Инфоурок Математика Другие методич. материалыПрезентация на тему "Технология работы с текстом на уроках математики".

Презентация на тему "Технология работы с текстом на уроках математики".

Скачать материал
Скачать материал "Презентация на тему "Технология работы с текстом на уроках математики"."

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Художественный руководитель

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Технология работы с текстом на уроках математики.Познавательный интерес учащ...

    1 слайд

    Технология работы с текстом на уроках математики.

    Познавательный интерес учащихся, качество знаний во многом зависит от умения учителя научить школьников рациональным методам работы с учебником, книгой, справочной и иной литературой

  • Работа с учебником проводится параллельно по двум направлениям:
Работа с учеб...

    2 слайд

    Работа с учебником проводится параллельно по двум направлениям:

    Работа с учебником с помощью учителя.

    Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника.

  • При этом формируются следующие навыки и умения: Сделать анализ содержания тек...

    3 слайд

    При этом формируются следующие навыки и умения:
    Сделать анализ содержания текста, рисунка в тексте.
    Уметь выделять главное в тексте, таблице, на рисунке.
    Сравнивать, делать обобщения, выводы по тексту.
    Составлять по тексту план рассказа.
    Составлять вопросы к тексту.
    Вести словарь математических терминов по теме.
    Выполнять схемы, таблицы, графики по тексту учебника.
    Готовить сообщения, писать конспекты, “сочинения”.
    Работа над рефератами по определенной теме.
    Составлять карточки-консультанты по теме учебника. (“шпаргалки” по теме).
    Формирование умений охватывает текст как целостность

  • Виды работы с текстом:Чтение текста вслух
Чтение текста про себя
Воспроизвед...

    4 слайд

    Виды работы с текстом:

    Чтение текста вслух
    Чтение текста про себя
    Воспроизведение содержания прочитанного вслух
    Обсуждение прочитанного материала
    Разбиение прочитанного текста на смысловые части (в начале с помощью учителя, потом самостоятельно), выделение главного
    Самостоятельное составление плана прочитанного, который может быть использован учеником при подготовке к ответу
    Работа с оглавлением и предметным указателем
    Работа с рисунками и иллюстрациями
    Работа над понятием, термином
    Составление конспекта, схемы, таблицы, графика на основе материала, изученного по учебнику

  • Этапы работы с учебником на уроке математики1 этап Работа до чтения
2 этап Ра...

    5 слайд

    Этапы работы с учебником на уроке математики
    1 этап Работа до чтения
    2 этап Работа с текстом учебника непосредственно
    3 этап Работа после чтения

  • Приемы работы с учебным текстомДо чтения текста 
•  Выбор стратегии чтения, т...

    6 слайд

    Приемы работы с учебным текстом
    До чтения текста
    •  Выбор стратегии чтения, то есть анализ последовательности изучения тем, параграфов, глав.
    •  Экскурсия по книге — пролистывание, разглядывание картинок, знакомство с оглавлением и т. д.
    •  Определение цели чтения, вида чтения, способа переработки информации, уровня работы с текстом.
    •  Прогноз содержания параграфа, главы, книги с помощью заголовков.

  • Во время чтения текста  Постраничный анализ текста. 
 Деление текста на смыс...

    7 слайд

    Во время чтения текста

    Постраничный анализ текста.
    Деление текста на смысловые части.
      Выделение главного в прочитанном, основных мыслей в тексте.
      Выбор ключевых слов, фраз, словосочетаний.
      Выбор из текста незнакомых слов, словосочетаний и выяснение их значений.
      Выбор слов-сигналов, обращающих внимание на то, что нужно запомнить.
      Составление плана главы.
    Составление вопросов к тексту.
      Поиск ответов на поставленные вопросы.
      Чтение про себя.
      Чтение по ролям.
      Чтение вслух.
      Соотнесение собственной точки зрения на поставленную проблему с текстом учебника.
      Подтверждение основных положений текста собственными примерами.
      Работа в парах по разбору обоснования и доказательства.

  • После прочтения текста  Поиск дополнительной литературы по изучаемой теме....

    8 слайд

    После прочтения текста

      Поиск дополнительной литературы по изучаемой теме.
      Составление заданий, аналогичных тем, которые встретились в тексте.
      Пересказ содержания от собственного имени или от имени одного из героев.
      Составление схем, рисунков, планов, конспектов, словарей, алфавитных указателей, рефератов, реклам, антиреклам и т. д.
      Составление контрольных вопросов к прочитанной книге для следующих читателей.
      Восстановление текста по рисункам.
      Придумывание своих заголовков к тексту.
      Написание рецензий к выбранному фрагменту книги

  • Построчный анализВ тексте выбирается один ключевой фрагмент (объемом не бо...

    9 слайд



    Построчный анализ

    В тексте выбирается один ключевой фрагмент (объемом не более одного - двух абзацев), который, во-первых, содержит в себе указания на наиболее важные аспекты изучаемого материала, а во-вторых, несет эмоциональную нагрузку парадоксальности, неожиданности. На основе этого фрагмента организуется эвристическая беседа, в ходе которой раскрывается математическое содержание всего текста.

  • Выделение главногоУчащиеся самостоятельно читают текст и выбирают наиболее в...

    10 слайд

    Выделение главного

    Учащиеся самостоятельно читают текст и выбирают наиболее важные, с точки зрения математического содержания, предложения и абзацы. Выбранные фрагменты или выделяются непосредственно в тексте с помощью карандашных пометок и подчеркиваний, или в кратком виде фиксируются в тетради. После проведения такой работы ее результаты необходимо обсудить.

    Когда формирование умения вычленять основные моменты учебного текста только начинается, лучше заранее ставить вопросы, которые нацеливают учащихся на выделение основных моментов и главной мысли в тексте.

    Описанный прием рекомендуется применять при организации предваряющего чтения, когда учащиеся знакомятся с новым материалом до пояснений учителя. Его можно использовать как в классной (для фрагментов текста объемом 1-2 страницы), так и в домашней работе (для небольших по объему глав).

  • Работа с рисунком учебникасодержание рисунка разбирается по вопросам, после ч...

    11 слайд

    Работа с рисунком учебника
    содержание рисунка разбирается по вопросам, после чего учитель предлагает найти текст к рисунку и прочитать его.
    учащиеся рассматривают рисунок, а затем находят текст к рисунку и читают его.
    содержание изучаемого материала восстанавливается в процессе обсуждения приведенных в тексте иллюстраций. При этом к каждому рисунку подбирается подпись и фиксируется в тетрадях учащихся.

  • Работа над новыми терминамиВыписать новые термины и их определения. Важно нау...

    12 слайд

    Работа над новыми терминами
    Выписать новые термины и их определения. Важно научиться записывать термины так, чтобы их можно было легко находить среди других записей – брать в рамку, подчеркивать или выделять;
    Записать терминологический текст (составленный учителем), вставить пропущенные термины и подчеркнуть их. Данная форма может охватывать практически все новые термины конкретного урока и помогает обнаружить взаимосвязь между ними;
    Заполнить таблицу.

  • ЗакладкиБерется полоска бумаги длиной чуть больше высоты страницы и шириной...

    13 слайд

    Закладки

    Берется полоска бумаги длиной чуть больше высоты страницы и шириной 3- 5 см . Она накладывается вертикально рядом с текстом, и на уровне верхнего края страницы на закладке делается отметка (горизонтальная черта). В результате такая полоска-закладка превращается в «накладные поля» для выбранной страницы (номер страницы обязательно указывается на закладке). На ней ученик отмечает важные фрагменты текста и комментирует их. Все записи на закладке делаются на уровне соответствующих строк текста. Наличие горизонтальной черты, отмечающей верхний край страницы, позволяет затем учителю легко осуществлять проверку закладок по своему учебнику.
    Основная дидактическая цель составления закладок — создать условия для формирования навыков осознанного чтения математических текстов.
    Такой способ работы с текстом удобно использовать в качестве домашнего задания. Рекомендуется выполнить закладки по текстам глав, в которых содержится наиболее важный материал темы (после анализа этого материала в классе). Также можно использовать этот прием и как способ организации предваряющего чтения.

  • Составление вопросов к тексту Такую форму работы рекомендуется проводить с у...

    14 слайд

    Составление вопросов к тексту

     Такую форму работы рекомендуется проводить с уже знакомым учащимся текстом. Удобно предлагать задание составить вопросы к тексту в качестве домашнего, но можно использовать этот прием и при работе в классе.
    Составленные вопросы необходимо обязательно проверить (как обычное домашнее задание). Желательно дать ученикам возможность задать их на уроке: если вопрос корректен, на него отвечает кто-либо из учеников по выбору учителя или задающего вопрос; если формулировка неточна, ее исправляют в процессе обсуждения. Можно также провести письменный теоретический опрос (диктант), составленный из наиболее удачных вопросов, сформулированных учащимися.

  • Подбор заголовка к тексту
Учитель указывает границы небольшого фрагмента тек...

    15 слайд

    Подбор заголовка к тексту

    Учитель указывает границы небольшого фрагмента текста (1-2 абзаца), и учащиеся предлагают варианты заголовков для него. После обсуждения в тетрадях фиксируются 1-2 наиболее удачных. Такой прием позволяет подготовить учащихся к использованию более сложных способов работы с текстом: составлению плана, тезированию, конспектированию

     Составление плана текста
    Перед тем, как предлагать учащимся такую форму работы, необходимо предварительно несколько раз поработать с предыдущим приемом (подбор заголовков к фрагментам текста).

    Перед тем, как ученики начнут составлять план, можно указать, что в данном параграфе есть столько-то основных моментов, и предложить им их выделить самостоятельно.


  • Как составить конспект? Конспект – краткое изложение материала. ознакомитель...

    16 слайд

    Как составить конспект?
    Конспект – краткое изложение материала.
    ознакомительное чтение текста;
    вдумчивое чтение текста с использованием пометок карандашом;
    составление плана прочитанного;
    чтение текста и отбор главного материала по каждому пункту плана;
    запись отобранного материала своими словами или в виде цитат.

  • Правила составление тезисов.ознакомительное чтение текста;
повторное чтение...

    17 слайд

    Правила составление тезисов.

    ознакомительное чтение текста;
    повторное чтение текста, разделение его на части;
    в каждой части прочитанного текста выделение главной мысли;
    изложение мысли своими словами;
    тезисы должны быть краткими, четкими, ясными;
    запись тезисов в форме утверждений или отрицаний.

  • Составление предметного указателя Этот прием анализа текста рекомендуется ис...

    18 слайд

    Составление предметного указателя

     Этот прием анализа текста рекомендуется использовать на заключительных этапах работы с учебником. Прежде всего, необходимо сформировать список ключевых терминов в изученном материале (обсудив его вместе с учащимися).
    Затем эти термины распределяются между учащимися (по 2-4 каждому).
    Более эффективен следующий подход: сначала выбрать главы, в тексте которых может упоминаться определенный термин, и только их просмотреть внимательно. Выбор для конкретного термина подходящих глав учебника является сам по себе очень полезным заданием. Его выполнение позволяет создать условия для установления связей внутри изученного материала, что дает возможность формировать математические знания учащихся в системе, а не фрагментарно.
    Поиск конкретного термина в тексте уже выбранной главы также представляет собой самостоятельный методический прием. Он способствует формированию у учащихся умений осуществлять своеобразное «сканирование» текста: быстрый просмотр с узкой концентрацией внимания только на заданной информации.

  • Как сравнить объекты? Сравнить – это значит сопоставить в равных условиях, н...

    19 слайд

    Как сравнить объекты?
    Сравнить – это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия.
    1. определить объекты сравнения;
    2. выделить признаки, по которым они будут сравниваться;
    3. найти общие черты;
    4. найти черты отличия;
    5. объяснить причины того и другого и сделать выводы.

  • При работе с текстом учебника возникает опасность механического запоминания м...

    20 слайд

    При работе с текстом учебника возникает опасность механического запоминания материала. Чтобы избежать этого, важно обратить внимание учащихся на цель изучения материала; указать им, что следует запомнить, а что принять к сведению; дать инструкцию по работе с текстом учебника, обратив их внимание на то, что следует записать в тетради.

  • При обучении работе с учебником надо уметь ввиду, что к выборе текстов для са...

    21 слайд

    При обучении работе с учебником надо уметь ввиду, что к выборе текстов для самостоятельного изучения нужно подходить осторожно. Если будут предлагаться трудные тексты, многие ученики потеряют уверенность в своих силах и интерес к такой работе.

  • Для самостоятельного изучения полностью или частично предлагаются темы:
соде...

    22 слайд

    Для самостоятельного изучения полностью или частично предлагаются темы:


    содержание которых является обобщением ранее изученного материала с небольшими дополнениями («Свойства действий над числами», «Различные способы разложения на множители» и т.д.);
    содержание которых состоит из решения конкретных примеров («Решение задач с помощью уравнений», «Сложение и вычитание многочленов» и т.д.);
    в которых дается ряд новых понятий и определений («Уравнение и его корни», «Одночлен и его стандартный вид» и т.д.).

  • Принципы:Принцип регулярности.
Принцип опоры на ранее полученные знания.
При...

    23 слайд

    Принципы:

    Принцип регулярности.
    Принцип опоры на ранее полученные знания.
    Принцип сравнения с ранее изученными материалами.
    Принцип доступности.
    Принцип самостоятельности.
    Принцип взаимопомощи и сотрудничества.
    Принцип взаимоконтроля.
    Принцип самоконтроля.

  • Формирование умений и навыков работы с учебником должно проводиться системати...

    24 слайд

    Формирование умений и навыков работы с учебником должно проводиться систематически, начиная с 5 класса.

    “Обучение работе над учебным текстом”
    может проводиться по такому плану:


    Работа с учебником после объяснении нового материала.
    Чтение текста учителем с выделением главных мыслей.
    Чтение текста учителем и составление плана прочитанного.
    Составление учителем образца ответа по составленному плану.
    Ответ учащихся по составленному плану.
    Чтение текста учащимися и разбиение его на составные части.
    Чтение учащимися текста и самостоятельное составление плана прочитанного.

  • Самостоятельная работа школьников с учебником будет протекать успешно, если...

    25 слайд


    Самостоятельная работа школьников с учебником будет протекать успешно, если у них достаточный уровень навыка чтения. Поэтому одной из первых задач учителя является развитие у учащихся навыков быстрого и беглого чтения.
    Большое внимание следует уделять привитию культуры работы с книгой, воспитанию умения школьников читать учебник, математическую литературу. С этой целью в кабинете математики может быть организован уголок «Как работать с книгой». В нем размещены списки литературы, знакомящие с тем, как нужно работать с книгой, инструктивные памятки, методические рекомендации: «Заповеди читателя», «Методы чтения», «Правило быстрого чтения», «Как читать математическую книгу», правила для написания планов, конспектов, тезисов, рецензий; советы, как писать и оформлять статью, доклад, как пользоваться каталогами, библиографическими указателями.

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Познавательный интерес учащихся, качество знаний во многом зависит от умения учителя научить школьников рациональным методам работы с учебником, книгой, справочной и иной литературой. Работа с учебником проводится параллельно по двум направлениям: работа с учебником с помощью учителя; самостоятельная работа учащихся с материалом учебника. Презентация на тему  "Технология работы с текстом на уроках математики" содержит этапы работы с учебником на уроке математики,перечисляются  приемы работы с текстом на каждом из этапов, расшифровывается суть некоторых приемов, приводятся  рекомендации для обучения работе с текстом и  план обучения работе над учебным  текстом на уроке математики. 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 192 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 578
    • PPTX 556.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Долгополова Елена Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Долгополова Елена Михайловна
    Долгополова Елена Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 24094
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: отрицательные числа, дроби, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 113 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 121 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Математика" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 201 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 514 человек

Курс повышения квалификации

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средствами математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 207 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 864 человека

Мини-курс

Детская нейропсихология: особенности, диагностика, исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 55 человек

Мини-курс

Основы работы в After Effects

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре: архитектурные решения гениальных изобретателей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе