Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Пути развития логического мышления на уроках математики в средней школе
2 слайд
Её структура может включать в себя пять последовательных этапов
Разминка
Развитие памяти, внимания, воображения, лежащих в основе логического мышления учащихся. Работа по формированию и развитию на основе специальных задач, в том числе и по вводу рациональных предметов, ориентированных на организацию управляемой деятельности учащихся, позволяет добиваться значительных результатов в развитии логического мышления.
Этап выполнения развивающих частично – поисковых задач.
Решение творческих заданий, рассчитанных на новые «повороты» при рассмотрении давно известных понятий, на неожиданные, непривычные комбинации, с целью воспитания у учащихся умения видеть новое в известном, использовать полученные знания в новых или сильно видоизмененных заданиях.
Решение конструктивных задач
3 слайд
I.Разминка
Пример
(√1², √2², √3 ²…(√4 ²? √5 ²! √6 ²?! (√7)², √8², √9² .
4 слайд
II. Развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности как основы логического мышления
Пример 1. Задание на развитие зрительной памяти.
Многоугольники Четырехугольники Фигура Ромб
Выпуклые Трапеция Прямоугольник Квадрат
5 слайд
Вопросы:
Сколько букв в предпоследнем слове второго ряда?
Сколько слов состояло лишь из одного слога?
Какие слова были употреблены в единственном числе?
Назовите третье слово в первом ряду?
Какими свойствами обладает третье слово во втором ряду?
Сколько было названо четырехугольников?
Какие слова относятся к женскому роду?
Встречалась ли в записанных словах буква ж ?
Для какой фигуры верно утверждение: «диагонали точкой пересечения делятся пополам»?
6 слайд
Пример 2. Задание на развитие слуховой памяти.
5, 12, √10, 3, √8, 2
3, √4, 5, √8, 10, 11, √16…
7 слайд
Пример 3. Задание на развитие внимания.
1,9, 12, 19 3, 6, 11, 17
8 слайд
III. Решение частично – поисковых задач разного уровня
Примеры:
По какому признаку можно объединить следующие числа:
121, 40, 31, 22
2, 9, 20
1, 5, 7
Выявите закономерность:
1,3,4,7,11,18…
2,8,3,7,4,6…
Когда данное равенство верно 9+8=5?
9 слайд
IV. Решение творческих задач
Это собственно творческие задания, они требуют большей или полной самостоятельности, рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.
Задачи повышенной трудности интегративного характера. Они отмечаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно.
10 слайд
V. Решение конструктивных задач
Задача №1
Пользуясь только циркулем и линейкой, разделите угол равный 54˚ на три равные части.
Решение.
Пусть дан ∟DOB=54˚. Достраиваем этот угол до прямого ∟АОВ. Разница между данными углами 36˚=∟АОD. Построим биссектрису данного ∟АОD, ОК. Получаем ∟АОК= ∟ОКD=18˚. А 54˚: 3=18˚. Внутри ∟DOB откладываем два раза ∟АОК=18˚.
Задача №2.
Построить прямую, проходящую через данную точку и касающуюся данную окружность.
Решение.
1) Данная точка лежит на данной окружности. В этом случае строим перпендикуляр к радиусу окружности в точке касания.
2)Данная точка лежит в одной плоскости с окружностью, но вне круга этой окружности. Обозначим данную точку буквой A, центр данной окружности - буквой O. Строим отрезок AO и на нем как на диаметре строим окружность. Пересечения этой окружности и данной определяют точки касания B и C искомый касательной. Задача всегда имеет два решения.
11 слайд
В
О
D
A
K
12 слайд
О
А
с
13 слайд
О
А
В
С
К
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Современное школьное образование в средних и особенно в старших классах предъявляет серьезные требования к полноценному освоению теоретических дисциплин. При переходе из начальной школы в среднею дети сталкиваются с объективными изменениями условий обучения, главным из которых является усложнение материала, необходимого для усвоения. Начиная с V класса на уроках математики (алгебры и геометрии), русского языка (грамматики), физики, химии, биологии школьники должны освоить соответствующие систематические курсы, включающие содержание довольно высокой теоретической сложности (математические, лингвистические, физические, химические и биологические понятия, геометрические доказательства, физические зависимости, химические закономерности, биологические систематизации).
Усвоение содержания учебных программ средних классов школы возможно при наличии у учащихся достаточно высокого уровня развития логического мышления, чтобы они имели возможность понять логическую связь, последовательность и структуру учебного материала, вникнуть в ход рассуждений учителя и быть в состоянии верно раскрывать понятия и применять законы учебных дисциплин естественнонаучного профиля при выполнении тренировочных заданий и решении соответствующих стандартных и нестандартных поисковых задач.
В ходе преподавания математике нужно вырабатывать понятийное мышление, формировать базовые интеллектуальные качества, такие, как, уровень общей культуры, кругозор, эрудиция, любознательность, критичность, дисциплинированность, самоконтроль и др. Жизненные успехи личности во многом зависят от уровня интеллекта во всех его значениях. Способность к логическому мышлению, как и другую способность, можно целенаправленно развивать и формировать. Для этого ученик должен освоить методы и приемы рационального мышления, вырабатывать у себя привычку к мыслительной деятельности, привычку не сдаваться перед трудной задачей, а упорно искать пути ее решения. Действительное развитие логического мышления возможно лишь при направленной напряженной мыслительной деятельности. Для этого нужно включать элементы занимательности, игровые моменты, применять разнообразныеметоды и приемы занятий, подбирать задачи с интересным содержанием.
С этой точки зрения большой интерес представляют наметившиеся новые подходы к использованию познавательных задач, но наиболее эффективным средством развития логического мышления, как правило, является систематическое решение учащимися творческих задач.
Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и логического процесса. Именно в ней выражается первое пробуждение мысли.
Проблема развития свойств личности, входящих в понятие «логическоемышление»,требует длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмысливанием и кончая операциями логического и творческого мышления.
В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач, предлагаю следующую базовую модель действий, направленных на развитие логического и творческого мышления.
6 664 367 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ахатова Инзиля Фатхулбаяновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.