Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Основные способы образования слов
Урок русского языка в 10 классе
2 слайд
Цель урока:
Повторение и обобщение знаний по теме «Способы образования слов», отработка практических навыков.
Задачи:
а) обобщить основные сведения по словообразованию,
б) отметить связь словообразования с другими разделами языка,
в) обратить внимание на стилистические функции словообразования,
г) выполнить тренировочные упражнения по теме.
3 слайд
С. Островой. Первородство.
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
– Извини меня! –
Это значит:
– Исключи меня из вины!
У слова – цвет своего огня,
Свое пространство, свои рубежи,
И когда я слышу:
– Обереги меня! –
Это значит:
– Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
– Защити меня! –
Это значит:
– Укрой меня за щитом!
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова – свой норов. Свое нутро.
Если ты в эту проникнешь суть,
Слово тебе сотворит добро.
4 слайд
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Название процесса образования новых слов в языке
Название раздела языкознания, изучающего словообразовательную систему языка.
(Включает в себя морфемику и словообразование)
5 слайд
Морфемика – учение о значимых частях слова, т.е. учение о строении и структуре слова.
Морфема – минимальная значимая часть слова.
Окончание
Корень
Приставка
Суффикс
6 слайд
Непродуктивные
приставки и суффиксы
Приставки:
Па-: пасынок, паводок и др.;
Пра-: правнук, прадед и др.;
Су-: сумерки, сугроб и др.;
Суффиксы:
-ень: ливень, бивень;
-знь: жизнь, боязнь;
-яй: лентяй, слюнтяй;
-ёжь: молодежь;
-арник: кустарник.
7 слайд
Основные способы образования слов
Морфологические
Приставочный
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный
Бессуффиксный
Сложение
Неморфологические
Морфолого-синтаксический (переход частей речи)
Лексико-синтаксический (сращение, слияние)
Лексико-семантический (омонимия)
8 слайд
Разграничение морфемного и словообразовательного анализа
9 слайд
Важно!
Формообразующие морфемы не участвуют в образовании новых слов!
Окончания;
Суффиксы:
-глагола прошедшего времени –л-;
-глагола повелительного наклонения;
-сравнительной степени прилагательных и наречий.
10 слайд
Правописание о и ё после шипящих в разных морфемах
Ё
В корне, если есть чередование с е: шёлк (шелка)
В суффиксах глаголов, причастий, отглагольных прилагательных и существительных в суффиксе –ёр (искл. мажор),
В окончаниях глаголов
О
В корне, если нет чередования с е: шорох
В суффиксах сущ. ок, онк, онок; в суффиксах прилагательных, образов. от существительных; в суффиксах наречий;
В окончаниях существительных и прилагательных
11 слайд
ПОТРЕНИРУЕМСЯ!!!
Задание B1-1. Из предложений 3–5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).
3) Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д.
(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие.
12 слайд
ПОТРЕНИРУЕМСЯ!!!
В1- 2. Определите способ образования слова «полюбоваться» из предложения 23.
(23) Все устоялось и замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на свое отражение в синей воде
13 слайд
ПОТРЕНИРУЕМСЯ!!!
В1 - 3. Из предложений 12 – 16 выпишите слова, образованные приставочным способом.
(12) За деревней – сосняк. (13) Под первой же раскидистой сосной хорошо прилечь и отдохнуть от духоты. (14) Лечь на спину, почувствовать сквозь рубашку прохладную землю и смотреть на небо. (15) За лесом есть одно место, о котором нельзя вспоминать без того, чтобы не сжалось сердце. (16) Какое же это место?
14 слайд
ПОТРЕНИРУЕМСЯ!!!
В1-4. Определите способ образования слова «выживание» (предложение 12).
12) Песня, как и любое музыкальное произведение, – это маленькая программа выживания.
15 слайд
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!!!
Вклад
Суффиксальный
Прилечь, почувствовать
Суффиксальный
16 слайд
Цель урока:
Повторение и обобщение знаний по теме «Способы образования слов», отработка практических навыков.
Задачи:
а) обобщить основные сведения по словообразованию,
б) отметить связь словообразования с другими разделами языка,
в) обратить внимание на стилистические функции словообразования,
г) выполнить тренировочные упражнения по теме.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Образование как часть культуры, безусловно, во многом испытывает на себе все возрастающий процесс информатизации. Новая образовательная парадигма, идущая на смену классической, требует изменения сложившихся представлений о процессе обучения. Учащийся – не объект педагогического воздействия, а активный субъект познавательной деятельности, вовлеченный с помощью новых форм организации учебного процесса в диалог с учителем, в активную, творческую деятельность. Это важно, ведь современный человек должен не только обладать определенным объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, умело используя для этого разнообразные источники (в том числе и медиаресурсы), непрерывно развиваться.
Медиатехнологии, интегрированные в традиционные предметы школьной программы, становятся одним из средств повышения эффективности обучения, т.к. удовлетворяют следующим требованиям:
- способствуют повышению познавательного интереса;
- отвечают практическим потребностям учителя и ученика;
- универсальны в использовании;
- применяются с опорой на базовую учебную программу.
При использовании современных медиа в образовании значительно меняется роль педагога и учащегося, характер самого учебного процесса, его методы и содержание. Современному учителю необходимо не только понимание важности инновационных процессов в образовании, но и знание современных информационно-коммуникативных программ и средств, их функций, возможностей и условий эффективного использования в учебно-воспитательном процессе школы.
Одна из важнейших особенностей медиаобразования – его способность в наглядной форме представлять различного рода процессы, явления, события и т.п., то есть задействовать наглядно-образные компоненты мышления, играющие важную роль в обучении, в том числе при разъяснении и усвоении многих теоретических понятий.
В качестве иллюстрации способов использования медиа как средства обработки учебного материала рассмотрим применение одной из наиболее распространенных сегодня форм презентации - презентацию в Power Point, использование которой позволяет реализовывать принцип наглядности обучения на уроке и повышать мотивацию учащихся (урок в 10 классе по теме «Словообразование»).
6 665 075 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Чебакина Елена Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.