Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
(Годонимы сел Субботино,Средняя Шушь,
Ленск, Майск , Белозеровка)
Исследовательская работа
Ленковой Регины Андреевны,
ученицы 9 класса
Руководитель:
Боброва Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы
Родная улица моя
2 слайд
Введение
Глава 1 Топонимика – один из разделов науки ономастики
Топонимика с точки зрения географа и лингвиста
Топонимы как лексическая единица речи
Классификации топонимов
Глава 2 Годонимы сел Субботино ,Средняя Шушь, с.Ленск, с. Майск
История Шушенского района
История села в названиях топонимов (ойконимов)
История села в названиях годонимов.
Группы топонимов по принципам номинации
Заключение
Список источников и литературы
Приложение
Топонимический словарь годонимов
Содержание
3 слайд
Актуальность
4 слайд
Проблема:
Изучение местной топонимики помогает понять причины, по которым родные места названы так, а не иначе, обогащает знания о малой родине, но
топонимия отдельных территорий Красноярского края остается мало изученной.
Гипотеза
Наименование улиц связано с конкретными историческими событиями, лицами, особенностями природы, местоположением, ставшими причиной их появления и названия
Методы исследования :
опрос жителей деревни;
этимологический, лексико-семантический анализ слов
5 слайд
1) выяснить, как возникли названия улиц сел Субботино , Средняя Шушь, Майск, Ленск,Белозеровка
2) выявить факторы влияния действительности на наименования улиц.
Цели :
6 слайд
«Родная улица моя»
Годонимы сел Субботино ,Средняя Шушь,
Ленск, Майск , Белозеровка)
Исследовательская работа
Ленковой Регины Андреевны,
учащейся 9 класса
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Боброва Наталья Викторовна
Изучить теоретическую литературу, связанную с понятием «топонимика», и узнать, как могут появляться названия улиц, населенных пунктов, для чего необходимо наименование объектов.
Собрать и классифицировать годонимы (опросить старожилов села, составить картотеку улиц сел.)
Выяснить, каким путем образовались названия улиц сел, выделить характерные тенденции наименований улиц.
Систематизировать собранный языковой материал с точки зрения этимологии, грамматической структуры, семантики.
Создать топонимический словарь названий улиц.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
7 слайд
Годонимы — памятные языковые знаки жизни наших предков.
«Улицы — это пространственные ориентиры, а их имена не только знаки, но показатель культуры и духовной оседлости …»
8 слайд
Годонимы - названия улиц - имеют в нашем селе исторически сложившиеся и современные наименования, поэтому 30 улиц дали 43 микротопонима.
Мы составили таблицу старых и новых названий улиц и топонимический словарь годонимов.
До начала 20-х годов XX века улицы имели названия, полученные с момента появления в этой местности первых поселенцев. Центральная улица, с которой и началась застройка села, была самая большая, ее так и стали называть – Большая. А чтобы было яснее, в какой части этой длинной улицы искать кого-нибудь, части улицы получили более точные названия: Зады (Задинки), Прицепиловка, Горинка .
9 слайд
До революции наши предки выбирали выразительные имена, которые только подчеркивают уникальность, самобытность и историческую неповторимость улицы.
(Ягошиха, Щелкунья…)
10 слайд
Основная функция топонима – помогать ориентации в пространстве. К сожалению, в Советскую эпоху сложившаяся концепция топонима изменилась. Новая власть считала, что топоним должен соответствовать духу времени, т.е. должен обладать чёткой политической окраской, поэтому в названиях улиц отразились особенности политической жизни страны: называние улиц в
честь видных деятелей государства.
11 слайд
Улицы сел получают названия в основном по четырем принципам:
по именам (фамилиям) выдающихся людей,
по объектам, расположенным на улице или поблизости от нее,
по внешним особенностям улицы ,
по историческому прошлому
12 слайд
2 продуктивных принципа, ставших основными в формировании названий улиц сел:
топонимы, связанные с фамилиями активных деятелей Коммунистической партии и революционного движения
Принцип, связанный с местоположением улицы
13 слайд
С точки зрения времени зарождения годонимы можно разделить на три группы :
первая группа – возникшие до Октябрьской революции 1917 г – 12,
вторая группа – возникшие в Советскую эпоху - 14
третья группа – возникшие после 1980 г. – 2
14 слайд
Принципы наименования улиц
15 слайд
Литература
Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов. / Э.М. Мурзаев. – М.,1989 г.
Мурзаев Э. М., География в названиях, Москва - Наука, 1982 г.,176 с.
Никонов В.А., Введение в топонимику, Москва, 1965г.,179 с.
Суперанская А.В. Что такое топонимика. / А.В. Суперанская. – М.: Наука, 1985. – 176 с.
Попов А.И. Географические названия (введение в топонимику). / А.И. Попов. – Л.-М.: Наука, 1965. – 181 с.
Поспелов Е. М., Топонимика в школьной географии- Москва, Просвещение, 1981
Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1990
Словари и справочники.
8. Энциклопедия Красноярского края. Юг - Красноярск: Издательство «Буква С»,2008-592 с.
9. Почтовая книга индексов республик, краёв, областей, столиц. М.1956
10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т 4. – М.: Астрель. АСТ. – 2002г. – 1152 с
11 Шанский И.М., Шанская Т.В., Иванов В.В. Краткий этимологический словарь. – 3-е изд. – М., 1975.
Интернет -ресурсы:
12. http://www.onomostika/ru
13 http://www. toponimika. ru
16 слайд
17 слайд
Благодарю за внимание
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Данная презентация использовалась при выступлениии на муниципальной научно- практической конференции. В основу работы положены как научные источники, так и свидетельства старожилов Цель работы: исследовать, как в названиях улиц с. Субботино и его окрестностей отразилось время их образования, выявить факторы влияния действительности на наименования улиц.Объект исследования – топонимика с. Субботино , с. Средняя Шушь, с.Ленск, с. Майск.
Предмет исследования – годонимы, то есть названия улиц сел Субботино ,Средняя Шушь, с.Ленск, с. Майск.
6 655 928 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Боброва Наталья Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.