Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Кинолекторий
как проблемно-ориентированный метод
социально-воспитательной работы
с детьми и подростками
Разработан
педагогом-психологом
СТЕПАНОВОЙ
Мариной Павловной
2 слайд
Описание проекта:
Актуальность и социальное значение
«Роль школы и
других образовательных учреждений…
в формировании будущего поколения
социума, адекватности его отношения
к государству, активность вовлеченности в
его инфраструктуру и …толерантность
к прошлому и будущему своей страны –
непреложна и огромна.»
(В.В.Путин, брифинг СМИ 29.11.2009)
«Во все времена кино воспитывало,
Формировало идейность, являлось и
является личностно-образующим
фактором» (Н.С. Михалков, выступление 2008г.)
3 слайд
Стратегия данного проекта состоит в реализации следующих
Целей:
позитивная динамика личностного развития подростков за счет создания базы рефлексивного опыта и накопления готовых моделей поведенческих конструктов («Как поступать в том или ином случае,»,
формирование навыков социального прогнозирования,
освоение адаптационных технологий взаимодействия
осознание потребности в личностном и духовно-нравственном развитии
соответствие индивидуальной «Я-концепции» учащегося условной модели выпускника
4 слайд
Тактика реализации проекта предусматривает решение ряда обязательных задач, в том числе:
выявление проблемно-образующих факторов, ревизия и калькуляция ресурсной базы;
создание инициативной группы, ответственной за организацию деятельности в рамках проекта;
разработка программы кинолектория в соответствии с планируемой возрастной проблематикой для каждой учебной параллели
подготовка материально-технической комплектации (документация, медиатека и пр.)
5 слайд
Методология деятельности.
В ходе решения социально-педагогических задач в рамках проекта могут быть задействованы формы и методы, отвечающие следующим критериям:
этичность соответствие возрастным и психологическим особенностям;
экологичность (отсутствие травмирующих компонентов);
экономичность (по времени и оборудованию).
6 слайд
Алгоритм выполнения основной формы работы:
планирование просмотров на учебный год, доведение до сведения классных руководителей плана просмотра и тематики, в соответствии с прогнозируемой возрастной проблематикой, внесение просмотров в общий план воспитательной работы классов
плановый просмотр фильма классом
анкетированный опрос по содержанию фильма (структурированное интервью, в ряде случаев – эссе по заданной теме)
7 слайд
анализ и обобщение диагностических данных, информирование классных руководителей, родителей и самих учащихся в контексте профессионального мнения психолога, разработка рекомендаций
фиксация результатов диагностики и наблюдения в виде установленных форм (банк данных)
координация дальнейшей воспитательной работы в соответствии с диагностической картиной класса
8 слайд
Ожидаемая результативность и оценка эффективности деятельности по реализации проекта задана, во-первых, его критериальностью и определяется положительной динамикой показателей этой критериальности:
Повышение степени осознанной самоидентификации в целом по классу и индивидуально каждым учащимся;
Стабильный позитивный настрой к себе и миру
Позитивный рост степени проявления навыков и умений самопрезентации учащихся в процессе социальных дебатов
Положительная динамика степени социальной компетенции и ориентации в социально-нравственных вопросах социума
9 слайд
Спасибо за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
О “потерявшемся поколении”, о бедственном положении и духовном нездоровье современной молодежи сказано и написано немало. Самое драматическое состоит в том, что происходит десоциализация подрастающего поколения, отчуждение его от общественных идеалов, интересов и ценностей, от социума. Для многих молодых людей смыслом и делом жизни становятся деньги любой ценой, а совесть и честь перестают быть мерилом во взаимоотношениях между людьми, компасом поведения и отношений. В молодежнойсреде утрачивается иммунитет к псевдокультуре, к вирусам зла, насилия и низменных страстей. Кто же они сегодня - завтрашние граждане России? Каков их духовный и профессиональный ресурс? Достаточен ли он для того, чтобы позитивно действовать на экономику и политику, на культуру и образование? Какие ценности предпочтительны в молодежной среде? Каковы возможности конструктивного решения молодежных проблем? Эти, и многие другие, схожие по содержанию и смыслу вопросы, отражают проблему поиска адекватных реалиям времени и запросам нового поколения технологий воспитания детей и подростков, отвечающих требованиям стандартов новой школы.
Также, проблемнообразующим фактором является тот факт, что современное поколение детей ограничено в возможности формирования разностороннего социального опыта, такого, который в избытке осваивало предыдущее поколение их сверстников в прошлом веке: дворовые команды, относительная безопасность перемещения в границах места проживания, нерегламентируемое взрослыми свободное время и т.п. - в этих условиях подрастающее поколение проходило этап социализации, самоидентифицировалось, формировало опыт общения в рамках собственного микросоциума. На современном этапе основная масса подростков и детей более младшего возраста, скорее осваивает общение в виртуальном пространстве социальных сетей, чем в условиях реальных коммуникаций. Мотивация к общению снижена, навыки коммуникативной культуры осваиваются недостаточно. В результате, диапазон форм чувственного, эмпатийного опыта личности скуден и не слишком разнообразен. К сожалению, в большинстве случаев семья не только не способствует адекватной социализации растущего человека, но и создает условия, способствующие желанию «уйти от действительности»- статистические данные, иллюстрирующие рост количества случаев подростковой зависимости от интернета, наркотиков, стимулирующих напитков и т.п. в последние годы «зашкаливает». Единственной реальной силой, противостоящей явлениям деградации нравственных устоев подрастающего поколения, была и остается система образования – основного и дополнительного, грамотно и профессионально способствуя адекватной социализации, обучению, освоению не только системы предметных знаний, но и опыта взаимодействия и толерантного отношения к социуму. «Роль школы и других образовательных учреждений…в формировании будущего поколениясоциума, адекватности его отношения к государству, активность вовлеченности вего инфраструктуру и …толерантностьк прошлому и будущему своей страны –непреложна и огромна. «(В.В.Путин, брифинг СМИ 29.11.2009). Актуальность исследования проблемы выбора и создания технологий и методических приемов, эффективных при взаимодействии с современным учащимся, задана значимостью самой проблемы. Проведенный обширный анализ научно-педагогической литературы и массовой практики содержательного наполнения свободного времени детей позволяет в основе выделить виды деятельности, обеспечивающие эффективность работы с детьми в сфере их свободного времени, поскольку большинство отечественных и зарубежных ученых напрямую связывают свободное время с деятельностью, определяя его как время досуга и творческой деятельности вне производства (в нашем случае вне учебы в школе), используемого для самодеятельного удовлетворения потребностей и развития способностей человека, как само богатство, т.к. оно дает простор для свободной деятельности и развития.Возможно, именно поэтому в настоящее время резко снизился потенциал социально-коммуникативной культуры детей и подростков, у которых базовый потенциал знаний о мире и системе общечеловеческих ценностей недостаточен и часто искажен. В сущности, современный подросток мало подготовлен к продуктивной интеграции в социум, даже при условии успешного освоения знаний по учебным предметам. Молодежные сообщества дезинтегрированы и тяготеют к ограниченной идеологии субкультур. Житейский опыт подростков не соответствует возрасту, весьма ограничен и однобок. Учитывая эти факты, непреложна важность организованного и структурированного досуга, как продуктивного свободного времяпрепровождения – момента формирования жизненного опыта. Всё вышесказанное подтверждает необходимость выделения педагогического ресурса для содействия детям и подросткам в оптимизации использования свободного от учёбы времени, организации здорового и социально-значимого досуга. Социально-психолого-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках учреждения образования детей, базируются на том, что они:
· связаны с удовлетворением исключительно важных для детей социальных, материальных и духовных потребностей;
· являются полноценными носителями ценностей, зафиксированных и определенных в целях, содержании деятельности, а также в социальных ролях, нормах, правилах поведения;
· ведут их к более глубокой личностной интериоризации, способны, в силу своей значимости, корректировать поведение детей в соответствии с общепринятыми социальными нормами и ценностными ориентациями.
Вопрос о содержании свободного времени является одним из важных аспектов в решении проблемы успешной социальной адаптации детей и подростков. Наличие необходимого количества (величины) свободного времени и даже установление оптимальной его структуры не могут сами по себе решить проблему рационального использования свободного времени в целостном процессе обучения, воспитания и творческого развития детей. Именно внеучебное время – оптимально для создания условий формирования житейского опыта учащихся посредством моделирования ситуации размышления (рефлексии) и обсуждения наиболее типичных социальных конфликтных и личностно-развивающих ситуаций.
Один из наиболее удачных вариантов реконструкции системы организации свободного времени учащихся – широкое использование средств кинематографа в системе интеграции досуговой деятельности, обучения и воспитания детей и подростков. В контексте вышеуказанного, объективно актуально высказывание В.И.Ленина в беседе с Луначарским: «Из всех видов искусств, важнейшим для нас является кино» (Сб. соч.т. Х111, «Письма»), так же как и созвучное «Во все времена кино воспитывало, формировало идейность, являлось и является личностно-образующим фактором» (Н.С. Михалков, выступление 2008г.). Просмотр и осмысление содержания кинолент, отражающих возрастную проблематику детей и подростков, безусловно, создают условия для переживания и фиксации чувственного опыта, как личного багажа воспоминаний в соответствии с принципами позитивной динамики личностного развития подростков, за счет создания базы рефлексивного опыта и накопления готовых моделей поведенческих конструктов («Как поступать в том, или ином случае», навыки социального прогнозирования, адаптационные технологии), способствует осознанию потребности в личностном и духовно-нравственном развитии.
Все выше сказанное нашло отражение в разработке и реализации образовательного проекта «Кинолекторий, как проблемно-ориентированный метод формирования социальной и коммуникативной компетентности детей и подростков» на базе одной из школ г. Рязани.Выбор средств социально-педагогического воздействияне случаен: современную культуру социального взаимодействия невозможное представить без системы средств массовой информации, первым из которых стало кино.
В ходе решения социально-педагогических задач в рамках проекта были реализованы формы и методы, отвечающие следующим критериям:
· Этичность, как соответствие возрастным и психологическим особенностям;
· экологичность (отсутствие травмирующих компонентов);
· экономичность (по времени и оборудованию).
Алгоритм выполнения основной работы по реализации проекта реализован следующим образом:
1. планирование просмотров на учебный год, доведение до сведения классных руководителей плана просмотра и тематики, в соответствии с прогнозируемой возрастной проблематикой, внесение просмотров в общий план воспитательной работы классов
2. плановые просмотры фильмов классами
3. анкетированный опрос по содержанию фильма (структурированное интервью, в ряде случаев – эссе, как отражение впечатлений)
4. анализ и обобщение диагностических данных, информирование классных руководителей, родителей и самих учащихся в контексте профессионального мнения психолога, разработка рекомендаций
5. фиксация результатов диагностики и наблюдения в виде установленных форм (банк данных)
6. координация дальнейшей воспитательной работы в соответствии с диагностической картиной класса
Выбор фильмов для просмотра основывался на рекомендациях профессора Селевко Г.К., отражающих возрастную динамику социализации и самоидентификации учащихся от 1 до 11 класса, указывающих на ориентировочную норму решения возрастной задачи учащимися каждой учебной параллели (или проявления возможных отклонений от условной нормы развития):
Таблица
Динамика социализации и самоидентификации личности учащегося в период обучения с 1 по 11 класс и направления работы в рамках проекта «Кинолекторий…»
Класс
Ведущая потребность развития
Позитивный вариант личностного развития
Отклонение от норм развития и показания к коррекции и развитии
Рекомендуемая тематика
Перечень кинолент
1 -4 классы
Волевые качества, произвольность, коллективизм
Этика поведения (внутренняя позиция школьника, социальная толерантность)
Этическое недоразвитие, несамостоятельность, социальная уязвимость
Значение организации времени и деятельности;
Понятия и значимость
Взаимовыручки, коллективизма и дружбы;
Правда и ложь; добро и зло; ответственность за поступки и их последствия
«Удивительные приключения Дениса Кораблева»
«12 месяцев»
«Королевство кривых зеркал»
«Незнайка с нашего двора »
«Приключения Петрова и Васечкина»
«Сказка о потерянном времени»
«Морозко»
«Умные вещи»
«Приключения в городе, которого нет»
«Тайна железной двери»
5 класс
Самопознание
Психологическая грамотность, умение и мотивация к обучению
Сужение кругозора и эрудиции, затруднения в обучении
Взросление и самостоятельность;
Ответственность за себя и других; чувство принадлежности к народу, Родине, человечеству, как возможность личного участия; патриотизм, мужество, защита Отечества
«Чудак из 5-Б»
«Город мастеров»
«Приключения в городе, которого нет»
«Сказка о Мальчише Кибальчише»
м\ф«Десантник Степочкин»
м\ф историко-патриотической направленности «Илья - муромец», «Князь Владимир»; «Лебеди Непрядвы», «Детство Ратибора»
6 класс
Личностное и индивидуальное самоопределение
Самовоспитание
Трудновоспитуемость
Осмысленность бытия, в общечеловеческом и личностном понимании; взаимопонимание и забота о других; сочувствие и толерантность, прогнозирование последствий действий и поступков, ответственность за себя и других
«Три толстяка»
«Синяя птица»
«Не покидай!»
«Три орешка для Золушки» «Золушка»
«Сказка странствий»
«Александр Невский»
«Телеграмма»
«Автомобиль, скрипка и собака Клякса»
«Чучело»
7 класс
Интерес к миру и самопознанию
Самообучение, социальная активность
Неуспеваемость, пассивность и сопротивление социальным требованиям, первые проявления асоциальности
8 класс
Лидерство и самоценность
Самоутверждение в социально-значимой деятельности
Одиночество, отверженность, агрессивность, нигилизм, цинизм, девиантные формы поведения
Самоценность индивидуальности, романтизм взаимоотношений, гендерная принадлежность и полоролевое поведение; асоциальность и конфликт с социумом; права и обязанности, личность и закон
«Индиго»
«Розыгрыш»
«Дикая собака Динго, или повесть о первой любви»
«Вам и не снилось»
«Бум» (для девочек)
«Пацаны» (для мальчиков)
9 класс
Самоопределение и личностная самоактуализация,
Освоение романтических взаимоотношений
Самоидентификация, осознание направленности собственных потребностей
Конформизм, метание, пассивность, уход от деятельности, деликвентные формы девиантного поведения, вовлечение в субкультурные образования
Осведомленность в профнаправленности, самооценка профориентации, личностная позиция в ситуации взросления (выбор профессии, карьерный рост, перспективы создания семьи, родительство)
«Республика ШКИД»
«Офицеры»
«Двадцать лет спустя»
«Обыкновенное чудо»
«Курьер»
10 – 11 классы
Самоконтроль и саморегуляция
Ответственность и координирование собственной жизни, сотрудничество со взрослыми, умение управлять своим поведением
Неуравновешенность, Асоциальность, пассивность и бездеятельность, инфантилизм
Жизненная позиция и ее критериальность; объективный взгляд на собственную судьбу и судьбы народа, страны, человечества, перспективное видение собственного развития, планирование и координация жизненных перспектив, ответственность за настоящее и будущее
«Август восьмого»;
«Школьный вальс»
«Сто дней после детства»
«Мой старший брат»
«Доживем до понедельника»
«Расписание на послезавтра»
«Ключ без права передачи»
«Дневник директора школы»
«Курьер»
Самостоятельная жизнь
(педагоги)
Уверенность и социальная компетентность
Самоактуализация
Асоциальность, неуверенность и социальная несостоятельность
Современная концепция личного отношения к вопросам педагогической практики, анализ актуальной ситуации профессионального взаимодействия, личностный рост и самоактуализация, ответственность за характер причинно-следственных связей поступков и событий
«Похороните меня за плинтусом»
«Крыша»
«Индиго»
«Дорогая Елена Сергеевна»
«Все умрут, а я останусь»
«Доживем до понедельника»
«Расписание на послезавтра»
«Ключ без права передачи»
Основными критериями эффективности этой работы были определены следующие:
· положительная динамика изменений отношения учащихся к социально-педагогической деятельности в рамках проекта (мотивированность к просмотру кинолент, активность обсуждения проблемы сюжета, пространность и эмотивность высказываний при анкетировании и написании эссе);
· положительная динамика оценки микроклимата классов;
· положительная динамика отношения детей и взрослых к различным видам деятельности по улучшению социально-педагогических условий в социуме;
· положительная динамика развития в подростковой среде демократических, самодеятельных начал, отношений гуманного сотрудничества, взаимопомощи, товарищества (анализ содержания творческих работ учащихся);
При этом, оценка эффективности социально-педагогической деятельности по организации кинолектория сопряжена с целым рядом трудностей, таких как:
· Комплексный характер проблем, возникающих у индивида (группы) в ходе социализации, предполагает оказание помощи сразу по нескольким направлениям. Сложность и многообразие целей социально-педагогической деятельности затрудняет их перевод на язык формализованных показателей.
· Проблема эффективности тесно связана с проблемой отсутствия чётких границ социальных норм и стандартов, закрепленных в законодательных актах и общественном сознании. Для их определения чаще используются качественные показатели, нежели
количественные, отсюда возникают определённые трудности в ходе оценки состояния социальных систем и фиксации происходящих в них изменений. В отличие от биологических систем, системы социальные (семья) не обладают той же устойчивостью, так как изменяются не только в историческом, но и в национальном, и в географическом масштабах. Методы оценки, применяемые в социальной сфере (наблюдение, опросы, тесты, и др.), в большинстве случаев приводят к неоднозначным выводам и могут быть подвержены противоположным толкованиям.
· Тем не менее, результативность реализации проекта была задана, во-первых, его критериальностью и определяется положительной динамикой показателей этой критериальности, что может быть выражено повышением степени осознанной самоидентификации в целом по классу и индивидуально каждым учащимся (согласно результатам анкетирования в режиме мониторинга в течение 2 лет);
· стабильный позитивный настрой к себе и миру (те же основания); позитивный рост степени проявления навыков и умений самопрезентации у учащихся в процессе социальных дебатов (по результатам опроса педагогов школы гуманитарного профиля в рамках исходного, текущего и итогового диагностического контроля по данной критериальности); повышение степени социальной компетенции и ориентации в социально-нравственных вопросах социума (опрос учащихся по методике «Анкета выпускника», разработанной по утвержденной Уставом школы «Модели выпускника»)
Во-вторых, немаловажным аспектом результативности является и стабильно высокая мотивация и заинтересованность в этой работе, как учащихся, так и педагогического коллектива.
При разработке и апробации проекта «Кинолекторий…» была использована научная и публицистическая литература, позволяющая обосновать выбор и тематику кинолент, в соответствии с возможными типичными проблемами развития личности на разных возрастных этапах.
6 660 953 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Степанова Марина Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.