Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
Лозунг победителей:
«Держаться вместе,
любить и помогать друг
другу, уметь искренне
прощать обидчика»
10 слайд
11 слайд
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Классный час
«Дню народного единства в России посвящается…»
ЦЕЛЬ: воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств личности,
интереса к историческому прошлому и настоящему России
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. электронная презентация, выставка книг об истории
России
ФОРМА: устный журнал
1. Актуализация знаний учащихся о государственных праздниках
Учитель: Сегодня мы с вами на классном часе поговорим об одном очень
важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября
2005 года.
2. Определение темы классного часа
Учитель: Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна? (День
народного единства). Кто из вас знает, что символизирует этот праздник?
(предположения учащихся). Более полно о празднике – Дне народного
единства узнаем на классном часе (с какого времени празднуется и что
символизирует).
Слайд 1
3. Выступление учащихся
1-й ученик. Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они
совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи...
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулась!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Чувство
торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный
народ)
4. Пословицы о Родине.
Учитель: Какие пословицы о своей Родине и ее главных городах вы знаете?
(учащиеся перечисляют по очереди)
• Своя земля и в горсти мила. Своя земля — свой прах.
• Без корня и полынь не растет.
• Всяк кулик своё болото хвалит.
• Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.
• Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.
• Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова.
• Москва всем городам мать.
• Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
• Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная,
словоохотливая.
• Питер — кормило, Москва — корм. Питер — голова, Москва — сердце.
• В Москве сорок сороков церквей (церкви в Москве были разделены на
благочиния по сорокам).
5. Из истории праздника.
Учитель: Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова, в
чем смысл сегодняшнего праздника? (В единстве, единении народа — сила
России) Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории! Россия
много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса,
вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи,
спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя
всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у
нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали
страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и
сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После
каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
Учитель: Давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда
Россия имела примерно такой вид.
Слайд 2
Московский Кремль XVI — XVII вв.
- Кого вы здесь видите? (Людей, которые населяли Россию, дома, дворцы и
православные храмы.)
- Знаете ли вы, какими сословиями было представлено население России в
XVII веке?
(Идет работа в группах. Учащиеся составляют список, в который по
возможности включают слова: князья, бояре, духовенство, дворяне,
купцы, ремесленники, крестьяне, стрельцы, воеводы, казаки и др.)
6. О Минине и Пожарском.
- Одним из жителей Руси того времени были Кузьма Минин, обычный
продавец мяса и рыбы, земский староста. Он считался в Нижнем Новгороде
«излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл».
- А ещё Князь Дмитрий Пожарский. Он был очень скромным и простым
в обращении и никогда не стремился к исключительному влиянию на людей
и события.
Слайд 3-4
- Именно такие простые русские люди встали во главе ополчения, когда на
русскую землю напали польские интервенты и повели в бой русских воинов.
- И 4 ноября 1612 году Москва была освобождена от польских интервентов,
конечно же, под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия
Пожарского. Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве
и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и
классовой принадлежности.
Сл5
- Кузьма Минин за свой подвиг получил в 1613 г от царя Михаила
Фёдоровича Романова звание «думного дворянина» и стал получать
жалование 200 рублей в год. А также царь пожаловал ему село Богородское с
деревнями и дом казны на соборной площади Нижегородского Кремля. А
Дмитрий Пожарский был награждён чином боярина.
- Знаете ли вы, что это за памятник?
Слайд 6
На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю
Пожарскому благодарная Россия».
«Гражданину
Минину и князю
Пожарскому
благодарная
Россия»
- Чтобы ваше представление об этих людях стало полнее, прослушаем
отрывок из пьесы А.Н.Островского «Козьма Захарьич Минин» и рассмотрим
картину русского живописца Константина Маковского.
- Итак, осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма
Минин начал собирать народное ополчение...
Народ.
— Эко рыдание во всем соборе!
— Да и было отчего!
— Гибнет, говорят, наше государство! Гибнет вера православная!
— Мы за веру православную должны до смерти стоять!
— А кто же прочь?
— Подожди малость, Кузьма Захарьич говорить хочет!
Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине
святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери
одной?
Народ. Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере
православной.
Минин. И еще, братья, коли хотим помочь, не пожалеем наших достояний!
Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и домы! А будет
мало — жен, детей заложим!
Голоса. Заложим жен! Детей своих заложим!
Минин. Что мешкать даром? Время нас не ждет! Нет дела ратного без
воеводы: изыщем, братья, честного мужа, которому то дело за обычай, —
вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?
Народ. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого
нам не надо!
Минин. Воля Божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править
нами! Глас народа — глас Божий! Теперь, друзья, несите, кто что может, на
дело земское, на помощь ратным. Я, — Господи, благослови начало! — свои
скопленные и трудовые — все, до единого рубля кладу!
Народ (кладут деньги кто сколько может).
— Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую.
— Что деньги? Деньга — дело наживное!
— Все отдадим! Теперь не до нарядов!
— Вот наши деньги из квасного ряду!
— Из рукавичного!
— От ярославцев!
— Костромичи собрали — принимайте!
— Стрельцы Колзакова, Баима сотни!
— Вот праздник, так уж праздник!
Минин. И я смотрю, душа во мне растет. Не явно ли благословенье Божье!
Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Недалеко то время, когда,
вооружаясь и окрылатев, как непоборные орлы, помчимся на врагов. Пусть
лютый враг, как лев, зияет; не страшен нам злохитрый рык его!
Учитель:
• Как называет Минина народ?
• Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов
и дел это видно?
• Кого поставили во главе ополчения?
• Каким вам представился образ Кузьмы Минина?
• Какими качествами характера обладал Кузьма Минин? Надо было спасать
Родину, предстояло сделать именно то, что было не по силам целому ряду
политиков, облеченных самой высокой властью.
• Сделайте заключение о чертах характера Минина, выбрав нужные слова.
(Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный,
сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее,
самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный,
умеющий воодушевить людей и повести их за собой.)
- Как вы думаете, приходилось ли Кузьме Минину сражаться с врагами
или он предпочитал руководить опасными предприятиями из тиши
кабинетов? (ответы учащихся)
- А каким, по вашему мнению, оружием пользовались ополченцы того
времени? (предположения учащихся)
- Рассмотрите изображение сабель и определите, какая из них
принадлежала Минину, а какая — Пожарскому. Обоснуйте ответ.
Слайд 7
Сабли Минина и Пожарского
(Пожарский — князь, поэтому его сабля богаче отделана, а Минин —
простой человек, и у него она простая.)
Слайд 8
- Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи
служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности.
Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охвативших народ, они напомнили о
том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего... Выходец из
народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский! Все их помыслы, вся
воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской. И они
совершили невозможное, победили врага, полонившего страну.
- День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День
народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов,
несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения,
праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните
лозунг победителей?
Слайд 9
Лозунг победителей:
«Держаться вместе,
любить и помогать друг
другу, уметь искренне
прощать обидчика»
- В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем главные слова:
Слайд 10
7. Итог классного часа
Слайд 11
- Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и
сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.
Спасибо за участие в классном часе!
6 625 484 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Петренко Наталья Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.