Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Проект учащихся 9 класса
Лукашевича Александра, Ефремовой Анастасии
Развитие мышления и творчества
с помощью метода «Интеллект-карт»
Руководители проекта:
Куркина И.Н., Кузоватова Т.Н.
КГУ СОШ №16 г.Караганды
2 слайд
Сейчас, во времена «информационного бума», когда информацию необходимо усваивать быстро и эффективно, особенно актуальна тема Интеллект-карт, которые помогут нам как в образовательной среде, так и в повседневной жизни. А также Интеллект-карты помогают увеличить одно из главных качеств, необходимых современному человеку – креативное, творческое мышление.
Исходя из вышесказанной актуальности, в данном исследовании, возможно выделить следующую гипотезу.
Актуальность и новизна:
3 слайд
Развитие творческого потенциала посредством метода «Интеллект-карт» способствует повышению интеллектуального уровня учащихся.
Гипотеза:
Интеллект-карты отражают естественный способ мышления человеческого мозга
4 слайд
Цель проекта:
Исследовать эффективность применения метода «Интеллект-карт» в качестве средства развития интеллектуального уровня учащихся.
Учитывая все компоненты творческого потенциала, для достижения цели данного исследования необходимо осуществить три основные задачи.
Начало проекта: 14 марта 2013 года
5 слайд
1. Изучить научную литературу по концепции радиантного мышления и метода Интеллект-карт, как его практическое приложение.
2. Провести исследование влияния метода Интеллект-карт в учебном процессе на развитие интеллектуального уровня учащихся.
3. Провести обработку, интерпретацию и анализ результатов эксперимента и осуществить оформление результатов нашего исследования.
Задачи проекта:
6 слайд
Эффективность метода «Интеллект-карт»
как средства развития интеллектуально -познавательной сферы личности.
Предмет исследования:
Интеллект-карта
- это графическое выражение процессов многомерного мышления и поэтому является наиболее естественным способом интеллектуальной деятельности человека.
7 слайд
Интеллектуально-познавательная сфера личности
Объект исследования:
«Язык мозга»
Визуализация мышления
Стимулирование творчества
Нестандартность решения
Рождение ассоциаций
Интеллектуальный уровень
Тренировка памяти
8 слайд
Аристотель сделал заключение, что центр чувствительности и памяти находится в сердце.
А в эпоху Ренессанса пришли к выводу, что центр мышления и сознания расположен в голове.
Рене Декарт (1596-1650) обосновал представление о рефлексе, как общем принципе нервной деятельности и ее обусловленности внешними стимулами.
Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) работа "Рефлексы головного мозга", опубликованной в 1863г.
Петр Кузьмич Анохин (1898-1974) - развил представления об основных типах нервной системы, создал учение об анализаторах, заложил основы высшей нервной деятельности.
Тони Бьюзен (Tony Buzan), английский психолог, который является создателем метода «Интеллект-карт» (Mind maps), автором и соавтором более 100 книг. Он обладатель самого высокого в мире коэффицента творческого мышления (творческого IQ).
История изучения потенциала мозга
Философы Древней Греции считали, что мозг состоит из газа, пара или бестелесного духа.
9 слайд
Роджер Сперри получил в 1981 году Нобелевскую премию: «за открытия касающиеся функциональной специализации полушарии головного мозга». Он указал в своем труде, что два полушария головного мозга находятся в отношении «разделения труда», деля между собой важнейшие интеллектуальные функции человека.
По Сперри левое полушарие доминирует в функциях: речь, логическое мышление, оперирование с числами, последовательностями, линейные представления, способность к анализу. Правое полушарие доминирует в таких областях, как восприятие ритма, пространственная ориентация, целостное восприятие, воображение, восприятие цвета и размеров. Кроме того, правое полушарие более эффективно распознает сложные взаимосвязи, звуковые образы (например, голос и интонацию) и «понимает» музыку.
Полушария головного мозга
10 слайд
Радиантное мышление –аналог ассоциативного мышления. Естественная структура нашего мозга и процессы, происходящие в нем, находят отражение в концепции радиантного мышления. Именно этот метод лежит в основе построения «Интеллект-карт».
Каждый бит информации, поступающий в мозг, может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, миллионы ответвлений, которые можно продолжить до бесконечности. Каждое ответвление представляет собой ассоциацию, а каждая ассоциация располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количество ассоциаций использованных человеком является тем, что называют памятью.
Таким образом, мышление человека можно представить себе в виде огромной ассоциативной машины, а человеческий мозг подобен интеллект-карте, в которой мысли расходятся, подобно лучам.
Радиантное мышление
11 слайд
Преимущества интеллект-карт
левое
правое
Пространственная ориентация
Целостность восприятия
Трехмерное восприятие
Воображение
Ритм
Цвет
Операции с последовательностями
Линейное представление
Операции с перечнями
Операции с числами
Анализ
Логика
Речь
Задействованы оба полушария
12 слайд
По форме напоминает естественную работу мозга
Что такое интеллект-карта?
13 слайд
Чтобы представить, как работает лучистое мышление, продемонстрируем игру.
Нарисуем круг в центре листа, напишем в нем слово «РАДОСТЬ». От круга радиально отходят пять ветвей, на них мы нарисуем первые пять слов (по одному на каждой ветви), которые ассоциируются со словом радость.
Взяв простое понятие, выделили из него пять ключевых идей. Мы умножили свое творчество в пять раз, таким образом, результат увеличился до 500 % !
Как работает наше мышление?
14 слайд
Затем мы взяли свои пять новых, только что придуманных идей и для каждой из них вырабатываем еще по пять. Получиться еще одно пятикратное увеличение, это еще 500 % !!!
В результате довольно быстро мы создали
30 новых идей.
Мы можем перейти на следующий уровень. Потом еще на следующий уровень и так далее. И так можно генерировать бесконечное количество идей.
Только что с использованием основы метода умственных карт мы продемонстрировали, что наш творческий потенциал бесконечен.
Как работает наше мышление?
15 слайд
Тони Бьюзен - показывает, как можно научится использовать 99% мозга (человеком используетcя лишь 1% возможностей мозга)
Тони Бьюзен раскрывает удивительные способности всех 10 интеллектов, среди которых: творческий, социальный и физический.
Тони Бьюзен
16 слайд
Технология создания
ментальных карт
Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа
От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня.
17 слайд
Технология создания
ментальных карт (тема)
18 слайд
Технология создания
ментальных карт (подтема)
19 слайд
Технология создания
ментальных карт ( I уровень)
20 слайд
Технология создания
ментальных карт ( II уровень)
21 слайд
Технология создания
ментальных карт
22 слайд
В контексте обучения, «Интеллект-карты» можно использовать для следующих задач:
Конспектирование;
Учебников, книг, статей
Лекций на слух
Написание сочинений, статей, рефератов, проектов;
Запоминание учебного материала;
Создание презентации в учебном процессе.
Использование «Интеллект-карт»
в обучении
23 слайд
Опрос учащихся
Возрастная группа Процент используемого творческого потенциала
Ученики 1 - 3 классы 90 – 95 %
Ученики 4 – 6 классы 70 – 85 %
Ученики 7 – 9 классы 52 – 70 %
Ученики 10 – 11 классы 25 – 48 %
Люди старше 25 лет ниже 20%
Эксперимент: влияние использования «Интеллект-карт» в процессе обучения
Как мы видим по результатам, творческий потенциал человека понижается по мере его взросления.
24 слайд
Групповое интеллектуальное тестирование:
проверка эффективности мышления
25 слайд
Фигурная форма
Задание 1: «Закончи рисунок»
Задание 2: Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу под картинкой.
Субтест креативности Торрэнса
26 слайд
Определение интеллектуального уровня учеников в 7Б и 7В классах на начало эксперимента
Первоначальный тест (ГИТ-2013)
27 слайд
Определение интеллектуального уровня
8Б (активное использование интеллект-карт)
8В (традиционные методы обучения)
Повторный тест (ГИТ -2014)
28 слайд
Ментальные карты
mind map – «ментальные карты»,
«карты ума», «карты памяти», «карты знаний»,
«интеллект-карты»
XXI век — век огромных потоков информации
Метод записи информации, основанный на визуальном мышлении и позволяющий человеку справляться с информационным потоком.
29 слайд
1. Информацию трудно запомнить
Однообразие приводит к снижению мозгом
остроты восприятия информации.
2. Большие временные потери
Запись
Чтение
Поиск
3. Отсутствие творчества
Недостатки линейного
(традиционного) способа
30 слайд
Достоинства ментальных карт
31 слайд
Преимущества ментальных карт
32 слайд
Благодарим за внимание!
33 слайд
http://www.mind-map.ru
http://www.mindmap.ru
http://community.livejournal.com/mindmaps/
http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32
Использованные источники:
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
В данной работе рассматривается влияние метода интеллект-карт на развитие творческих начал человека и его мышления. В частности, исследование воздействия интеллект-карт на процесс усвоения учебного учебного материала является основной задачей данной работы. Интеллект-карты помогают улучшить одно из главных качеств, необходимых современному человеку - креативное, творческое мышление.
Цель: Исследовать эффективность применения метода интеллект-карт в качестве средства развития интеллектуального уровня учащихся.
Задачи:
Ø Изучить научную литературу по концепции радиантного мышления и метода интеллект-карт, как его практическое приложение.
Ø Провести исследование влияния метода интеллект-карт на развитие интеллектуального уровня учащихся.
Ø Провести обработку, интерпретацию и анализ результатов эксперимента и осуществить оформление результатов исследования.
6 664 016 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Куркина Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.