Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок по теме «Способы словообразования» в 10 классе Учитель Заварихина С.А. МОУ «Сонковская СОШ»
Орфографическая разминка Вставьте в слова пропущенные буквы: Пр..добрый, ра..каиваться, ..делать; разг..реться, расст..лать, прик..сновение, панц..рь; мальч..нка, зайч..нок, реч..нька; торжестве..ый, пчели..ый; огурц.., плащ..м, полотенц..м. Докажите, что правильное написание опирается на умение выделять морфемы в слове.
Вспомним! Что такое морфема? Почему приставка, корень, суффикс и окончание называются значимыми частями слова? В чем отличие корня от других морфем? Какие части слова выражают грамматическое значение? В чем отличие между словоизменительными и словообразовательными морфемами? Приведите примеры. Какие части речи не имеют окончания? Приведите примеры слов с нулевым окончанием. В чем отличие слов с нулевым окончанием от слов, не имеющих окончания?
Упражнения: В какой группе все слова являются однокоренными? 1) гора, горный, гореть 2) мучной, мучнистый, замучить 3) водный, водить, подводник 4) скосить, косьба, скашивать Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? 1) прочитавший 2) прибежали 3) безветренный 4) гористый В каком ряду все слова не имеют окончания? 1) досуха, стряпуха, старуха 2) олово, заново, одинаково 3) читая, листая, чистая 4) вглубь, встарь, вновь
4. В каком слове нет приставки за-? 1) забег 2) завистник 3) завиток 4) задворки Распределите слова на две группы: Слова с нулевым окончанием Слова, не имеющие окончания. Настежь, дом, помощь, девять, лишь, вплавь, горяч, силач, сам, нельзя, думая. 6. Определите: словообразовательными или словоизменительными (формообразующими) являются выделенные морфемы. рас-судить, величественн-ее, рисова-л-и, издавн-а, груз-чик, скаж-и.
Способы словообразования выходить ходить походный поход походка ходить вход входить пешеход пеший, ходить (новая) проходная проходная (комната)
Запомните: Все причастия и деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов: задумать задумавший, задуманный, задумав. Наречия на О, Е, И, отвечающие на вопрос «как?», образуются от прилагательных и причастий с помощью суффиксов О, Е, И: беспомощный беспомощно Если имя существительное обозначает действие или состояние, оно образовано от глагола, причем чаще всего суффиксальным или бессуффиксным способом: ходьба ходить, приход приходить.
Если имя существительное обозначает признак предмета, оно образовано от прилагательного или причастия суффиксальным или бессуффиксным способом: смелость смелый, глушь глухой. Если существительное имеет окончание прилагательных (-ый, -ая, -ие и т.д.), оно чаще всего образуется путем перехода одной части речи в другую: вкусное мороженое, съешь первое. Если для словообразовательного анализа дана не начальная форма глагола , следует сначала образовать форму инфинитива и искать исходное слово для этой формы: напомню; напомнить помнить (приставоч.) 7. При образовании нового слова возможно чередование звуков: дорога бездорожье – г//ж
Укажите способ образования следующих слов: Надпись, служение, бесчувственно, подлокотник, крик, по-птичьи, сорочий, сыграть, хромой (сущ.), подворье, краевед, рыболовный, кто-то, познание. Выпишите из предложения два слова, образованные суффиксальным способом: Русский язык, по словам А.С.Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны.
Выпишите из предложения слово, образованное приставочным способом: Какое же зеркало жизни наш язык! Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. Выпишите из предложения слово, образованное бессуффиксным способом: В 1844 году за выдающиеся заслуги в живописи художнику Айвазовскому было присуждено звание академика. Выпишите из предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом: Чтобы лучше ориентироваться среди огромного количества звезд, вся небесная сфера исторически поделена на отдельные участки – созвездия.
С помощью словообразовательного анализа покажите различия в морфемном составе слов: разодеть, разобрать вязальный, музыкальный желудочный, карточный В каком слове нет суффикса -к-? (устно) лакомка 1. поездка пипетка 2. записка прописка 3. кромка подружка 4. складка
Подведем итоги урока: С помощью каких морфем образуются новые слова? Назовите способы образования слов в русском языке. Всегда ли наличие приставки в слове указывает на приставочный способ образования этого слова? Приведите примеры. Почему в некоторых случаях при морфемном разборе приходится использовать элементы фонетической транскрипции? Какую морфему невозможно выделить в орфографической записи слова? Чем отличается морфемный анализ слова от словообразовательного?
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Презентация "Способы словообразования" используется как наглядный материал на уроке русского языка в 10 классе по теме "Способы словообразования", где предстоит обобщить теоретические сведения и закрепить практические навыки по теме «Способы словообразования». Презентация демонстрирует теоретический материал по теме, дидактический материал к уроку.
Данная презентация поможет вспомнить изученное ранее, познакомит с трудными случаями словообразования, будет полезна при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 07.01.2015 |
Раздел | Русский язык и литература |
Подраздел | |
Просмотров | 1657 |
Номер материала | 42866 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: