Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Применение математических компетенций
на уроках химии.
2 слайд
«Человек, не знающий математики,
не способен ни к каким другим наукам»
Р. Бэкон, английский философ и естествоиспытатель, 13 век.
3 слайд
Именно математика превратила химию из описательной науки в экспериментальную, и именно математика сделала химию наукой.
В процессе обучения химии математика ,в первую очередь,является полезным инструментом решения многих химических задач.
4 слайд
Решение задач занимает в курсе химии
главенствующее положение,
и, как правило, учащимся трудно научиться
решать химические задачи.
Химические задачи требуют не только практических и теоретических знаний химии,
но и хорошую базу отработанных
математических компетенций.
5 слайд
Mr – относительная молекулярная масса – находится как сумма относительных атомных масс атомов, образующих молекулу, с учетом индексов.
Mr(HSO4) = 2 • Ar(H) + Ar(S) + 4 • A2r(O) = 2 • 1 + 32 + 4 • 16 = 98
Mr(CaCO3) = Ar(Ca) + Ar(C) + 3 • Ar(O) = 40 + 12 + 3• 16 = 100
Самостоятельно:
Mr(H3PO4) =
Mr(Al2O3) =
Mr(Cu(OH)2) =
Расчеты по формулам
6 слайд
Массовая доля элемента в веществе.
. Массовая доля - w
Найти w(С) в молекуле СаСО3
1. Mr (СаСО3) = Ar(Ca) + Ar(C) + 3 Ar(O) =40 + 12 + 48 = 100
2.
Mr(CaCO3)
Ar(C)
w(C) =
=
12
100
=
0,12 (12%)
Математический способ :решение пропорции
100г составляет 100%
12г ______ х% х=12%
7 слайд
Алгоритм составления формулы бинарного соединения
1.На первом месте пишется элемент с меньшей электроотрицательностью (См. в таблицу Д.И. Менделеева).
П-р: AL S
2.Элемент написанный на первом месте имеет положительный заряд, а на втором отрицательный.Указать для каждого элемента степень окисления.
П-р: AL+3S-2
3.Найти наименьшее общее кратное для значений степеней окисления.
П-р: НОК: 3*2=6
4.Разделить наименьшее общее кратное на значение степени окисления и полученные индексы приписать внизу справа после символа соответствующего элемента.
П-р: AL 6:3=2
S 6:2=3
5.Проверка. Суммарное значение степеней окисления равно 0.
AL2S3
8 слайд
Составить формулы между элементами
Ca и Сl, AL и O.
Проверка:
CaCL2 AL2O3
Самостоятельно:
9 слайд
Задачи на вычисление массовой и объемной доли вещества в растворе (смеси)
Растворитель
Раствор
Вещество
10 слайд
Над изображением сосуда записываем массовую долю в виде десятичной дроби (над растворителем – 0, над веществом – 1).
Под изображением записываем массу.
Например, для задачи:
Какой будет массовая доля сахара в растворе, если к 80г воды добавили 20г сахара?
0 1 Х
80 20 100
Раствори-тель
Раствор
Вещество
11 слайд
m1·ω1+m2·ω2=(m1+m2)·ω3, то есть: 80·0+20·1=100·х
20=100х
Х=20/100=0,2 или 20%
0 1 Х
80 20 100
Раствори-тель
Раствор
Вещество
12 слайд
ЗАДАЧА
Какую массу воды следует выпарить из 600г 5%-го раствора соли, чтобы получить ее 30%-ный раствор?
0,05 0 0,3
600 Х1 Х2
Составляем уравнение:
600 · 0,05=Х1 · 0 + Х2 ·0,3
30=0,3 Х2
Х2 =100г (масса оставшегося раствора)
600-100=500г (масса воды)
Вода
Раствор
Новый раствор
13 слайд
Задача. Определите массу воды, которую надо добавить к 20 г 70%-ного раствора уксусной кислоты для получения 5%-ного раствора уксуса.
Решение. m(р-ра1)=20 г. Обозн. m(H2O------х г
m(CH3COOH)=20 г.*0,7=14 г.
m(р-ра2)=(20 +х) г.
ω2=5%=0,05
ω2=
Подставляем и решаем: ,
1+0,05х=14,
0,05х=13,
х=260 г.
Ответ: m(H2O)=260 г.
14 слайд
ЗАДАЧИ
Рассчитайте массу воды и соляной кислоты, которые надо взять для получения 500г 5%-го раствора.
15 слайд
Для дезинфекции ран используется 5%-ный раствор марганцовки. Какую массу марганцовки и воды надо взять для приготовления 200г раствора?
Марганцовки 10г, воды 190г
16 слайд
В домашней аптечке всегда есть 3%-ный раствор «зеленки». Сколько красителя бриллиантового зеленого надо растворить в спирте, чтобы получить 10,25г «зеленки»?
17 слайд
Если вы любите сладкий чай, то на 1 стакан (250 г воды) добавляете две чайные ложки сахара (по 5 г каждая). Какая массовая доля сахара в чае?
18 слайд
Определение исходного металла.
Решение задачи алгебраическим методом.
19 слайд
В решении задач данного типа используются алгебраические приёмы составления уравнения с одним неизвестным, при этом основная природная характеристика неизвестного –молекулярная масса (Mr) и молярная масса (М) обозначаются за X.
20 слайд
При сгорании 10 г металла III группы получено 18,89 г оксида. Определить металл.
Дано:
m(Ме)=10 г
m(Ме2О3)=18,89 г
Ме - ?
21 слайд
10 г 18,89 г
4Ме + 3О2 = 2Ме2О3
4х г 2(2х + 48) г
Составим пропорцию:
10 18,89
4х 2(2х+48)
Пусть М(Ме) = Х г /моль
22 слайд
75,56х = 40х + 960
35,56х = 960
Х = 27, значит Мr(Ме) = 27;
Ar(Ме) = 27.
Исходный металл Al
Ответ: Al
23 слайд
1.Задачи на нахождение массовых долей в смеси .
Задача .Смесь карбонатов калия и натрия массой 7 г обработали серной кислотой, взятой в избытке. При этом выделившийся газ занял объем 1,344 л (н.у.). Определить массовые доли карбонатов в исходной смеси.
Решение. Составим уравнения реакций:
x г y л
Na2CO3+H2SO4=Na2SO4+CO2 ↑+H2O
ν: 1 моль 1 моль
Μ: 106 г/моль 22,4 л/моль
m: 106 г. 22,4 л
(7-x) г (1,344-у) л
K2CO3+H2SO4=K2SO4+CO2↑+H2O
ν: 1 моль 1 моль
Μ: 138 г/моль 22,4 л/моль
m: 138 г. 22,4 л
Составляем два уравнения и решаем их:
24 слайд
Используя метод подстановки, решаем уравнение относительно х:
-22,4х + 138у=185,472-156,8,
-22,4х+138( )=28,672,
-2374,4х+3091,2х=3039,232,
716,8х=3039,232,
х=4,24 г.
Масса карбоната натрия-4,24 г.
ω (Na2CO3)=
Масса карбоната калия – 2,76 г.
ω (К2CO3)=
Ответ: ω (Na2CO3)=60,57%; ω (К2CO3)=39,43%
25 слайд
А 26. Масса нитрата калия, которую следует растворить в 150 г раствора
с массовой долей этой соли 10% для получения раствора с массовой долей
12%, равна
1) 0,3 г
2) 2,0 г
3) 3,0 г
4) 3,4 г
Задания ЕГЭ-2014
26 слайд
А27. Какой объём (н.у.) аммиака может теоретически образоваться при
взаимодействии 50 л (н.у.) азота с необходимым объёмом водорода?
1) 100 л
2) 50 л
3) 25 л
4) 75 л
А 28. Масса кислорода, необходимого для полного сжигания 6,72 л (н.у.)
сероводорода, равна
1) 0,3 г
2) 0,45 г
3) 10,8 г
4) 14,4 г
27 слайд
С1
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций
KMnO4 + HCl = KCl + MnCl2 + Cl2 + H2O
KMn+7O4 + HCl-1 =KCl + Mn+2Cl2 + Cl20 + H2O
Mn+7 + 5ē → Mn+2 2 о – ль, в - ние
2Cl-1 - 2ē → Cl20 5 в – ль, о – ние
2KMn+7O4 + 16HCl-1 = 2KCl + 2Mn+2Cl2 + 5Cl20 +8H2O
28 слайд
С4. Определите массовые доли (в %) сульфата железа(II)
и сульфида алюминия в смеси, если при обработке
25 г этой смеси водой выделился газ, который полностью прореагировал с 960 г 5%-ного раствора сульфата меди.(Алгебраическим методом)
С5. При взаимодействии 25,5 г предельной однооснóвной карбоновой кислоты
с избытком раствора гидрокарбоната натрия выделилось 5,6 л (н.у.) газа.
Запишите уравнение реакции в общем виде. Определите молекулярную
формулу кислоты.(Методом пропорций)
29 слайд
Практическое применение решения химических задач математическими способами.
Области применения решения химических задач алгебраическими способами имеют очень широкий спектр: это, конечно, уроки химии, где решаются задачи по различным темам математическим способом. Также в заданиях части В по математике появились химические задачи, которые решаются математическим способом. Расчетные химические задачи мы применяем в быту, например, для разведения уксусной эссенции, только многие делают это на бессознательном уровне (например, на 1 столовую ложку уксуса 9 ложек воды), но если разобраться, то все это с легкостью просчитывается. Умение решать химические задачи математическими способами требуется также в машиностроении, самолетостроении и во многих других сферах жизни.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Области применения решения химических задач алгебраическими способами имеют очень широкий спектр: это, конечно, уроки химии, где решаются задачи по различным темам математическим способом. Также в заданиях части В по математике появились химические задачи, которые решаются математическим способом. Расчетные химические задачи мы применяем в быту, например, для разведения уксусной эссенции, только многие делают это на бессознательном уровне (например, на 1 столовую ложку уксуса 9 ложек воды), но если разобраться, то все это с легкостью просчитывается. Умение решать химические задачи математическими способами требуется также в машиностроении, самолетостроении и во многих других сферах жизни.
6 663 997 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Мамунц Светлана Самвеловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
72/108 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.