Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрезентация на тему: " Тропы, средства художественной выразительности в языке"

Презентация на тему: " Тропы, средства художественной выразительности в языке"

Скачать материал
Скачать материал "Презентация на тему: " Тропы, средства художественной выразительности в языке""

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по охране окружающей среды

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Средства выразительности. Материал для подготовки к ЕГЭ.
   Задание№24

    1 слайд

    Средства выразительности.
    Материал для подготовки к ЕГЭ.
    Задание№24

  • Тропами называются обороты речи, в которых слово или словосочетание употребле...

    2 слайд

    Тропами называются обороты речи, в которых слово или словосочетание употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности
    В число тропов включают:
    эпитет,
    сравнение,
    метафору,
    олицетворение,
    метонимию,
    синекдоху,
    перифраз,
    гиперболу,
    литоту

  • МетафораЭто образование переносного значения слова, в основе которого лежит с...

    3 слайд

    Метафора
    Это образование переносного значения слова, в основе которого лежит сходство. По существу, метафора – это свернутое сравнение, которое всегда можно «развернуть» в настоящий сравнительный оборот. В основу метафоризации может быть положено сходство самых разных признаков:
    По форме: луковка церквей, лента дороги
    По расположению: голова и хвост поезда, цепь озер, подошва горы
    По цвету: золото волос, шоколадный загар
    По размеру, количеству: океан слез, выпить каплю горя, гора книг
    По характеру звучания: дождь барабанит, визг пилы, стоны сосны, вой ветра, заржал в ответ на шутку
    По степени ценности: жемчужина поэзии, золотой работник, соль статьи
    По производимому впечатлению: теплый прием, ледяной взгляд, кислая мина, сладкие речи

  • Метафора делает образ неожиданным, запоминающимсяНайдите метафору:
Солнце сме...

    4 слайд

    Метафора делает образ неожиданным, запоминающимся
    Найдите метафору:
    Солнце смеется.

    Бродячая толпа облаков…

    Барка жизни встала. (А.Блок)

    Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
    В его столбцах мерцают искры чувства.
    В подвалы слов не раз сойдет искусство,
    Держа в руке свой потайной фонарь. (С.Маршак)

    Российский корабль, вышедший в свободное плавание по своенравному океану мирового рынка с его штормами и ураганами, вряд ли достигнет желанного берега. (Из газет)

  • Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «город – огро...

    5 слайд

    Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «город – огромное чудовище»
    «Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными ____. Он ______ в небо тучами дыма и ____, как обжора, страдающий ожирением.
    Войдя в него, чувствуешь, что попал в ___ из камня и железа, - в _____, который проглотил несколько миллионов людей и растирает, ____ их.
    Улица – скользкое, алчное _____, по нему куда-то вглубь плывут темные _____ пищи города – живые люди».

  • Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.Подо...

    6 слайд

    Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
    Подобно тому как из коло(с,сс)альной почти бе..граничной тума(н,нн)ости формирую(т,ть)ся может быть о..дельные плотные звезды так постоя(н,нн)о в сознани.. писателя из бе..брежного океана жизне(н,нн)ых впеч..тлений формирую(т,ть)ся точные и конкретные замыслы.
    Только вчера казалось что (н..) чего уже (н..) почерпнуть из глубин души и памят.. а сегодня – широкие горизонты изобилие материала… Созревание материала вещ.. во многом загад..чная.
    Я иногда вижу как во время оживле(н,нн)ого мой товарищ.. вын..мает записную кни..ку и скорей записывает в нее только что произнесе(н,нн)ую фразу только что ра..каза(н,нн)ый случай. А потом я вдруг встречаю этот эпизод в книге. Из него как из зернышка разв..лась и пышно ра..цвела целая глава ра..каза или повести.
    К.Паустовский

  • Найдите метафоры и объясните их художественную функцию по образцу:Образец:...

    7 слайд

    Найдите метафоры и объясните их художественную функцию по образцу:
    Образец:
    Метафора «плач сердца» объединяет в одном образе душу человека и мучительное страдание. Невидимые глазу душевные страдания, благодаря этому приему, приобретают зримость, впечатляющую художественную силу.

  • Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежнос...

    8 слайд

    Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности
    (перенесение свойств предмета на сам предмет)
    Если для метафоры обязательно сходство предметов, то при метонимии никакого сходства нет
    Могут переноситься:
    Название помещения, территории на людей, живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра.
    Название сосуда, емкости на его содержимое: Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку.
    Название вещества на изделие из него: выставка старинного фарфора; полотна Левитана; дама вся в мехах.
    Имя автора на его творения: люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина.
    Название географического пункта на то, что там производится: она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми
    Действие на орудие этого действия: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.

  • Метонимические замены позволяют сделать мысль более яркой, лаконичной, вырази...

    9 слайд

    Метонимические замены позволяют сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придают изображаемому предметную наглядность
    Найдите метонимию:
    Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!
    Ругал Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита.
    Янтарь на трубах Цареграда,
    Фарфор и бронза на столе,
    И, чувств изнеженных отрада,
    Духи в граненом хрустале.
    И едва ли кто в городе спал:
    Ночью пушечный гром грохотал.
    Не до сна! Вся столица молилась,
    Чтоб Нева в берега воротилась.
    Витрины были уставлены старинной бронзой.
    Театр уж блещет…

  • Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих предложения...

    10 слайд

    Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих предложениях:
    Его ожидали скипетр и золотая мантия.
    Лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно.
    Весь зал оглушительно захлопал.
    Перо кипело страстью.
    Истину нельзя добыть кулаком.
    Вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка.
    Дрожал многоэтажный зал,
    И, полный молодежи,
    Певцу раёк рукоплескал,
    Потом – партер и ложи.

  • Как не спутать метонимию с метафорой?	Есть достаточно простое и надежное прав...

    11 слайд

    Как не спутать метонимию с метафорой?
    Есть достаточно простое и надежное правило: метафора легко переводится в сравнение при помощи слов «как бы», «словно», «вроде», а метонимию трансформировать в сравнение нельзя.

    Сравните:
    «спит усталый ветер» и «спит усталый город». Можно сказать: «ветер спит подобно человеку». Попытка так же записать второе выражение приводит к несуразице: ясно, что в городе спят все находящиеся в домах люди.

  • Выделите в тексте метонимию. Определите ее художественные функции.	Просторечи...

    12 слайд

    Выделите в тексте метонимию. Определите ее художественные функции.
    Просторечие – разговорная речь преимущественно городского населения: части дворянства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства. Оно сильно отличалось и от архаизированного книжного языка, и от офранцуженной речи светского круга. Образцом просторечия Пушкин считал язык московских улиц, живое слово шумных торговых рядов

  • Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одн...

    13 слайд

    Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: большее вместо меньшего, меньшее вместо большего.

    Называние вместо :
    целого предмета лишь его части,
    или целого вместо части,
    или единственного числа вместо множественного,
    или определенного числа вместо неопределенного)

    Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного:
    К нему и птица не летит,
    И зверь нейдет.

  • Найдите синекдоху в предложенияхГде даже самый сильный сломается, там гибкий...

    14 слайд

    Найдите синекдоху в предложениях
    Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
    Люблю Подмосковье.
    Нам нужна крыша над головой.
    Сто лет не виделись.
    Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
    Белеет парус одинокий…
    И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
    Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
    Мы все глядим в Наполеоны.
    Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.
    Скажи-ка, дядя, ведь не даром
    Москва, спаленная пожаром,
    французу отдана?
    Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.


  • Олицетворение является разновидностью метафоры и состоит в переносе признаков...

    15 слайд

    Олицетворение является разновидностью метафоры и состоит в переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия; то есть такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ, например даром речи, способностью мыслить и чувствовать:

    Но остался влажный след в морщине
    Старого утеса. Одиноко
    Он стоит, задумался глубоко,
    И тихонько плачет он в пустыне.

  • Сравнение. Этот прием заключается в уподоблении какого-либо явления другомуС...

    16 слайд

    Сравнение.
    Этот прием заключается в уподоблении какого-либо явления другому
    Сравнения выражаются различными способами:
    Творительным падежом («и с каждым днем уходит дымом»)
    Формой сравнительной степени прилагательного или наречия («душа ее зефира тише»)
    Оборотами со сравнительными союзами (как, как будто, точно, словно, что, будто): Безумных лет угасшее веселье
    Мне тяжело, как смутное похмелье.
    Лексически (при помощи слов подобный, похожий): Твои глаза подобны звездам


  • Определите оценочные функции используемых сравнений.Он был крепок и могуч (ка...

    17 слайд

    Определите оценочные функции используемых сравнений.
    Он был крепок и могуч (как трехлетний бык; как былинный богатырь; как кряжистый дуб; как степной смерч; как свекольная самогонка есаула Громобоева, который, лукаво улыбаясь, любил потчевать своим напитком беспечных гостей на Троицу; как реликтовый мастодонт; как тибетский як)
    Его глаза сияли (как яркие звезды на темном небосводе; как медяки на заскорузлой купеческой ладони; как озера в знойный полдень; как не могут сиять человеческие глаза, так могут сиять только очи влюбленного ангела)

  • Придумайте и запишите несколько сравнений разной стилевой окраски.Строчки быс...

    18 слайд

    Придумайте и запишите несколько сравнений разной стилевой окраски.
    Строчки быстро ложились на бумажный лист, словно ______________
    За дверью раздался шум, который походил на _________________

    В голове его медленно заворочались мысли, как _______

  • Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания....

    19 слайд

    Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Выделите в тексте сравнения. Как они обогащают текст?
    Третья встреча явила мне Блока ч..тающ… замечательные стихи о России и он мне казался подавле..ым этой любовью целой жизни он был похож на рыцаря который любит Недосяжимую и сердце его и..текает кровью от любви.
    Блок мне к..зался таким дорогим и бли..ким как в весенн..м кусте соловей который поет мне песню но ул..тит если я к нему подойду и как свежевыпавший снег которого (не)нужно касаться.

  • Эпитет – художественное, образное определение, цель которого не столько дать...

    20 слайд

    Эпитет – художественное, образное определение,
    цель которого не столько дать информацию, сколько создать образ, передать отношение автора
    Эпитетами чаще всего бывают прилагательные, но нередко в качестве эпитетов выступают существительные (волшебница-зима); наречия (на севере диком стоит одиноко); деепричастия (волны несутся, гремя и сверкая)
    Эпитеты условно делят на изобразительные (выделяют существенные стороны изображаемого) и лирические (выражается отношение автора к изображаемому): «на мутном небе» и «мелькают образы бездушные людей»
    В фольклоре встречаются постоянные эпитеты: солнце красное, ветер буйный, добрый молодец

  • Составьте словосочетания

    21 слайд

    Составьте словосочетания

  • Подберите к данным словам изобразительные и лирические эпитетыСолнце
Туман
Ог...

    22 слайд

    Подберите к данным словам изобразительные и лирические эпитеты
    Солнце
    Туман
    Огонь
    Свет
    Сирень
    Чувство
    Муза
    Тишина

  • Расположите предложения так, чтобы получился текст.       1) Огромные дома ст...

    23 слайд

    Расположите предложения так, чтобы получился текст.
    1) Огромные дома становятся еще мрачнее, тяжелее. 2) Кое-где в их темных недрах вспыхивают огни и блестят, точно желтые глаза странных зверей, которые должны всю ночь стеречь мертвое богатство этих гробниц. 3) В мутном небе, покрытом копотью, гаснет день. 4) Люди кончили работу и, не думая о том, зачем она сделана, нужна ли она для них, быстро бегут спать. 5) Тротуары залиты темными потоками человеческого тела. 6) Все головы покрыты круглыми шляпами, и все мозги (это видно по глазам) тоже уснули. 7) Работа кончена, и думать больше не о чем.

    Для того чтобы нарисовать мрачную, безрадостную картину человеческой жизни, автор использует в своем тексте эпитеты: ______, ______, _______, _____

  • Перифраз (перифраза) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явлен...

    24 слайд

    Перифраз (перифраза) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков
    Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным:

  • Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера,...

    25 слайд

    Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. Литота – выражение, содержащее в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления.
    Определите, гипербола или литота перед вами:
    На казаке были шаровары шириной с Черное море
    Петя замолчал и до вечера был тише воды, ниже травы.
    Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить
    Мальчик с пальчик
    В сто сорок солнц закат пылал.
    Я живу в двух шагах от метро.
    У него ни капли таланта
    Огурец, величиною с пизанскую башню, стоит на горизонте
    Редкая птица долетит до середины Днепра

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данную презентацию можно использовать как для подготовки к ЕГЭ, так и для ознакомления в средних классах со средствами выразительности в языке. Что же касается подготовки к ЕГЭ, а именно к заданию 24, прекрасно разобрана метафора, с ее различными формами переноса сходства, с хорошими примерами, еще дополнительные задания к самостоятельной работе по  фигурам речи.

    Показаны также различные разновидности метафоры:метонимия и олицетворение. Даны примеры, объясняющие как не спутать эти понятия.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 756 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 1047
    • PPTX 159 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хабалова Наталья Асламбековна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хабалова Наталья Асламбековна
    Хабалова Наталья Асламбековна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 7316
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 81 человек из 30 регионов

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 309 человек из 63 регионов

Мини-курс

Современные направления в архитектуре: архитектурные решения гениальных изобретателей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Театральная педагогика: творческое развитие и воспитание

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 15 регионов

Мини-курс

Основы образовательной политики и информатики

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе