Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Средства выразительности.
Материал для подготовки к ЕГЭ.
Задание№24
2 слайд
Тропами называются обороты речи, в которых слово или словосочетание употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности
В число тропов включают:
эпитет,
сравнение,
метафору,
олицетворение,
метонимию,
синекдоху,
перифраз,
гиперболу,
литоту
3 слайд
Метафора
Это образование переносного значения слова, в основе которого лежит сходство. По существу, метафора – это свернутое сравнение, которое всегда можно «развернуть» в настоящий сравнительный оборот. В основу метафоризации может быть положено сходство самых разных признаков:
По форме: луковка церквей, лента дороги
По расположению: голова и хвост поезда, цепь озер, подошва горы
По цвету: золото волос, шоколадный загар
По размеру, количеству: океан слез, выпить каплю горя, гора книг
По характеру звучания: дождь барабанит, визг пилы, стоны сосны, вой ветра, заржал в ответ на шутку
По степени ценности: жемчужина поэзии, золотой работник, соль статьи
По производимому впечатлению: теплый прием, ледяной взгляд, кислая мина, сладкие речи
4 слайд
Метафора делает образ неожиданным, запоминающимся
Найдите метафору:
Солнце смеется.
Бродячая толпа облаков…
Барка жизни встала. (А.Блок)
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь. (С.Маршак)
Российский корабль, вышедший в свободное плавание по своенравному океану мирового рынка с его штормами и ураганами, вряд ли достигнет желанного берега. (Из газет)
5 слайд
Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «город – огромное чудовище»
«Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными ____. Он ______ в небо тучами дыма и ____, как обжора, страдающий ожирением.
Войдя в него, чувствуешь, что попал в ___ из камня и железа, - в _____, который проглотил несколько миллионов людей и растирает, ____ их.
Улица – скользкое, алчное _____, по нему куда-то вглубь плывут темные _____ пищи города – живые люди».
6 слайд
Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Подобно тому как из коло(с,сс)альной почти бе..граничной тума(н,нн)ости формирую(т,ть)ся может быть о..дельные плотные звезды так постоя(н,нн)о в сознани.. писателя из бе..брежного океана жизне(н,нн)ых впеч..тлений формирую(т,ть)ся точные и конкретные замыслы.
Только вчера казалось что (н..) чего уже (н..) почерпнуть из глубин души и памят.. а сегодня – широкие горизонты изобилие материала… Созревание материала вещ.. во многом загад..чная.
Я иногда вижу как во время оживле(н,нн)ого мой товарищ.. вын..мает записную кни..ку и скорей записывает в нее только что произнесе(н,нн)ую фразу только что ра..каза(н,нн)ый случай. А потом я вдруг встречаю этот эпизод в книге. Из него как из зернышка разв..лась и пышно ра..цвела целая глава ра..каза или повести.
К.Паустовский
7 слайд
Найдите метафоры и объясните их художественную функцию по образцу:
Образец:
Метафора «плач сердца» объединяет в одном образе душу человека и мучительное страдание. Невидимые глазу душевные страдания, благодаря этому приему, приобретают зримость, впечатляющую художественную силу.
8 слайд
Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности
(перенесение свойств предмета на сам предмет)
Если для метафоры обязательно сходство предметов, то при метонимии никакого сходства нет
Могут переноситься:
Название помещения, территории на людей, живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра.
Название сосуда, емкости на его содержимое: Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку.
Название вещества на изделие из него: выставка старинного фарфора; полотна Левитана; дама вся в мехах.
Имя автора на его творения: люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина.
Название географического пункта на то, что там производится: она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми
Действие на орудие этого действия: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.
9 слайд
Метонимические замены позволяют сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придают изображаемому предметную наглядность
Найдите метонимию:
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!
Ругал Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита.
Янтарь на трубах Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале.
И едва ли кто в городе спал:
Ночью пушечный гром грохотал.
Не до сна! Вся столица молилась,
Чтоб Нева в берега воротилась.
Витрины были уставлены старинной бронзой.
Театр уж блещет…
10 слайд
Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих предложениях:
Его ожидали скипетр и золотая мантия.
Лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно.
Весь зал оглушительно захлопал.
Перо кипело страстью.
Истину нельзя добыть кулаком.
Вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка.
Дрожал многоэтажный зал,
И, полный молодежи,
Певцу раёк рукоплескал,
Потом – партер и ложи.
11 слайд
Как не спутать метонимию с метафорой?
Есть достаточно простое и надежное правило: метафора легко переводится в сравнение при помощи слов «как бы», «словно», «вроде», а метонимию трансформировать в сравнение нельзя.
Сравните:
«спит усталый ветер» и «спит усталый город». Можно сказать: «ветер спит подобно человеку». Попытка так же записать второе выражение приводит к несуразице: ясно, что в городе спят все находящиеся в домах люди.
12 слайд
Выделите в тексте метонимию. Определите ее художественные функции.
Просторечие – разговорная речь преимущественно городского населения: части дворянства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства. Оно сильно отличалось и от архаизированного книжного языка, и от офранцуженной речи светского круга. Образцом просторечия Пушкин считал язык московских улиц, живое слово шумных торговых рядов
13 слайд
Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: большее вместо меньшего, меньшее вместо большего.
Называние вместо :
целого предмета лишь его части,
или целого вместо части,
или единственного числа вместо множественного,
или определенного числа вместо неопределенного)
Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного:
К нему и птица не летит,
И зверь нейдет.
14 слайд
Найдите синекдоху в предложениях
Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
Люблю Подмосковье.
Нам нужна крыша над головой.
Сто лет не виделись.
Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
Белеет парус одинокий…
И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Мы все глядим в Наполеоны.
Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
французу отдана?
Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.
15 слайд
Олицетворение является разновидностью метафоры и состоит в переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия; то есть такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ, например даром речи, способностью мыслить и чувствовать:
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
16 слайд
Сравнение.
Этот прием заключается в уподоблении какого-либо явления другому
Сравнения выражаются различными способами:
Творительным падежом («и с каждым днем уходит дымом»)
Формой сравнительной степени прилагательного или наречия («душа ее зефира тише»)
Оборотами со сравнительными союзами (как, как будто, точно, словно, что, будто): Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Лексически (при помощи слов подобный, похожий): Твои глаза подобны звездам
17 слайд
Определите оценочные функции используемых сравнений.
Он был крепок и могуч (как трехлетний бык; как былинный богатырь; как кряжистый дуб; как степной смерч; как свекольная самогонка есаула Громобоева, который, лукаво улыбаясь, любил потчевать своим напитком беспечных гостей на Троицу; как реликтовый мастодонт; как тибетский як)
Его глаза сияли (как яркие звезды на темном небосводе; как медяки на заскорузлой купеческой ладони; как озера в знойный полдень; как не могут сиять человеческие глаза, так могут сиять только очи влюбленного ангела)
18 слайд
Придумайте и запишите несколько сравнений разной стилевой окраски.
Строчки быстро ложились на бумажный лист, словно ______________
За дверью раздался шум, который походил на _________________
В голове его медленно заворочались мысли, как _______
19 слайд
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Выделите в тексте сравнения. Как они обогащают текст?
Третья встреча явила мне Блока ч..тающ… замечательные стихи о России и он мне казался подавле..ым этой любовью целой жизни он был похож на рыцаря который любит Недосяжимую и сердце его и..текает кровью от любви.
Блок мне к..зался таким дорогим и бли..ким как в весенн..м кусте соловей который поет мне песню но ул..тит если я к нему подойду и как свежевыпавший снег которого (не)нужно касаться.
20 слайд
Эпитет – художественное, образное определение,
цель которого не столько дать информацию, сколько создать образ, передать отношение автора
Эпитетами чаще всего бывают прилагательные, но нередко в качестве эпитетов выступают существительные (волшебница-зима); наречия (на севере диком стоит одиноко); деепричастия (волны несутся, гремя и сверкая)
Эпитеты условно делят на изобразительные (выделяют существенные стороны изображаемого) и лирические (выражается отношение автора к изображаемому): «на мутном небе» и «мелькают образы бездушные людей»
В фольклоре встречаются постоянные эпитеты: солнце красное, ветер буйный, добрый молодец
21 слайд
Составьте словосочетания
22 слайд
Подберите к данным словам изобразительные и лирические эпитеты
Солнце
Туман
Огонь
Свет
Сирень
Чувство
Муза
Тишина
23 слайд
Расположите предложения так, чтобы получился текст.
1) Огромные дома становятся еще мрачнее, тяжелее. 2) Кое-где в их темных недрах вспыхивают огни и блестят, точно желтые глаза странных зверей, которые должны всю ночь стеречь мертвое богатство этих гробниц. 3) В мутном небе, покрытом копотью, гаснет день. 4) Люди кончили работу и, не думая о том, зачем она сделана, нужна ли она для них, быстро бегут спать. 5) Тротуары залиты темными потоками человеческого тела. 6) Все головы покрыты круглыми шляпами, и все мозги (это видно по глазам) тоже уснули. 7) Работа кончена, и думать больше не о чем.
Для того чтобы нарисовать мрачную, безрадостную картину человеческой жизни, автор использует в своем тексте эпитеты: ______, ______, _______, _____
24 слайд
Перифраз (перифраза) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков
Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным:
25 слайд
Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. Литота – выражение, содержащее в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления.
Определите, гипербола или литота перед вами:
На казаке были шаровары шириной с Черное море
Петя замолчал и до вечера был тише воды, ниже травы.
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить
Мальчик с пальчик
В сто сорок солнц закат пылал.
Я живу в двух шагах от метро.
У него ни капли таланта
Огурец, величиною с пизанскую башню, стоит на горизонте
Редкая птица долетит до середины Днепра
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Данную презентацию можно использовать как для подготовки к ЕГЭ, так и для ознакомления в средних классах со средствами выразительности в языке. Что же касается подготовки к ЕГЭ, а именно к заданию 24, прекрасно разобрана метафора, с ее различными формами переноса сходства, с хорошими примерами, еще дополнительные задания к самостоятельной работе по фигурам речи.
Показаны также различные разновидности метафоры:метонимия и олицетворение. Даны примеры, объясняющие как не спутать эти понятия.
6 609 756 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Хабалова Наталья Асламбековна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.