Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
«Я – дитя века»
История создания романа «Преступление и наказание»
2 слайд
Ф.М. Достоевский
«Преступление и наказание»
«Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех муках людских и отрубил бы эту страшную память, - этот человек – Достоевский»
М. Горький
3 слайд
Достоевский писал:
«И зачем я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да ещё писателя? А ещё обещал рассказать преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне всё кажется и мерещится, что всё могло случиться действительно!»
4 слайд
Истоки романа восходят ко времени каторги
Ф. М. Достоевского. Первоначально Достоевский задумал написать «Преступление и наказание» в форме исповеди Раскольникова.
Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь Достоевский впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений.
Истоки произведения
5 слайд
«В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...»
(Из письма Достоевского)
6 слайд
«Пьяненькие» 8 июня 1865
Начало лета 1865 года. Остро нуждаясь в деньгах, Федор Михайлович предложил еще не написанный роман «Пьяненькие», а по сути, всего лишь идею романа, в журнал «Отечественные записки». Достоевский просил за эту идею аванс в три тысячи рублей у издателя журнала
А. А. Краевского, который ответил отказом.
7 слайд
Проблема пьянства на Руси волновала Достоевского на всем протяжении его творческого пути. "...в России пьяные люди у нас и самые добрые. Самые добрые люди у нас и самые пьяные. Добрыми становятся люди в ненормальном состоянии. Каков же нормальный человек? Злой. Пьют добрые, но плохо поступают тоже добрые. Добрые забыты обществом, жизнью правят злые. Если в обществе процветает пьянство, то это означает, что в нем не ценятся лучшие человеческие качества"
8 слайд
В "Дневнике писателя" автор обращает внимание на пьянство фабричных после отмены крепостного права: "Народ закутил и запил - сначала с радости, а потом по привычке". Многое тут зависит от государства. Оно фактически поощряет пьянство и рост числа кабаков: "Чуть не половину теперешнего бюджета нашего оплачивает водка. Мы, так сказать, будущностью нашей платим за наш величавый бюджет европейской державы. Мы подсекаем дерево в самом корне, чтобы достать поскорее плод".
9 слайд
Достоевский показывает, что это происходит от неумения вести хозяйство страны. Случись чудо, - люди все разом перестанут пить, - государству пришлось бы выбирать: либо заставить их пить силой, либо - финансовый крах. Достоевской считал, что причина пьянства социальна. "Пьянство. Пусть ему те радуются, которые говорят: чем хуже, тем лучше. Таких теперь много. Мы же не можем без горя видеть отравленными корни народной силы". Что вынесут в уме и в сердце своем современные дети народа, выросшие в скверне отцов своих".
10 слайд
В государстве видел Достоевский рассадник алкоголизма и в варианте, изложенном Краевскому, хотел рассказать о том, что общество, где процветает пьянство, а отношение к нему снисходительное, обречено на вырождение.
К сожалению, редактор "Отечественных записок" не был столь дальновидным, как Достоевский, в определении причин деградации российского менталитета и отказался от предложения писателя. Замысел "Пьяненьких" остался неосуществлённым.
11 слайд
Договор со Стелловским
2 июля 1865
В связи с отказом А. А. Краевского, испытывавший тяжелую нужду, Достоевский был вынужден заключить кабальный договор с издателем Ф. Т. Стелловским, по которому за три тысячи рублей он продал право на издание полного собрания своих сочинений в трёх томах и обязался написать для него новый роман объёмом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года.
12 слайд
Германия, Висбаден
конец июля 1865 года
Получив деньги, Достоевский раздал долги, и в конце июля 1865 года выехал за границу. Но денежная драма на этом не завершилась. За пять дней в Висбадене Достоевский проиграл в рулетку все, что у него было, включая карманные часы. Хозяева отеля приказали не подавать ему обеды, лишили и света. В самом тягостном положении», «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», писатель приступил к работе над романом «Преступление и наказание».
13 слайд
Достоевский сжег в ноябре 1865 года первоначальный вариант произведения.
«… Во-1-х, сижу над работой как каторжник. Это тот… большой роман в 6 частей. В конце ноября было много написано и готово; я всё сжег; теперь в этом можно признаться. Мне не понравилось самому. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал сызнова. Работаю я дни и ночи… Роман есть дело поэтическое, требует для исполнения спокойствия духа и воображения. А меня мучат кредиторы, то есть грозят посадить в тюрьму. До сих пор не уладил с ними и еще не знаю наверно — улажу ли? … Поймите, каково мое беспокойство. Это надрывает дух и сердце, … а тут садись и пиши. Иногда это невозможно».
«Творческий взрыв» сентябрь 1865 года
14 слайд
Первая часть «Преступления и наказания» появилась в январском номере журнала за 1866 год.
В ноябре и декабре были дописаны последняя, шестая, часть романа и эпилог, и «Русский вестник» в конце 1866 года закончил публикацию «Преступления и наказания».
«Русский вестник», 1866 год
15 слайд
1866 год.
Год публикации романа был особым: 4 апреля Дмитрий Владимирович Каракозов совершил неудачное покушение на царя Александра II. Начались массовые репрессии. А.И. Герцен так рассказывал об этом времени в своем "Колоколе": "Петербург, за ним Москва, а до некоторой степени и вся Россия находятся чуть ли не на военном положении; аресты, обыски и пытки идут беспрерывно: никто не уверен в том, что он завтра не подпадет под страшный Муравьевский суд..." Правительство притесняло студенческую молодежь, цензура добилась закрытия журналов "Современник" и "Русское слово".
16 слайд
Вышедший в журнале Каткова роман Достоевского оказался идейным противником романа "Что делать?" Чернышевского. Полемизируя с вождем революционной демократии, выступая против борьбы за социализм, Достоевский, тем не менее, с искренним сочувствием относился к участникам "раскола России", которые, по его мнению, заблуждаясь, "беззаветно обратились в нигилизм во имя чести, правды и истинной пользы", обнаруживая при этом доброту и чистоту их сердец.
17 слайд
Критика тотчас откликнулась на выход "Преступления и наказания". Критик Н. Страхов отмечал, что "автор взял нигилизм в самом крайнем его развитии, в той точке, дальше которой уже почти некуда идти".
М. Катков определял теорию Раскольникова "выражением социалистических идей".
Д.И. Писарев осуждал деление Раскольниковым людей на "послушных" и "бунтарей", упрекал Достоевского за призыв к покорности и смирению. И вместе с тем в статье "Борьба за жизнь" Писарев утверждал:
18 слайд
"Роман Достоевского произвел на читателей глубоко потрясающее впечатление благодаря тому верному психическому анализу, которым отличаются произведения этого писателя. Я радикально расхожусь с его убеждениями, но не могу не признать в нем сильного таланта, способного воспроизводить самые тонкие и неуловимые черты будничной человеческой жизни и ее внутреннего процесса. Особенно метко он подмечает болезненные явления, подвергает их самой строгой оценке и как будто переживает их на самом себе".
19 слайд
1865 год — «Роман мой называется „Пьяненькие“ и будет связан с теперешним вопросом о пьянстве».
Вторая половина 1865 года — работа над произведением, которое назвал психологическим отчетом одного преступления.
В конце 1865 года — «Я сжег все. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал все сызнова».
1866 год — роман опубликован в журнале «Русский вестник».
Итак, развитие замысла:
«Еще на каторге думал о чем-то подобном».
20 слайд
1866 год — это год выстрела Дмитрия Каракозова. «Петербург, за ним Москва, а до некоторой степени вся Россия находятся чуть не на военном положении: аресты, обыски и пытки идут беспрерывно».
Итак, развитие замысла:
«Еще на каторге думал о чем-то подобном».
Таким образом, замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Достоевского во время пребывания его на каторге.Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866 года.
21 слайд
Сам Достоевский так определял содержание своего произведения:
«Это – психологический отчет одного преступления… Молодой человек, исключенный из студентов и живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым «недоконченным идеям», решил разом выйти из скверного своего положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на проценты…»
22 слайд
«Психологический отчет» постепенно насыщался философскими и религиозными размышлениями.
Роман признан величайшим философско-психологическим произведением в мировой литературе
23 слайд
Композиция и жанр
Роман состоит из 6 частей и эпилога
1 часть: совершение преступления
2 – 5 часть: наказание
(«психологический отчет» преступника)
Эпилог: раскаяние
24 слайд
Современники говорили о сочетании
в романе нескольких жанров:
Детектив: совершено преступление, которое раскрывается
Социально-бытовой жанр: даны картины жизни униженных и оскорблённых
Любовная интрига
Философские и религиозные размышления
Психологические исследования
25 слайд
Главные идеи романа
Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а новые не выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери.
Автор был против насилия и своим романом полемизировал с революционерами, что путь к всеобщему счастью – «звать Русь к топору».
26 слайд
Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление.
Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность.
27 слайд
О себе писатель любил говорить: "Я - дитя века". Он действительно никогда не был пассивным созерцателем жизни. "Преступление и наказание" создавалось на почве русской действительности 50-х годов XIX века, журнальных и газетных споров на философские, политические, юридические и этические темы, споров материалистов с идеалистами, последователей Чернышевского и его врагов.
28 слайд
Как вы понимаете слова «Я – дитя века»?
Какие «герои века» и «проблемы века» есть в романе?
Какие вопросы поднимаются в романе?
Вопросы для письменного ответа
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Литература.10 класс
Урок №2
Тема урока: «Я-дитя века». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». История создания романа. Презентация.
Ход урока
1.Опрос по домашнему заданию (биография)
1) Что изменило судьбу Ф.М.Достоевского?
2)Почему 20 минут стали главными в жизни писателя?
3) Почему Евангелие стало главной книгой Достоевского на каторге?
4) Почему Достоевского посчитали чуть ли не самым зловредным преступником из кружка Петрашевского?
2. Запись основных этапов творчества писателя.
Творческий путь Достоевского можно условно разделить на 4 этапа:
I. 1840-е годы. Достоевский - блистательный ученик «натуральной школы».
«Бедные люди» (1846)
II. 1850-е годы. Каторга и солдатчина.
III.1860-е годы. Достоевский - создатель идеологического и полифонического романа.
«Преступление и наказание» (1866)
«Идиот» (1868)
IV.1870-е годы. Достоевский - писатель-пророк.
«Бесы» (1872)
«Братья Карамазовы» (1879)
3. Запись темы урока, определение ее границ.
- Итак, о каком же кризисе идет речь?
Лекция учителя
6 671 873 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Клавдия Ильинична. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
8 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.