделение в сплошном тексте слов  друг от друга.
   Отделите, друг от друг...

    10 слайд

      Отделение в сплошном тексте слов  друг от друга.
    Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу.



    ВСЕГДААЛЕНЬБЕРЁТТРУДТОЛЬКОДАЁТ
    (ТРУД ВСЕГДА ДАЁТ, А ЛЕНЬ ТОЛЬКО БЕРЁТ)

  •       Анаграммы (рассыпанные слова).
 Это  слова (например фамилии авторов, н...

    11 слайд

          Анаграммы (рассыпанные слова).
     Это  слова (например фамилии авторов, названия произведений, имена героев)объединенных общим признаком.
    Расшифруйте слова, найдите среди них одно лишнее.

    ИАКБНИ (Бианки)
     
    КВАСЛАДО (Сладков)

    УРЧШИНА (Чарушин)

    КОВЫЛР (Крылов)

    Что обозначают эти слова?
    Какую фамилию вы бы исключили из этого списка? Почему?

  • Расстановка букв в определённом порядке(алфавитном)


С В А Я О К Б

 Ю Г П Э...

    12 слайд

    Расстановка букв в определённом порядке(алфавитном)


    С В А Я О К Б

     Ю Г П Э М И Р

     Ц Т Н Д 3 Е Л

  • Безошибочное переписывание строчек хаотично расставленных букв.


 ЕНАЛССТАДЕ...

    13 слайд

    Безошибочное переписывание строчек хаотично расставленных букв.


     ЕНАЛССТАДЕЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРСУСОКГАТА ЛИММОДОРАКЛАТИМОР

  •     Найти ошибки в тексте.


Я вчера буду купаться.
Мы завтра были на даче.

    14 слайд

        Найти ошибки в тексте.


    Я вчера буду купаться.
    Мы завтра были на даче.

  • Методика «Исправь ошибки» (на любом этапе урока)
для развития устойчивости в...

    15 слайд


    Методика «Исправь ошибки» (на любом этапе урока)
    для развития устойчивости внимания


    В парке.
    В суботу мы гуляли в парке. Вот алея берёз и лип. Летом там жужжали пчёлы. Хороши русские берёзы.

  • для развития слухового внимания

1.        Мы собираем васильки,
На головах у...

    16 слайд

    для развития слухового внимания

    1.        Мы собираем васильки,
    На головах у нас щенки.        (венки)

    2.        На островок налетел ураган,
    На пальме остался последний баран,    (банан)

    3.        У вратаря большой улов,
           Влетело в сетку пять волов.        (голов)

    БУЛКА - в одной из сказок Пушкина она грызёт золотые орешки.
    ТРУС - без него не выловишь и рыбку из пруда.
    ТЕНЬ - время суток между утром и вечером.
    НОТА - жильё лисы.
    СОР - его в известной басне выронила ворона.

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Многие проблемы неуспеваемости учащихся начальной школы связаны с недостаточным развитием внимания и памяти детей.

 

Я полагаю, что работа над развитием познавательных способностей ребенка необходима в отношении каждого, независимо от его природной одаренности. Просто результаты этой работы будут выражаться в разной степени развития этих способностей: для одних детей это будет значительное продвижение в уровне развития способностей, для других – коррекция природной недостаточности в их развитии.

Таким образом, возникла необходимость в развитии познавательных способностей  (внимания и памяти) младших школьников.

 

В частности внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером. Первоклассники и отчасти второклассники ещё не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у детей данного возраста развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает учеников, без всяких усилий с их стороны. Но строить обучение только на непроизвольном внимании невозможно.

 

Естественно, что каждый учитель в своем педагогическом арсенале имеет запас методов привлечения внимания детей к учебному материалу. Программы  обучения содержат в своих учебниках упражнения, развивающие этот психологический процесс.  Новизна идеи состоит в том, что, она должна быть систематической и планомерной. Учащиеся с хорошо развитыми психическими процессами более успешны в освоении школьной программы по сравнению со своими сверстниками, чей уровень развития памяти, внимания, восприятия, мышления и речи имеют средний и ниже среднего уровни развития.

 

Внимание необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде, т. к. оно не имеет своего отдельного специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Именно поэтому в первую очередь работу по развитию необходимо вести в этом направлении. Да и сами развивающие упражнения зачастую обеспечивают развитие и других психических процессов. Следовательно, развивая различные свойства внимания в процессе учебной деятельности, удачно сочетая развивающие упражнения с учебным материалом, мы можем добиться достижения следующих целей:

·        повышение качества и прочности знаний учащихся;

·        создание определённых стимулов для положительной мотивации к обучению;

·        преодоление трудностей адаптационного периода при поступлении детей в школу и при их переходе из начального звена в среднее.

Внимание – многомерное психическое явление, и его уровень во многом зависит от слаженности работы всех его составляющих: концентрированности, объёма, устойчивости, распределяемости и переключаемости. И если хотя бы одно из перечисленных свойств внимания ослаблено, это неминуемо скажется на работоспособности учащегося. Из всего выше сказанного следует, что в своей работе важно решать следующие задачи:

- развивать интеллектуальные способности на основе развития внимания;
- научиться использовать и перенаправлять непроизвольное внимание;
- содействовать развитию произвольного внимания;
- углублять и расширять концентрированность внимания, его объём и устойчивость;
- учить ребёнка управлять своим вниманием, полноценно распределять его во время учебного процесса.

Решение поставленных задач будет особенно эффективным только при постоянной систематической работе педагогов, направленной на внедрение в учебный материал упражнений развивающих отдельные свойства внимания.

Такая работа должна вестись по двум направлениям:

Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания.

Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

 

 

. Форма организации работы по развитию внимания может быть различной: групповая, работа в парах, индивидуальная. В зависимости от типа упражнения оно должно соответственно занимать своё место в определённой части урока: в организационном моменте, на этапе повторения и закрепления знаний, физминутке или итоге урока. Эти упражнения не только играют развивающую роль, но и помогают введению в урок нового материала; повторению, закреплению и даже проверке уже изученного; а также помогут разнообразить необходимые перерывы для отдыха детей между этапами урока. Всё зависит от общих целей конкретного урока. Приведу лишь несколько примеров (хотя их может быть очень много) для того чтобы не ограничивать ими возможности учителей проявить свою фантазию и мастерство.

Например, при закреплении темы "Части речи" можно использовать методику Мюнстерберга и её различные модификации. В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще - существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЩМОРЖ

БРПТЯЖЭЦБУРАНСГЛЮГБЕИОПАЛКАФСТУЧА

АОСМЕТЛАОУЖЕЛААВТОБУСИОХПСЯЗВАЖ

На уроке математики при изучении таблицы умножения можно предложить детям посчитать вслух от 1 до 31, но не называть числа, включающие тройку и кратные трём. Вместо этих чисел нужно говорить "не собьюсь".

На уроках чтения я предлагала детям вычёркивать в тексте одну или две буквы, и в то же время ставила звукозапись с какой-либо сказкой. Потом следовала взаимопроверка. Проверялось сколько букв пропущено и что услышано и понято из сказки.

 

 

            Упражнения на развитие внимания на уроках.

 

1.     Для расширения объема и распределения внимания.

Подчеркнуть в ряду буквы:

 

м – а/  м с а ы у м а м а у ы с у о у н о с а м и у о;

у – ы/  м с а у с ы п а м л е ы и у ы а о д т ж  и р.

 

2. Для развития избирательного внимания использую методику Мюнстерберга.

Найди среди буквенного текста слова и подчеркни их.

к н о с л и к п р с л о н т д к в о л к м и т п р щ у к а т ь к а р а с ь т п с о м т д н .

Найти общее понятие для слов.

Найти лишнее.

2.     Найти ошибки в тексте.

Я вчера буду купаться.

Мы завтра были на даче.

                     6. Упражнение «Ладонь – кулак».

Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую – в кулак.

При этом одновременно спрашивается таблица сложения или умножения.

 

 

7. Игра «Ищи безостановочно».

В течение 15 – 20 секунд найти  вокруг как можно больше предметов одной формы, цвета, размера и. т. д.

 

 

8.Тренировка  зрительной памяти.

Посмотрите на слова, записанные на доске, в течение 20 секунд.

Затем попытайтесь составить и записать предложения, состоящие из слов первой и второй колонки.

Лучший подарок                          самая лучшая

В вазе                                            как тебя зовут

Мы живем                                      книга

Моя мама                                       нет цветов

Я не знаю                                         дружно

 

6. Игра «Повторяем движения».

Участники игры стоят в кругу. Ведущий в центре. Условия игры: ведущий показывает какие-либо движения, а участники должны их повторять, кроме одного, двух. Например, если ведущий поднимает руки вверх, хлопать в ладоши; а при положении «руки в стороны» - топать ногами. Тот, кто ошибается, сам становится ведущим.

 

7.Для тренировки внимания можно использовать методику поиска информации. Подростку предлагается стоклеточная таблица, заполненная цифрами; буквами и т.д.

А) матрица с набором букв.

Задания для учащихся:

1.     сколько раз встречается буква «А»?

2.     сколько раз встречается буква «Б»?

3.     сколько раз встречается буква «В»?

4.     сколько раз встречается буква «И»?

5.     сколько раз встречается буква «К»?

6.     сколько раз встречается буква «Л»?

7.     сколько раз встречается буква «М»?

8.     сколько раз встречается буква «Н»? И т. д.

 

Д

К

Л

Ф

В

Ч

Ш

Ц

Я

К

И

Э

А

О

Я

У

Б

Е

Ж

Ш

У

У

Ш

А

Н

Б

Ю

Г

Я

Т

И

С

С

А

П

И

Л

П

Т

Х

Х

Д

З

М

Л

З

Г

К

Б

О

В

Л

Т

Л

Г

Ж

В

Л

К

З

Г

В

З

Ж

Ж

Г

Д

М

Ж

К

Д

Ч

Д

Ф

Б

Р

С

К

Л

Ц

М

Щ

З

Л

В

К

З

Б

Н

Р

С

Ч

Ф

Т

Ч

Р

Т

Х

Р

Н

 

                   Упражнение № 2. « Корректура»

Цель: развитие концентрации внимания.

Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только 1 раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем лист передаётся другому ученику, который исправляет остальные ошибки карандашом другого цвета. Возможен вариант соревнования.

Игра № 3. «Зеваки»

Цель: развитие волевого внимания.

Дети идут по кругу, друг за другом держась за руки. По сигналу ведущего ("Постоим!") останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180 и начинают движение в обратную сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребёнок сбился, он выходит из игры.

Игра № 4. «Буквы алфавита»

Цель: развитие внимания.

Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребёнок, которому присвоена буква, делает один хлопок.

 

                          Игра № 2. «Слушай и исполняй»

Цель: развитие памяти и внимания.

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1 – 2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в своих движениях в той последовательности, в какой они были названы ведущим.

№1. Повернуть голову направо, прямо, опустить вниз, поднять вверх.

                                     Игра № 1. «Исчезнувший предмет»

Цель: развитие памяти, внимания.

На стол ставится несколько небольших предметов (игрушек). Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет 1 игрушку и предлагает участникам игры отгадать, какую игрушку спрятали.

                                Игра № 2. «Сосед, подними руку».

Цель: развитие памяти, внимания.

Играющие (стоя или сидя) образуют круг. Выбирают водящего, который встаёт внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Руки!" Тот игрок ничего не делает, а оба его соседа должны поднять руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Тот, кто ошибся, меняется ролями с ведущим. Играют установленное время, выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.

                                   Игра № 3. «Летит – не летит».

Цель: развитие внимания, памяти.

Игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы. Ведущий называет птиц, зверей, цветы и т.д. При названии летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при названии нелетающего предмета или же не поднимет при названии летающего – платит фант. В конце игры фанты выкупаются.

                                                 Игра № 4. «Зеркало»

Цель: развитие внимания, памяти.

Двое играющих встают напротив друг друга. Один из них – зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого.

       Из всех нагрузок, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим, который позволяет удовлетворить физическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года.

      Я разрешаю детям на своих уроках принимать свободную позу ( кроме тех моментов, когда ребёнок пишет). На уроках обучения грамоте в 1 классе ученики встают с мест для чтения хором с доски слогов или слов, стараются их пропеть. При знакомстве с новой буквой я развешиваю по классу заранее подготовленные различные варианты написания этой буквы и предлагаю детям найти их и собрать.

      И.Кант писал, что рука – вышедший наружу мозг. Что он хотел этим сказать? Ни мало, ни много, а именно то, что все глубинные процессы, осознанные и неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции рук. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идёт формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте имеет особое значение

       Всвязи с этим на каждом уроке письма и математики я использую пальчиковую гимнастику. Таких упражнений огромное множество.

        Во время чтения дети выполняют «мудры», которые улучшают мышление, активизируют память, повышают работоспособность, улучшают общее самочувствие и способствуют развитию моторики.

      Приведу пример применяемых «мудр» и всем советую использовать их в своей практике.

      Мудра «Жизни»

      Показания: быстрая утомляемость, нарушение зрения. Кроме того, выполняя это упражнение, дети делают массаж пальцев.

      Методика: подушечка сердечного ( четвёртого ), мизинца и большого пальцев соединяются вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены. Выполняется обеими руками одновременно.

     Мудра «Знания»

     Само название этой «мудры» уже предполагает, что выполнять это упражнение должны все те, кто получает знания в школе и учебном заведении, т. к. «мудра» улучшает мышление, активизирует память, снимает напряжение, массирует пальцы.

     Методика: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся пальцы выпрямлены (не напряжены).

     Выполнять их можно в любом положении, общее время 45 минут. Можно время набрать за несколько раз в течение дня: 3 раза по 15 минут, 9 раз по 5 минут.

      Ещё одна из здоровьесберегающих технологий – образовательная кинесиология. Кинесиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

      Например: перекрёстное упражнение «ухо-нос». Правая рука держит кончик носа, левая – противоположное ухо поверх правой руки, затем руки меняются одновременно. Рекомендуется 5-7 смен.

      Упражнение «рисуем бантик».

      Дети показывают рукой движение «всё хорошо» и рисуют большой бант восьмёркой. Правая рука начинает движение влево вверх. Левая - в противоположную сторону. Глазами следят за большим пальцем (движение выполняют как можно шире). После выполнения таких упражнений резко повышается активность мозга. Дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

       Поскольку учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата, необходимо проводить зарядку для глаз. Я это делаю на своих уроках ежедневно. С большим интересом учащиеся выполняют такие не хитрые упражнения, как «маятник», рисуют глазами восьмёрку в различных направлениях, но наиболее живой интерес дети проявляют к стихотворным упражнениям. Например:

           

                                      Волшебный сон

        Реснички опускаются…

                          Глазки закрываются…

                          Мы спокойно отдыхаем…

                          Сном волшебным засыпаем…

                          Дышится легко…ровно…глубоко…

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 961 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 1184
    • PPTX 100 кбайт
    • 25 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горелова Ольга Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Горелова Ольга Викторовна
    Горелова Ольга Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1373
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 391 человек из 66 регионов

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 135 человек из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психические защиты и психоаналитический взгляд на личное развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 14 регионов

Мини-курс

Здоровьесбережение и физическое развитие школьников

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегическое планирование и маркетинговые коммуникации

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов