Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Методы и формы обучения
Материал подготовлен Болотиной С.Н., зам. директора по УМР ОГАОУСПО «Белгородский техникум общественного питания»
2 слайд
Метод и форма обучения рассматривается как содержание и форма учебного процесса в контексте диалектического единства формы и содержания
Метод обучения характеризует внутреннюю, содержательно-процессуальную сторону учебного процесса и выступает как способ организации учебной работы учителя и обучающихся при решении определенных дидактических задач.
Форма обучения
отражает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучающихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления
3 слайд
Метод- это упорядоченный способ организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и обучающегося или группы обучающихся), направленный на усвоение содержания образования, общее и профессиональное развитие личности будущего специалиста
4 слайд
Классификация методов обучения
1.Методы объяснительно-иллюстративного обучения:
лекции
семинары
рассказ
беседа
самостоятельная работа над учебным материалом.
2.Методы репродуктивного обучения:
Упражнения
Практикум
Программированное обучение
Тренинги навыков
.
5 слайд
Классификация методов обучения
3.Методы проблемно-поискового обучения:
Проблемное изложение
Частично-поисковый (эвристический, или сократический)
Исследовательский
Мозговой штурм
4.Коммуникативные методы обучения:
Дискуссия
Диалог
Полемика
Жужжащие группы
Снежный ком
Метод проектов
Презентации
6 слайд
Классификация методов обучения
5.Имитационно-ролевые методы обучения:
Имитационные упражнения
Деловая игра (ДИ)
Ролевая игра
Организационно-деятельностные игры (ОДИ)
Организационно-мыслительные игры (ОМИ)
Аквариум
Анализ конкретной ситуации (кейс-стади)
7 слайд
Группы методов обучения в пространстве познавательной активности и развития компетентности обучающихся
1
2
3
4
5
Активность обучающегося
Уровни компетентности
знания
умения
навыки
способности
установки
8 слайд
Деловая игра
форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается квазипрофессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов.
9 слайд
Диалог
метод обучения, предполагающий попеременный обмен мнениями (включая мимику и жесты) по поводу единого предмета обсуждения с целью развития представлений по теме. В основе диалога лежит проблема: в диалоге сопоставляются, дополняются, уточняются различные точки зрения, аспекты рассмотрения данной проблемы. При этом происходит «мягкая проблематизация» и противопоставление разных точек зрения, нет их столкновения, а скорее – взаимонаращивание, взаиморазвитие исходных представлений. Виды диалога: внутренний (напр., исповедь), критический (выявление проблем, анализ породивших их причин и пр.), сократический (эвристическая беседа).
10 слайд
Дискуссия
- метод обучения, направленный на развитие критического мышления и коммуникативных способностей; предполагающий целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения и приход к общему основанию. В основе дискуссии лежит противоречие, которое отражает противоположные взгляды участников на один и тот же предмет обсуждения.
Процесс организации дискуссии включает несколько этапов:
1 – явное полагание тезиса и антитезиса (как результат критики в сложной коммуникации)
2 – предъявление каждой стороной аргументов, подтверждающих и усиливающих точку зрения
3 – предъявление каждой стороной оснований
4 – фиксация затруднения и постановка проблемы
5 – поиск новых оснований, способов решения, взглядов на предмет
6 – синтез.
Способ проведения дискуссии и применяемые средства должны признаваться всеми её участниками (последовательное полагание тезисов, аргументов и оснований, недопустимость подмены первичного тезиса и оснований и пр.).
11 слайд
Моделирование - метод обучения, направленный на развитие образного мышления, а также абстрактного (теоретического) мышления; предполагающий исследование объектов познания на их заместителях - реальных или идеальных моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений, в частности образовательных систем. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы-оригинала, прототипа модели.
Ролевая игра (разыгрывание ролей) - метод обучения, основная цель которого – обучение специалистов межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной профессиональной деятельности. В этом ее отличие от деловой игры (их часто смешивают), которая в равной мере нацелена и на развитие предметно-технологической компетентности будущего специалиста.
12 слайд
«Аквариум» - метод обучения, направленный на освоение разноаспектного анализа исследуемой проблемы и развитие рефлексивных способностей обучающихся. Предполагает одновременную работу двух групп - внутренней и внешней. Внутренняя группа участвует в обсуждении какой-либо темы/проблемы, при этом члены внешней группы выступают в роли наблюдателей за происходящим во внутренней.
«Снежный ком» - метод обучения межличностному общению в малых и больших группах, развитие коммуникативных умений и способностей. Методика: индивидуальная работа – работа в парах – работа в малых группах – работа в больших группах
Мозговой штурм - метод обучения, направленный на развитие креативных способностей – поиску и порождению новых идей, а также их анализу и синтезу. Мозговой штурм предполагает запрет на любую критику на стадии генерации идей, когда основной акцент делается скорее на количество идей, чем на их качество. После стадии первоначальной генерации предложенные участниками идеи могут быть сгруппированы, оценены, отложены для дальнейшего их изучения или отобраны как возможное решение рассматриваемой проблемы.
«Жужжащие группы» - метод обучения, направленный на развитие коммуникативных способностей в малых группах. Этот метод заключается в разделении большой группы на несколько малых
для работы над определенной проблемой или вопросом. Обсуждения в этих малых группах создают в аудитории звук, напоминающий жужжание роя пчел, отсюда и название этой техники.
13 слайд
Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) - метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков
и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных
в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой работы.
Проблемное изложение – метод обучения, направленный на демонстрацию обучающимся способов организации мышления; предполагает демонстрацию лектором четырех этапов проблемно-поисковой деятельности: проблемная ситуация и ее анализ - постановка проблемы - ее решение - рефлексия оптимальности найденного решения , а также способов мышления).
14 слайд
Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет Ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.
Креативный метод - метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и креативных способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет Ученик, реально осуществляя процесс исследования и получая объективно новый результат.
15 слайд
Форма обучения
Общая форма организации учебной работы - это конструкция учебного процесса, характеризующаяся особыми способами организации обучающихся (наличием групп обучаемых), взаимодействия обучающихся друг с другом (учебного сотрудничества) и педагога
обучающихся (учебного руководства).
Это структура общения между обучающими и обучаемыми, применяемая в учебном процессе.
Форма процесса обучения обусловлена отношениями между учителем и обучающимися в решении учебных задач:
1) учитель - класс;
2) учитель - класс - ученик;
3) учитель - группа учащихся;
4) учитель - ученик.
Они обусловливают и формы:
фронтальную,
коллективную,
групповую,
индивидуальную
16 слайд
? Фронтальная имеет такие признаки: цель ставится перед всеми обучающимися, которые выполняют одинаковые задания; учитель руководит этим процессом и оказывает помощь;
? Коллективную отличают поставленная для всего класса одна цель, выполнение одинаковых заданий; в этом процессе участвуют как учитель, так и обучающиеся;
? При групповой форме ставится учебная цель, дифференцируются задания с учетом познавательных возможностей участников; помощь учителя может быть ориентирована либо на всех учащихся, либо на ту или иную группу;
? Индивидуальная характеризуется постановкой личной цели перед каждым самостоятельным выполнением либо одинакового для всех задания, либо индивидуального, оказанием помощи ученику.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
В презентации «Методы и формы обучения»представлена характеристика методов и форм обучения в пространстве познавательной активности и развития компетентности обучающихся. Метод обучения характеризует внутреннюю, содержательно-процессуальную сторону учебного процесса и выступает как способ организации учебной работы учителя и обучающихся при решении определенных дидактических задач. Форма обучения отражает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучающихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Дана характеристика методов, которые оптимально активизируют познавательную деятельность обучающихся, развивают логику мышления и творческую самостоятельность, что является основой для формирования общих компетенций.
6 660 047 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Болотина Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.