Урок по
литературному чтению во 2-м классе
по теме: А.Гайдар
"Ёлка в тайге"
(УМК
"Начальная школа XXI века" Н.Ф. Виноградовой)
Цель деятельности педагога: создать
условия для положительной мотивации к учению посредством литературы, ознакомления
с произведениями А.П.Гайдара; формирования читательских умений с
использованием различных видов работы; развивать интеллектуальные способности,
самостоятельность обучающихся.
Тип урока: урок
открытия нового знания.
Оборудование: Л.А.
Ефросинина. Литературное чтение 1 часть, 2 класс; Л.А. Ефросинина. Литературное
чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса; презентация, видео, доска,
мел, сюжетные картинки, индивидуальные тексты для чтения, песня: «В лесу
родилась ёлочка»,
книги А.П.Гайдара.
Планируемые результаты : личностные: осознание
значимости чтения; проявление эмоциональной отзывчивости на прочитанное,
установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,
высказывание своей точки зрения;
метапредметные: регулятивные - принимают и
сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей;
планируют свои действия, оценивают правильность выполнения действий,
высказывают предположения;
коммуникативные: сравнивают текст по цели высказывания, выделяют
главную мысль, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями
речевого этикета;
предметные: научатся правильно
называть произведение (фамилию автора и заглавие, героев), определять и
анализировать сюжет; получат возможность научиться высказывать суждения
о произведениях.
Ход
урока
I.Организационный
момент. Мотивация учебной деятельности.
УУД,
формирующиеся на данном этапе.
Регулятивные:
волевая
саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования Коммуникативные:
сотрудничество с учителем и сверстниками.
1.Проверка готовности к уроку на фоне
музыки: « В лесу родилась елочка». УУД,
формирующиеся на данном этапе
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в соответствии с заданием.
2.Проверка
домашнего задания :
а)Чтение
стихотворения С. Михалкова: «В снегу стояла ёлочка" наизусть. (анализ и
оценивание учащимися)
б)Литературный
диктант.
-Как можно
назвать елку высотой один метр с половиной? (полутораметровая)
-Что
значит у автора : «Пришла в себя?» (очнулась)
-С.Михалков
сравнивает в стихотворении елочку с челочкой, что это означает? (прядь
волос на лбу)
Дети
работают в паре и анализируют работу соседа
3.Отгадайте
загадку:
-Я
прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими.
Нарядная, забавная,
На Новый год я - главная
(ёлка)
- Почему
ёлка главная? (символ Нового года, а символ этого праздника- елка,
которую украшают бусами, игрушками, хлопушками…)
II. Актуализация опорных знаний.
УУД, формирующиеся на данном этапе
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные:
контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед
его выполнением).
- Какой
раздел начинает стихотворение Михалкова "В снегу стояла ёлочка"?
(Здравствуй,
праздник новогодний)
-А знаете
ли вы, как празднуют Новый год в других странах? Сейчас попытаемся узнать (поиск ответов
отдельными учащимися выполнялся дома)
-Слово Подчасову
Андрею:
Жители
северной Индии украшают себя цветами розовых, красных,
фиолетовых или белых оттенков. В южной Индии матери помещают сладости, цветы и
небольшие подарки на специальный поднос. Утром нового года дети с закрытыми
глазами ждут, пока их не подведут к подносу. Только тогда они получают свои
подарки. (Слайд 2)
-Близняковой
Милане:
В Японии Новый
Год празднуется 1 января. Чтобы не впустить злых духов, японцы вешают пучки
соломы перед входом в дома, что, как они полагают, приносит счастье. В момент
начала нового года японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им
удачу в приходящем году. (Слайд 3)
-Солдатову
Алексею:
Китайский
Новый Год празднуется
между 17 января и 19 февраля, во время новолуния. Уличные процессии - самая
захватывающая часть праздника. Тысячи фонарей зажигаются во время процессий,
чтобы осветить путь в Новый Год. Китайцы считают, что новый год окружен злыми
духами. Поэтому они отпугивают их хлопушками и петардами. Иногда китайцы
заклеивают окна и двери бумагой, чтобы не впускать злых духов. (Слайд 4)
-Берестовому
Даниилу:
В Греции
Новый год -
это день святого Василия. Святой Василий был известен своей добротой, и
греческие дети оставляют свои ботинки у камина в надежде, что Святой Василий
заполнит ботинки подарками. (Слайд 5)
-Кулабуховой
Марине:
Новый год
в Австралии начинается
первого января. Но как раз в это время там стоит такая жара, что Дед Мороз и
Снегурочка разносят подарки в купальных костюмах. (Слайд 6)
III.
Организация восприятия и усвоения учащимися материала
УУД, формирующиеся на данном этапе. Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи ,планирование, прогнозирование. Познавательные:
умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание; выбор наиболее
эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.
(Выставка
книг на доске)
-Кто же
определит тему и цели нашей дальнейшей работы?
- О чём
может идти речь в этих произведениях?
- Что вы
знаете об авторе? ("Совесть", "Горячий камень", "Тимур
и его команда", "Чук и Гек") (ответы детей)
Познакомиться
с автором, названием произведений, жанром и узнать много полезного и
интересного поможет видео-урок. (просмотр видео)
IV.Чтение
и анализ произведения.
УУД, формирующиеся на данном этапе Коммуникативные:планирование
учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные: общеучебные:
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного
поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно
и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической
цепи рассуждений, анализ, синтез.
1.Первичное чтение (подготовленные
учащиеся или учитель)
2.Словарная
работа: тайга,
папиросная бумага, радиоприёмник, не ахти какие, перевести дух, лупоглазые (см.
учебник на стр.167, можно использовать толковый словарь)
3.
Выборочное чтение (с пометами)
-Из чего
мастерили мальчики игрушки? (стр.164- 166)
1) старые
журналы - цветные картинки
2) лоскуты
и вата - зверьки и куклы
3)
папиросная бумага - цветы
4) бумага
от упаковки чая - шишки
5) воск -
свечи
-Какие образные
выражения употребляет автор, чтобы подчеркнуть важность и серьёзность
подготовки к празднику? (игрушечная фабрика, свечной завод)
-Найдите
в тексте описание елки. (таежная красавица)
-Докажите,
что это была необыкновенная ёлка. (рассуждения детей с опорой на
текст)
V.
Физминутка.
(
«В лесу родилась елочка»)
VI. Анализ
работы по содержанию
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные:общеучебные:
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного
поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно
и произвольно строить речевое высказывание;логические: построение логической
цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем:
самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
а) Дайте
характеристику героев рассказа:
Чук и Гек: весёлые,
неугомонные, выдумщики, фантазёры, озорные ; автор им продумал сказочные
имена
Сторож : хмурый,
нелюдимый, неразговорчивый, малообщительный
Отец: сильный,
добродушный
Мать: добрая,
заботливая, смелая, решительная, строгая
б) Работа
в тетради на стр.74 (задание 3 выборочно)
в) Расположите
пункты плана в нужной последовательности.
- Встреча
Нового года.
- Таёжная
красавица-ёлка.
-
Изготовление игрушек.
- Песня
Гека.
-
Поздравление с Новым годом.
- Звон
Кремлёвских курантов. (на доске вывешиваем правильный ответ)
г) - Какое
настроение вызывает рассказ? ( Радостное. Восторг. Весёлое. Ожидание
праздника.)
- Почему?
Докажите. ( Новый
год - семейный праздник. Всегда подарки. Дети всегда испытывают радость и т. д.
)
- В конце
рассказа А.П. Гайдар говорит о счастье. Как, по-вашему, счастливы ли герои
рассказа (Да!) и что такое счастье? (размышления детей)
- Что
интересного вы узнали об авторе? (я думаю вы об этом еще скажите в
конце урока)
VII.Домашнее
задание: стр.164-168,вопросы
к отрывку.
Если
вы хотите узнать, как попали Чук и Гек в тайгу, и какие еще события происходили
в их жизни, то вы можете взять книгу А.П. Гайдара с этим рассказом в библиотеке
и прочитать его полностью. Подготовить рассказ о праздновании Нового года у
вас в семье.
VIII.
Рефлексия
УУД, формирующиеся на данном этапе
Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания;оценка процесса и результатов
деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные:
волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже
усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
-Скажите, мы достигли намеченной цели? (путем
поиска, старанием)
-Докажите, используя незаконченные
выражения, почему вы так считаете?
Мне очень понравилось…
Мне было интересно…
Мне хотелось бы узнать…
Мне было легко…
Мне было трудно…
IX.Самооценка.
УУД, формирующиеся на данном этапе. Регулятивные:
волевая саморегуляция
Оценивание учащимися себя:
-Возьмите смайлик оранжевого цвета , если
вы работали быстро, правильно и самостоятельно.
-Возьмите смайлик сиреневого цвета, если
вы работали быстро, но не всегда правильно и самостоятельно.
-Возьмите смайлик красного цвета, если
вы работали медленно, не всегда правильно и обращались за помощью к учителю
или к товарищам.
Спасибо
за урок!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.