Введение
федеральных образовательных стандартов в практику образовательных учреждений
очень непростая задача. В ее решении принимают участие педагогические работники
разных уровней деятельности: учителя- предметники, директора школ и их заместители
по УВР, ВР, ИКТ, АХЧ, методисты, педагоги дополнительного образования.
Содержание и технологии обучения с введением ФГОС изменят всю систему школы,
так как приоритетным станет системно- деятельностный подход в обучении, который
существенно отличается от традиционной школы, определяя основной задачей
учителя качественную организацию учебно- воспитательного процесса в новых
условиях. Требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных
технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-
ориентированный
подход.
Системообразующей
составляющей стандарта стали требования к результатам освоения
основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и
операционализированные цели образования. Изменилось представление об
образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные
как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.
Образовательные результаты,
соответствующие современности, можно достичь только в условиях новой школы,
построение которой является главной целью Программы развития. Новая школа – это
образовательная среда, выстроенная таким образом, чтобы она максимально была
приближена к окружающей внешней среде. Это среда, насыщенная современным
компьютерным оборудованием: электронные доски в классах, мультимедийное
оборудование, стационарные компьютеры в каждом классе, интерактивные панели в
коридорах школ, аудио-видео студии, wi-fi, личные компьютерные устройства у учителей и учащихся. Это полноценная
реально-виртуальная образовательная среда. Ребенок независимо от своего
местонахождения может оставаться участником образовательного процесса через
образовательное виртуальное пространство школы. В удобном для ребенка и учителя
месте они могут свободно войти в Интернет, в виртуальную библиотеку и найти
ответ на заинтересовавший вопрос. Это возможность работать с виртуальными
проектными командами и многое другое.
Новая школа – это не только
образовательное пространство, насыщенное современным оборудованием, но и
учителя, способные с помощью этого оборудования, используя современные
технологии учить детей тому, что им пригодится завтра.
Новая школа -
связующее звено между ребенком, школой и родителями, позволяющее добиться более
качественного образования. Родители смогут принимать активное участие в
школьной жизни ребенка, следить за посещаемостью и успехами в школе через
школьный сайт и электронный дневник, родительские собрания и все события,
проходящие в режиме онлайн.
Новая школа – это самоорганизующаяся
образовательная среда, начиная от управления образовательным процессом
(проведение онлайн планерок, педсоветов, конференций, электронный документооборот,
оперативное доведение информации через локальную сеть). В ходе реализации ФГОС:
·
Родители принимают новую образовательную программу ребенка, помогают ему, понимают свою
ответственность за результаты ребенка.
·
Учителя понимают,
что предложенная ими другая (отличная от традиционного урока) форма занятия
дает больший эффект в достижении образовательных результатов детей, а также, в
чем заключаются их дефициты, начинают работать в данном направлении.
·
Администрация понимает, в чем состоит дефицит ресурсов (кадровых, материальных, методических,
нормативных), начинает работать в данном направлении.
Древняя китайская пословица гласит:
«… не дай вам бог жить во время перемен!». Но мы, педагоги России, считаем, что
нам повезло жить и работать в такое интересное время, что мы своими руками и
своим трудом можем внести ту толику в образование детей, ведь они –
действительно наше будущее.
Организация
внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на
первой ступени обучения
Основные задачи внеурочной деятельности.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа
начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том
числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать
образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от
классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё
целый ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
o спортивно-оздоровительное,
o духовно-нравственное,
o социальное,
o общеинтеллектуальное,
o общекультурное
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного
процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального
общего образования определяет образовательное учреждение.
Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления
и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных
предметов, курсов.
Организационные модели внеурочной деятельности
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в
качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель.
Внеурочная деятельность может осуществляться через (рис. 1 раздаточного
материала)
Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных
типов организационных моделей внеурочной деятельности: (Слайд7)
модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или)
муниципальной системы дополнительного образования детей);
модель «школы полного дня»;
оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов
образовательного учреждения);
инновационно-образовательная модель.
Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала
внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями
дополнительного образования детей.
Модель дополнительного образования. Внеурочная деятельность тесно связана с
дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития
творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую,
эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием
детей выступают такие формы ее реализации как факультативы, школьные научные
общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору.
Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую
очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования. А дополнительное
образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных
образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или
иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой
деятельности, а также ее содержание и методы работы.
Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования
непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что
образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных
(муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать
возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей,
организаций культуры и спорта.
Данная модель предполагает создание общего программно-методического
пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей,
осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению
образовательными программами.
Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной,
социальной и академической мобильности детей.
Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на
основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности
свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к
осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также
практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного
процесса, присущая дополнительному образованию детей.
Модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является
реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп
продленного дня.
Данную модель характеризует:
создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном
учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды
школы и выделением разноакцентированных пространств;
содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в
рамках воспитательной системы и основной образовательной программы
образовательного учреждения;
создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную
организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию
рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового
образа жизни;
создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с
активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика
пребывания ребенка в образовательном учреждении;
опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной
реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание,
сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.
Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации
всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее
реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения
(учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог,
учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и
другие).
В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный
руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным
персоналом общеобразовательного учреждения;
организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов
на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического
пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном
единстве всех его структурных подразделений.
Инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель
опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной,
внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или
институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.
В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых
образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие
общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного
профессионального педагогического образования, учреждениями высшего
профессионального образования, научными организациями, муниципальными
методическими службами.
Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и
методического инструментария программ внеурочной деятельности,
научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого
опыта.
Основные направления воспитательной работы представлены на слайде.
Ведущие формы деятельности патриотического направления.
Ведущие формы деятельности образовательного направления.
Ведущие формы деятельности спортивно-оздоровительного направления.
Ведущие формы деятельности художественно-эстетического направления.
Формы организации внеурочной деятельности по курсу «Технология».
Варианты проектной деятельности в рамках курса «Литературное чтение»
Примеры проектов в рамках курса «Математика»
Примеры проектов в рамках курса «Окружающий мир»
Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников.
Планирование воспитательной работы в классе. (слайд 24) Основу этой
деятельности составляет моделирование, ведь план воспитательной работы — это не
что иное, как модель од¬ного из фрагментов будущего состояния воспитательного
процесса. Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо соблюдать
определённые принципы педагогического моделирования: системно¬сти,
конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности, научности,
непрерывности.
Во-первых, классный руководитель должен найти наилучший вариант участия детей и
взрослых в коллективной работе по планированию.
Во-вто¬рых, результатом этой совместной дея¬тельности должны стать модельные
пред¬ставления об оптимальном варианте по¬строения жизнедеятельности в классе и
воспитательного процесса в нем.
В-тре¬тьих, классный руководитель должен избрать оптимальный вариант формы и
структуры самого плана воспитательной работы, чтобы создаваемый документ был
удобен для использования в повседневной деятельности классного руководителя.
Переходим к практической части. На работу в группах отводится до 15 минут.
Необходимо определить руководителя микрогруппы, который будет представлять ваши
наработки. Для успешной работы предлагаю воспользоваться раздаточным
материалом. Защита будет проходить в форме устного сообщения (2-3 мин)
Раздаточный материал у руководителя группы.
1 группа.
Вам предлагаю разработать функций классного руководителя. (самые основные –
5-6)
2 группа:
Вам предлагаю используя раздаточный материал разработать формы плана (сетки)
воспитательной работы класса.
3 группа:
Зафиксируйте направления воспитательной системы класса (основных 3-4)
4 группа:
Предлагаю определить формы и способы совместной деятельности учителя, учащихся
и родителей, которые будут способствовать формированию модели выпускника школы.
Работа в микрогруппах 10-15 минут.
Подведение итогов:
- Почему выделили именно эти направления?
- Почему именно эти направления, Вы считаете основными?
(Защита наработок группами)
Уважаемые коллеги. Сегодня вы ещё раз убедились, что групповой способ работы
очень эффективен и в организации деятельности взрослых. Однако мы видим, что
одному педагогу поднять такой пласт – не под силу, необходима команда. В своих
ОУ необходимо собрать команду единомышленников, под руководством зам.дир. по
ВР, в состав такого совета, кроме классных руководителей, необходимо ввести и
старшую вожатую, педагогов доп.образования.
Спасибо.
ФГОС
второго поколения строится на деятельностном подходе. «Сейчас мы учим детей
определенным знаниям, понятиям, законам. Деятельностный подход – это обучение
на основе учебной деятельности, получение знаний в решении
научно-познавательных и учебно-практических задач .Причем все итоговые задания
будут ориентированы не на то, чтоб сформулировать какое-либо понятие, а
применить эти знания на практике».
Вот один из примеров таких задач: первокласснику
дается текст про какое-либо животное, где рассказывается о том, что оно делает
в течение дня, где живет и какие опасности его предостерегают. И после этого
ребенку начинают задавать вопросы и по природоведению, и по математике, и по
литературе. Чем питается животное? Сколько времени затрачивает на перемещение?
Ребенку нужно извлечь из одного теста максимум информации. Учителя отмечают:
заданий подобного типа не было никогда.
Кроме того, по новому стандарту в школы будет введено
десять часов внеучебной деятельности в неделю. Образовательные учреждения
смогут как сами разрабатывать программы, так и использовать уже существующие.
Предполагается, что после обеда ребенок будет посещать
какие-то дополнительные кружки или секции, которые предложит школа в
зависимости от выбранного направления. Сколько именно их будет – решает само
учреждение. При этом никто не регламентирует количество детей, которые будут
посещать эти занятия. А ученики сами решают, сколько часов потратят на
внеучебную деятельность: график посещений для каждого будет составлен
индивидуально.
«Если ребенок профессионально занимается балетом в
какой-нибудь студии, то никто его не заставит ходить на танцы в школе. Это
право родителя. Школы должны максимально вовлекать детей в деятельность, их
задача представить такой спектр услуг, чтобы заинтересовать каждого ребенка».
Но в общем-то если у детей нет желания, они могут
ничем не заниматься. Здесь вся надежда только на то, что родители не позволят
своим детям не посещать кружки.
Если раньше первоклассники находились в школе только до обеда, то с введением
новых стандартов их пребывание будет продлено минимум до трех часов дня.
Религия или этикет?
Также в школах по новой программе у четвероклассников
появится предмет, которого раньше не было – «Основы религиозной культуры и
светской этики». Курс будет включать в себя шесть модулей: основы православной
культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы
иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Все модули нового курса будут носить
культурологический характер: преподавание будет вестись обычными учителями по
светским пособиям».
С апреля 2010 года в качестве эксперимента этот
предмет уже был введен в 19 субъектах РФ.
Остальные предметы не будут подвергаться изменениям,
количество часов в учебных планах также остается прежним.
Проекты стандартов для основной и средней
школы
Проекты стандартов для основной школы уже разработаны
и проходят экспертизу. Они выполнены в концепции начальной школы. Точно также
появится внеучебная деятельность, но если в начальной школе 80% основной
общеобразовательной программы диктует государство, а 20% отдается учреждению,
то в основной – внеучебной деятельности будет больше. Теперь 60% программы
будет определять государство, а 40% – разрабатывать школа..
Готовятся на экспертизу и стандарты для средней школы.
В 2011 году их обязательно примут. Известно лишь, что после 11 класса ученики
должны будут сдавать не только традиционные экзамены, но и исследовательский
проект, который разрабатывался ими в рамках внеучебной деятельности в течение
всего времени обучения.
С 12 года по новым программам начнут учиться
пятиклассники, а в 13 году на нее перейдут десятиклассники.
Кастинг для школ
Новый стандарт диктует требования к условиям его
внедрения. Учителя должны пройти определенные курсы повышения квалификации,
кабинеты должны быть оборудованы специальной техникой, а информационная
образовательная среда учебного заведения открыта для детей и родителей. Сейчас
школы оценивают, соответствуют ли они этим условиям.
Что такое ФГОС второго поколения?
В
соответствии с Конституцией Российская Федерация устанавливает федеральные
государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы
образования и самообразования
Школа в условиях подготовки к внедрению
ФГОС второго поколения
Слайд №17
Всем
нам хорошо известна главная задача современной школы, озвученная 5 ноября 2008
года и зафиксированная 12 ноября 2009 года в ежегодном послании Президента
Федеральному Собранию, это "раскрытие способностей каждого ученика,
воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном
мире…”.
Поэтому
дальнейшая модернизация общего образования, теперь впервые в отечественной
практике должна выполнить не узкоотраслевую, а общественно-стратегическую
задачу: выявить и зафиксировать значимые современные запросы к сфере образования
со стороны личности, семьи, общества и государства.
1.
образование – общественно значимое благо, под которым понимается единый
целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи,
общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений,
навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных
объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного,
творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов;
2.
воспитание – организуемая в системе образования деятельность, направленная на
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации
обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества, государства;
3.
обучение – целенаправленный процесс организации учебной деятельности
обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями,
приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретение ими опыта
применения научных знаний в повседневной жизни, формирование у обучающихся
мотивации к получению образования на протяжении всей жизни;
4.
уровень образования – формализованный показатель завершенного цикла образования
определенного объема и степени сложности;
5.
образовательный ценз – уровень образования, который удостоверяется
соответствующим документом об образовании и (или) квалификации и в соответствии
с настоящим Федеральным законом является условием получения образования
следующего уровня и (или) осуществления профессиональной деятельности;
6.
академическая степень – характеристика уровня высшего образования в
определенной области профессиональной деятельности;
7.
квалификация – характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению
определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых
функций;
8.
федеральный государственный образовательный стандарт – нормативный правовой
акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня
и (или) профессии, специальности и направления подготовки.
9.
образовательный стандарт – локальный нормативный акт, определяющий требования к
высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, самостоятельно
устанавливаемые образовательными организациями высшего образования,
определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской
Федерации;
10.
образовательная программа – утвержденная в установленном порядке
учебно-методическая документация, определяющая основные характеристики (объем,
содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогические условия
получения образования определенного вида, уровня и (или) направленности,
требования к воспитанию и качеству подготовки обучающихся;
11.
примерная образовательная программа – учебно-методическая документация,
определяющая объем и содержание образования определенного уровня и (или)
направленности, требования к условиям образовательного процесса и планируемые
результаты освоения программы;
12.
общее образование – вид образования, направленный на развитие личности и
приобретение в процессе освоения преемственных основных общеобразовательных
программ знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни человека
в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального
образования;
13.
профессиональное образование – вид образования, направленный на приобретение
обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных
программ знаний, умений, навыков и компетенций определенного уровня и объема,
позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или)
выполнять работы по конкретной профессии или специальности;
14.
профессиональное обучение – вид образования, направленный на приобретение
обучающимися опыта деятельности, знаний, умений и компетенций, необходимых для
выполнения определенных трудовых (служебных) функций (определенного вида
трудовой (служебной) деятельности (профессии)), который не сопровождается
повышением уровня образования;
15.
дополнительное образование – вид образования, направленный на всестороннее
удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства в
интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном
совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования;
16.
обучающийся – лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию,
осуществляющую образовательную деятельность, и (или) заключившее в
установленном порядке договор об образовании (от имени которого в установленных
настоящим Федеральным законом случаях заключен договор об образовании) и
осваивающее образовательную программу, либо осваивающее образовательную
программу в форме семейного образования или самообразования;
17.
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – обучающийся, имеющий особенности
физического и (или) психического развития, требующие для получения образования
обеспечения специальных условий, отнесенные к указанной категории
психолого-медико-педагогической комиссией;
18.
образовательная деятельность – деятельность по реализации основных и
дополнительных образовательных программ, осуществляемая управомоченными в
соответствии с настоящим Федеральным законом юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями;
19.
образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая в
качестве основного (уставного) вида деятельности в соответствии с целями, ради
которых такая организация создана, образовательную деятельность;
20.
организация, осуществляющая обучение - юридическое лицо независимо от организационно-правовой
формы, осуществляющее наряду с основной (уставной) деятельностью
образовательную деятельность (дополнительный вид деятельности);
21.
организации, осуществляющие образовательную деятельность – юридические лица,
которым настоящим Федеральным законом предоставлено право осуществлять
образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида
деятельности на основании лицензии (образовательные организации и организации,
осуществляющие обучение). В целях настоящего Федерального закона к
организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются
индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность,
если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
22.
педагогические работники - физические лица, состоящие в трудовых (служебных)
или гражданско-правовых отношениях с организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию
обучающихся и (или) организации образовательного процесса;
23.
учебный план – документ, определяющий перечень, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей), практик, стажировок, предусмотренных образовательной программой,
трудоемкость их освоения, а также виды учебной и самостоятельной деятельности,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
24.
образовательный процесс – процесс обучения, воспитания и развития при
реализации образовательной программы, ее частей или программ отдельных учебных
курсов, предметов, дисциплин (модулей), осуществляемый организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным
предпринимателем, либо в форме семейного образования или самообразования;
25.
практика (учебная, производственная и преддипломная) – вид (форма) учебной
деятельности, направленной на формирование, закрепление и развитие практических
навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных
с будущей профессиональной деятельностью;
26.
профессиональная ориентация – деятельность по предоставлению информации и
консультационной помощи обучающимся, направленная на содействие свободному и
осознанному выбору ими будущей профессиональной деятельности, места и формы
обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями
и психофизиологическими особенностями;
27.
профильное обучение – организация образовательного процесса, основанная на
дифференциации и индивидуализации содержания основной общеобразовательной
программы основного общего, среднего общего образования с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих
углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной
общеобразовательной программы;
28.
направленность (профиль) образования – целевая ориентация образовательной
программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая
ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной
деятельности обучающегося, а также требования к результатам ее освоения;
29.
средства обучения – приборы, оборудование, включая спортивные оборудование и
инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия,
компьютеры, компьютерные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные
средства, электронные образовательные ресурсы и иные виды материальных
объектов, необходимые для организации образовательного процесса и реализации
образовательной программы;
30.
трудоемкость обучения – количественная характеристика учебной нагрузки
обучающегося, основанная на расчете времени и (или) сложности достижения
учебного результата, затрачиваемого им на выполнение всех видов учебной
деятельности, предусмотренных учебным планом образовательной программы, включая
организованную самостоятельную работу;
31.
аттестация обучающихся (выпускников) – процедура оценки степени и уровня
освоения обучающимися отдельной части или всего объема учебного курса,
предмета, дисциплины, модуля, образовательной программы;
32.
образовательные услуги – комплекс мероприятий (действий) по осуществлению
образовательного процесса в целях освоения обучающимися образовательной
программы, ее частей или программ отдельных учебных курсов, предметов,
дисциплин (модулей);
33.
качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая
степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам
(образовательным стандартам) и федеральным государственным требованиям и (или)
потребностям заказчика образовательных услуг, в том числе степень достижения
планируемых результатов образовательной программы;
34.
участники отношений в сфере образования – органы государственной власти и
органы местного самоуправления, организации, осуществляющие образовательную
деятельность, индивидуальные предприниматели, педагогические работники,
обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся,
работодатели и их объединения и иные заинтересованные лица, осуществляющие
деятельность в сфере образования;
35.
конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у
педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности
возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного
преимущества, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им
профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью
педагогического работника и интересами обучающегося.
Памятка для педагогов "Виды УУД и их характеристика"
УУД
|
Характеристика
|
Регулятивные
УУД
|
Целеполагание
|
Постановка учебной задачи на
основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что
еще не известно
|
Планирование
|
Определение последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата. Составление плана и
последовательности действий
|
Прогнозирование
|
Предвосхищение результата и уровня
усвоения, его временных характеристик
|
Контроль
|
Сличение способа действия и его
результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона
|
Коррекция
|
Внесение необходимых дополнений и
корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального
действия и его продукта
|
Оценка
|
Выделение
и осознание обучающимся того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению,
осознание качества и уровня усвоения
|
Волевая саморегуляция
|
Способность
к мобилизации сил и энергии. Способность к волевому усилию - к выбору в
ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
|
Познавательные
УУД
|
Моделирование: замещение, кодирование, декодирование
|
Преобразование
объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные
характеристики объекта (в пространственно-графическую или
знаково-символическую)
|
Преобразование модели
|
Изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область
|
Освоение системы социально принятых
знаков и символов, существующих в современной культуре
|
Обнаружение знаков, их раскодирование;
кодирование информации
|
Понимание
|
Определение объекта понимания, выделение
смысловых частей, переведение смысловой части в тезис, озаглавливание тезиса
|
Коммуникативные
УУД
|
Планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
|
Определение цели, функций участников,
способов взаимодействия
|
Постановка вопросов
|
Инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации
|
Разрешение конфликтов
|
Выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта,
принятие решения и его реализация
|
Управление поведением партнера
|
Контроль, коррекция, оценка действий
партнера
|
Умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации
|
Владение монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка
|
Личностные
УУД
|
Самоопределение
|
личностное, профессиональное,
жизненное самоопределение;
|
Смыслообразование;
|
установление учащимися связи
между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между
результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она
осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение,
смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него
|
Нравственно-этическая ориентация
|
действие нравственно – этического
оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор
на основе социальных и личностных ценностей
|
Знаково-символические
|
Моделирование
|
Преобразование объекта из
чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта
(пространственно-графическую или знаково-символическую);
|
Преобразование модели
|
Изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.