Инфоурок Биология Другие методич. материалыПрезентация к уроку "Опорно-двигательный аппарат" 8 класс

Презентация к уроку "Опорно-двигательный аппарат" 8 класс

Скачать материал
Скачать материал "Презентация к уроку "Опорно-двигательный аппарат" 8 класс"

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бренд-менеджер

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок 21 Преподаватель:  Хафизова Лилия УраловнаОпорно-двигательная система201...

    1 слайд

    Урок 21
    Преподаватель: Хафизова Лилия Ураловна
    Опорно-двигательная система
    2011 г.

  • Строение и состав  и свойства костей, типы их соединения.Цели урока: раскрыть...

    2 слайд

    Строение и состав и свойства костей, типы их соединения.
    Цели урока: раскрыть основные функции опорно-двигательной системы; сформировать знания о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину; показать взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций; продолжить развитие общеучебных навыков работы с различными источниками информации, а так же умений и навыков организации самостоятельной учебной деятельности.

  • Ход урока.Учитель: «Движение – это жизнь», - заметил Вольтер. Действительно,...

    3 слайд

    Ход урока.
    Учитель: «Движение – это жизнь», - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.
    - Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов?
    Организационный момент
    Изучение новой темы

  • Все это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппара...

    4 слайд


    Все это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.


    Кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, конечностей и туловища образуют твердый остов тела, или скелет (от гр.skeleton (soma) – буквально «высохшее» тело).

    Мышцы и соединительнотканные образования – хрящи, фасции, связки, сухожилия – мягкий остов, или гибкий скелет, человеческого тела (включающий около 2310 костей).

  • Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в...

    5 слайд

    Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части тела, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца и кишечника и т.д. Наконец, скелет – пассивный орган движения, т.к. к нему прикрепляются мышцы.

  • Наряду с механическими функциями, костная система выполняет  ряд биологически...

    6 слайд

    Наряду с механическими функциями, костная система выполняет ряд биологических функций, играющих важную роль в жизнедеятельности организма. В костях содержится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора, магния и др. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

    Мышцы – активная часть опорно-двигательного аппарата. Активность мышц связана с одним из основных свойств живого – возбудимостью.

  • Учитель:  Когда человек стоит, сидит, прыгает, части скелета у него находятся...

    7 слайд

    Учитель: Когда человек стоит, сидит, прыгает, части скелета у него находятся в определенном положении относительно друг друга. Чем это обеспечивается?
    Действием мышц. Одни часто укрепляются в неподвижном состоянии, а другие движутся.
    Например. Когда человек стоит и двигает руками, ноги и позвоночник у него укрепляются почти в неподвижном положении, а мышцы рук, сокращаясь и расслабляясь, вызывают различные движения.

  • Следовательно. 
В опорной функции скелета обязательно участвуют мышцы. Когда...

    8 слайд

    Следовательно.
    В опорной функции скелета обязательно участвуют мышцы. Когда у человека при потере сознания перестают работать мышцы, он падает.
    К опорной функции мышц относится и защита внутренних органов. Последняя осуществляется мышцами, окружающими полость тела. Достаточная крепость и в то же время податливость мышечной стенки (например, ротовой полости или живота) создают выгодные условия для изменения объема полостей.

  • 9 слайд

  • Опорно-двигательные и защитные функции в организме человека   выполняются сов...

    10 слайд

    Опорно-двигательные и защитные функции в организме человека выполняются совместно частями скелета, мышцами нервной системы. Следует подчеркнуть исключительное значение для передвижения тела и выполнения всевозможных движений согласованной работы 600 мышц, передвигающих и укрепляющих части скелета и тела под контролем нервной системы.
    Опорно-двигательная система
    Скелет ≈210 костей
    Пассивная часть
    Мышцы = 600
    Активная часть
    Связочный аппарат

  • ФункцииБиологические  «Депо» Ca, P, Mg 
Минеральный обмен
КроветворениеМехани...

    11 слайд

    Функции
    Биологические
    «Депо» Ca, P, Mg
    Минеральный обмен
    Кроветворение
    Механические
    Опора
    Защита
    Движение

  • 12 слайд

  • Скелет состоит из костей, которые определенным образом соединены друг с друго...

    13 слайд

    Скелет состоит из костей, которые определенным образом соединены друг с другом. Типы соединения костей в скелете связаны с основными функциями: опорной, защитной и двигательной.

    Отсюда вытекают два проблемных вопроса:
    Какие особенности строения и свойства костей обеспечивают выполнение опорной и защитной функции?
    Как соединяются между собой кости в скелете и в чем проявляется взаимосвязь строения и функции этих соединений?

  • Основное содержание поисковой беседы по вопросу 1:

Костная ткань - разновидн...

    14 слайд

    Основное содержание поисковой беседы по вопросу 1:

    Костная ткань - разновидность соединительной ткани.
    Строение кости: наружное плотное и внутреннее губчатое вещество, надкостница. Функции надкостницы, плотного костного вещества, губчатого вещества кости.
    Химический состав костей. Влияние минеральных и органических веществ на свойства костей. Изменение химического состава костей с возрастом .
    Типы костей: трубчатые и губчатые. Особенности строения, обеспечивающие прочность и легкость.

  • Учитель:  Перед нами три кости (учитель показывает позвонок, кость черепа, пл...

    15 слайд

    Учитель: Перед нами три кости (учитель показывает позвонок, кость черепа, плечевую или бедренную кость).

    - Можно ли по форме кости определить ее функцию?

    - Что дополнительно вы можете сказать об этих костях? (Позвонок имеет тело и дугу, замыкающее позвоночное отверстие. Позвонки образуют позвоночный столб, который защищает спинной мозг и является опорой для органов и тканей. Кость черепа плоская, прочная; выполняет защитную функцию. Плечевая кость – опора для мышц руки, выполняет опорную и двигательную функции. Все эти кости достаточно твердые, прочные.)

  • Сопоставьте следующие факты:

Бедро выдерживает вертикально груз 1500кг;
Боль...

    16 слайд

    Сопоставьте следующие факты:

    Бедро выдерживает вертикально груз 1500кг;
    Большая берцовая кость – 1650 кг;
    Плечевая – 850 кг, коленная чашечка – 600кг;
    Предел прочности ребер на излом у молодых колеблется от 85 до 110кг.
    Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита – 2.5 раза. Она прочнее дуба и почти так же прочна, как чугун.

    Средняя масса скелета человека средней комплекции массой 70 кг равна 8-9кг.

    Вопрос. Чем объяснить высокую прочность скелета при относительной его легкости?

  • Проведем предварительное знакомство со строением кости.(Учитель демонстрирует...

    17 слайд

    Проведем предварительное знакомство со строением кости.(Учитель демонстрирует спины костей и задает вопросы. )
    - Чем отличается строение наружного слоя кости от строения основной массы костного вещества?
    - Каково строение основной массы кости?
    - Какое значение может иметь губчатое строение кости?
    - Чем образована кость? (Она образована костной тканью.)
    - Что представляет собой костная ткань? (Эта разновидность соединительной ткани.)
    - А что такое соединительная ткань? (Клетки располагаются в межклеточном веществе, которого достаточно много).

  • Учитель. 
Каждая кость – сложный орган, состоящий из костной ткани, надкостни...

    18 слайд

    Учитель.
    Каждая кость – сложный орган, состоящий из костной ткани, надкостницы, костного мозга, кровеносных, лимфатических сосудов и нервов
    Костная ткань состоит из клеток и межклеточного вещества.
    Клетки костной ткани: Остеобласты – клетки, за счет которых кость растет; остеокласты предназначены рассасывать (растворять) то, что препятствует росту и перестройки кости, многоядерные образования; остеоциты – зрелые клетки, не способные к делению.
    Межклеточное вещество состоит из основного органического вещества, оссеиновых волокон и неорганических соединений. Основное вещество представляет собой желеобразную массу, состоящую из воды, белков и мукополисахаридов (сложные биополимеры, состоящие из углеводов(70-80%) и белков), выполняющую роль природного смазочного материала.

  • 19 слайд

  • Оссеиновые волокна состоят из тонких фибрилл, образованных их волокнистого бе...

    20 слайд

    Оссеиновые волокна состоят из тонких фибрилл, образованных их волокнистого белка – коллагена. В пластинчатой костной ткани пучки коллагеновых волокон пространственно упорядочены и имеют определенное направление.
    Неорганические соединения в виде небольших кристаллов гидрооксиапатита, сульфата, карбоната откладываются как в оссеиновых волокнах, так и вокруг них. Неорганическое вещество составляет 65-70% сухой массы кости. В скелете взрослого человека содержится около 1200кг Ca, 530 г P, 11 г Mg. Помимо Ca, P, Mg, кость содержит более 30 других различных элементов, необходимых для нормального функционирования костной ткани. (Ион кальция в кристаллах может быть заменен ионами радия, бария, стронция, а гидроксильный ион – ионом фтора.)

  • - Какое значение имеет такой химический состав кости?
  
Попробуем определить...

    21 слайд

    - Какое значение имеет такой химический состав кости?

    Попробуем определить свойства минеральных веществ.

    Как это сделать?

    (Учитель спрашивает предложения учащихся.)

  • Демонстрация опыта. 
Эта задача решается  по принципу исключения. В костях и...

    22 слайд

    Демонстрация опыта.

    Эта задача решается по принципу исключения. В костях имеются органические и минеральные вещества. Чтобы узнать о свойствах минеральных веществ, надо удалить органические. Органические можно просто выжечь.
    (Учитель показывает заранее прокаленные кости).

    Вывод: минеральные вещества твердые и хрупкие.

  • -  Определим  свойства органических веществ.
Чтобы выяснить свойства органич...

    23 слайд

    - Определим свойства органических веществ.

    Чтобы выяснить свойства органических веществ, необходимо удалить минеральные вещества кости. Ca C и (P ) можно удалить слабым (2-5%) раствором соляной кислоты. Поскольку на растворение и вымывание минерального вещества времени уходит много (2-3 дня), демонстрацию лучше показать на кости, специально подготовленной к данному уроку. (Учитель завязывает узлом куриную кость.)

    Вывод: органические вещества обеспечивают кости упругость и эластичность.

  • Мы видим, что сочетание   разных компонентов приводит к новому качеству, кото...

    24 слайд

    Мы видим, что сочетание разных компонентов приводит к новому качеству, которым каждый из этих компонентов в отдельности не обладает. Так в технике, прочные материалы получают путем сочетания твердых и упругих компонентов. Например, бетон состоит из твердого щебня и эластичного цемента. Однако, чтобы материал был прочен, эти компоненты д.б. в определенных соотношениях. Так и в жизни. У детей в костной ткани преобладают органические вещества; их скелет гибкий, эластичный, в связи с чем легко деформируется, искривляется при длительной и тяжелой нагрузке и неправильных положениях тела. С возрастом содержание минеральных веществ увеличивается, отчего кости становятся хрупкими и чаще ломаются.
    Органические минеральные вещества делают кость прочной, твердой и упругой. Кроме того, прочность кости обеспечивается ее структурой. Приведем доказательства.

  • Рассмотрим макроскопическое строение плечевой кости ( используем: распил кост...

    25 слайд

    Рассмотрим макроскопическое строение плечевой кости ( используем: распил кости; рис.18,с.46 (Уч.К), рис.78, с.149 (Уч.Б), рис. 14,15, с.36 (Уч.Д);
    таблицу «Строения костей» .

    Организуется работа с материалом учебника, который используется для пояснения немого рисунка-схемы «Строение длинной трубчатой кости»
    Надкостница
    Плотное вещество кости
    Губчатое вещество кости
    Полость кости

  • 26 слайд

  • -  Что такое плотное вещество кости?
  
Губчатое вещество кости  – разновидно...

    27 слайд

    - Что такое плотное вещество кости?

    Губчатое вещество кости – разновидность костной ткани, представляющая с собой сеть костных перегородок, между которыми находится пространство, заполненное красным костным мозгом. Выглядит как пористая структура, напоминающая губку.

    Учитель. Какие вопросы расширяющие знания , можно сформулировать по теме «Строение длинной трубчатой кости.»

  • - Почему в костях образуются полости?
Поверхность костей обычно покрывает на...

    28 слайд

    - Почему в костях образуются полости?

    Поверхность костей обычно покрывает надкостница. Ее клетки аккуратно , слой за слоем откладывают новое костное вещество. Благодаря этому кость и растет в толщину. Другие клетки (остеокласты), находящиеся на ее внутренней поверхности, «вгрызаются» в плотное вещество кости и растворяют его. Благодаря этому и расширяется полость кости, и она становится трубкой.

    - Может ли трубчатое строение обеспечить кости большую прочность?

  • - Есть ли закономерность в расположении пластинок губчатого вещества?
Пластин...

    29 слайд

    - Есть ли закономерность в расположении пластинок губчатого вещества?
    Пластинки губчатого вещества кости располагаются так, что противостоят растяжению и сжатию, часто пересекаются под углом 90 градусов. При этом происходит разложение сил на две составные, являющиеся сторонами параллелограмма сил, по диагонали которого действуют силы сжатия и растяжения. Поскольку перекладины опираются на компактное вещество кости , возникает жесткая и прочная конструкция , в которой нагрузка равномерно распределяется на всю тканью.
    - Что представляют собой пластинки губчатого вещества? Чем обеспечивается прочность плотного вещества кости?

  • Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть микроскопическое строен...

    30 слайд

    Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть микроскопическое строение кости.

    Костные пластинки - межклеточное вещество костной ткани. Клетки костной ткани лежат между пластинками костного вещества. Плотное вещество кости имеет пластинчатое строение, напоминающее систему вставленных друг в друга цилиндров. В их центре проходит канал, содержащий кровеносные сосуды и нервы. Цилиндры располагаются не хаотически, а в соответствии с действующими на кость физическими нагрузками. В плотной ткани цилиндры плотно прилежат друг к другу. Снаружи проходят генеральные пластинки, составляющие сплошной слой костного вещества.

  • Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть микроскопическое строен...

    31 слайд

    Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть микроскопическое строение кости.

    Костные пластинки - межклеточное вещество костной ткани. Клетки костной ткани лежат между пластинками костного вещества. Плотное вещество кости имеет пластинчатое строение, напоминающее систему вставленных друг в друга цилиндров. В их центре проходит канал, содержащий кровеносные сосуды и нервы. Цилиндры располагаются не хаотически, а в соответствии с действующими на кость физическими нагрузками. В плотной ткани цилиндры плотно прилежат друг к другу. Снаружи проходят генеральные пластинки, составляющие сплошной слой костного вещества.

  • Плотная  костная ткань 

Кровеносные сосуды
Костные клетки
Костный канал
Кост...

    32 слайд

    Плотная костная ткань

    Кровеносные сосуды
    Костные клетки
    Костный канал
    Костные пластины
    Межклеточное вещество

  • Подытожим беседу словами П. Ф. Лесгафта «Костная система человеческого органи...

    33 слайд

    Подытожим беседу словами П. Ф. Лесгафта «Костная система человеческого организма устроена таким образом, что при наибольшей легкости она представляет наибольшую крепость и всего лучше в состоянии противодействовать влиянию толчка и сотрясения».

  • Какие особенности в составе и строении костей обеспечивают им высокую прочнос...

    34 слайд

    Какие особенности в составе и строении костей обеспечивают им высокую прочность при относительной легкости?

    Мы рассмотрели особенности строения костей на примере длинных трубчатых костей.

    Все ли кости нашего организма имеют такое строение?

    Какие типы строения костей участвуют в построении скелета? Какими особенностями строения они характеризуются?

  • Вернемся к проблемному вопросу №2

- Как соединяются между собой кости в скел...

    35 слайд

    Вернемся к проблемному вопросу №2

    - Как соединяются между собой кости в скелете и в чем проявляется взаимосвязь строения и функции этих соединений?
    Различают неподвижные,
    мало-(полу-)
    подвижные
    соединения костей.

  • Неподвижное соединение костей происходит путем их срастания. Движения  при эт...

    36 слайд

    Неподвижное соединение костей происходит путем их срастания. Движения при этом ограничены или вовсе отсутствуют. Неподвижность костей мозгового отдела черепа, например, достигается тем, что многочисленные выступы одной кости входят в соответствующее углубление другой. Такое соединение костей получило название шва.

    У ребенка в первые годы жизни тазовая кость состоит из трех отдельных костей, соединенных друг с другом прослойками хряща, которые постепенно замещаются с костной тканью, кости срастаются друг с другом. Неподвижное соединение костей имеет защитное значение.

  • Полуподвижность  достигается упругими хрящевыми прокладками между костями. Та...

    37 слайд

    Полуподвижность достигается упругими хрящевыми прокладками между костями. Такие прокладки находятся между отдельными позвонками. При сокращении мышц эти прокладки сжимаются и позвонки сближаются. При ходьбе, беге, прыжках прослойки упругого хряща действуют как амортизаторы, смягчая резкие толчки и предохраняя тело от сотрясения. Такое соединение имеет опорное, защитное и двигательное значение.
    Подвижные соединения костей встречаются чаще. Их называют суставами. Они обеспечивают условия для движения частей тела. Например, суставы: коленный, локтевой, лучезапястный. На суставе особенно отчетливо видно соответствие строения и функции.
    .

  • -    Что узнали нового и важного для себя?
Чему научились?

-    Какие вывод...

    38 слайд

    - Что узнали нового и важного для себя?

    Чему научились?

    - Какие выводы сделали? Обзор полного комплекта по теме.
    .
    III. Закрепление изученного материала

  • 1) § 10,  выучить термины, ответить на вопросы после параграфа

2) заполнить...

    39 слайд

    1) § 10, выучить термины, ответить на вопросы после параграфа

    2) заполнить рабочую тетрадь

    3) разгадать кроссворд по теме «Скелет»
    .
    Домашнее задание

  • Сколько у человека костей? Врачевателей Тибета называли число 360. Древнеинди...

    40 слайд

    Сколько у человека костей? Врачевателей Тибета называли число 360. Древнеиндийский хирург Сунугута полагал, что их 300-306. В одном из апокрифов XI в. утверждается, что их 295. Викинги же насчитывали 219.Современные учебники анатомии не указывают точное количество костей у человека. Говориться, что костей около 200, точнее, 208-210. Отчего же ученые до сих пор не могут определиться? Дело в том, что из-за индивидуальных особенностей у людей бывают дополнительные или, наоборот, отсутствуют некоторые (чаще мелкие) косточки либо несколько костей срастаются в единое целое.

    Дополнительная информация
    «Сколько у человека костей?»

  • Составитель:  Хафизова Л.У., Копитец  Е. А.2011 г.

    41 слайд

    Составитель: Хафизова Л.У., Копитец Е. А.
    2011 г.

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Пояснительная записка.

Уважаемые коллеги!

Данную презентацию я составила для проведения урока по биологии в 8 классе “Опорно-двигательная система”. На этом уроке, помимо учебника (в данном случае учебник  Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И. Н. Беляева “Биология. Человек. 8 класс”) и рабочей тетради,  использовала материалы из сайта «Цифровые образовательные ресурсы». Материалы данного  сайта особенно помогают при  демонстрации таких опытов, которых не так легко подготовить и показать на уроке. На этом уроке я использовала виртуальную лабораторную работу «Свойства декальцинированной и прокаленной костей. Химический состав кости»(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/878acba2-63c3-44b2-ad47-92d097d7c106/%5BBIO8_02-06%5D_%5BMA_01%5D.swf).  

 Надеюсь, что  данная презентация   будет интересным для педагогов, которые стремятся использовать образовательные технологии, и, может быть помогут некоторые ссылки  и тексты, приведенные в презентации.

Благодарю Копитец Екатерину А. (http://newtutor.ru/tutor/) в оказании помощи при составлении данной презентации.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 596 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контроль знаний по биологии в 10 классе. Контрольные работы
  • Учебник: «Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: Глава 2. Структура и функции клетки
  • 01.10.2020
  • 6998
  • 67
«Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 1460
    • PPTX 1.4 мбайт
    • 19 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хафизова Лилия Ураловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хафизова Лилия Ураловна
    Хафизова Лилия Ураловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6947
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 325 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Биология")

Учитель биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Эффективное продвижение и организация проектов в сфере искусства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов

Мини-курс

Интеллектуальная собственность: медиа и фотографии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов