Презентация «Дополнительное
образование – как одно из условий развития у учащихся самостоятельной
творческой деятельности в рамках декоративно-прикладного творчества»
А.А.Левкович
Муниципальное автономное
образовательное учреждение Лицей №9
Г.Новосибирск, Россия
Лицей №9 – одна
из старейших школ города Новосибирска, начала свою образовательную
деятельность в сентябре 1912 года. За столетнюю историю она прошла путь от
начальной школы до муниципального автономного общеобразовательного учреждения
(МАОУ «Лицей№9 2010г.). В 2011 г оду пройдена государственная аккредитация
лицея, получена бессрочная лицензия на ведение образовательной деятельности.
Изменение организационно-правовой формы лицея «9 на автономное учреждение
позволило в сентябре 2010 года создать структурное подразделение – Центр
дополнительного образования (ЦДО) для более эффективной организации
образовательного процесса. Центр работает по следующим направлениям:
В Центре дополнительного
образования занимаются 500 учащихся. Художественно-эстетический модуль
особенно популярен среди самой творческой части нашего лицея, ведь можно
выбрать занятия в:
§ Танцевальной школе-студии
«Грация»
§ Вокально-хоровой студии
§ Мастерской «Домашний очаг»
§ Кружке «Конструирование и
моделирование для младших школьников»
§ Дизайн-студии «Жар-птица»
Занятия
самостоятельной творческой деятельностью в рамках декоративно-прикладного
творчества дети осуществляют в мастерской «Домашний очаг» и кружке
«Конструирование и моделирование для младших школьников», работа которых
осуществляется по разработанной и утверждённой рабочей программе «Юный мастер». Программа имеет обще
технологическую направленность.
Её актуальность
заключается в том, что технологическое обучение сочетает в себе конкретную
практическую деятельность с постижением общих связей, отвлечённых знаний о
действительности. Это способствует развитию абстрактного мышления, что является
одной из задач младшего школьного возраста и базой для формирования
теоретического уровня развития логики ребёнка. Новизна и отличие от других программ
состоит в том, что программа не только организует знакомство с основами
технологий, основами общетехнических знаний, но и учит способам преобразования
материи через обработку различных материалов. Цель образовательной программы «Юный мастер»: обеспечение мотивации к
познанию и творчеству, приобщение к созданию социально-значимых технологических проектов.
В основе
программы «Юный мастер» - Закон РФ «Об образовании», федеральный компонент
государственного стандарта общего образования ОО «Технология», примерная
программа Министерства образования РФ, программа «Технология» под ред. И.А.
Сасовой
Концепция обучения младших школьников
базируется на принципах:
·
научиться
познавать;
·
научиться
делать;
·
научиться
жить вместе
Задачи образовательной программы «Юный мастер»: - овладеть УУД, а именно:
·
формирование
представлений о необходимости труда в жизни людей;
·
расширение
и обогащение практического опыта детей;
·
формирование
способов познания окружающего мира через изучение конструкция предметов,
основных свойств материалов, принципов действия различных инструментов и
приспособлений;
·
воспитание
трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности; формирование
потребности трудиться в одиночку, в паре, в группе
Реализация
поставленных задач будет осуществляться через содержание общеобразовательной
программы «Юный мастер», которая включает:
·
ознакомление
младших школьников с различными материалами, их основными свойствами;
·
овладение
правилами и приёмами действий ручными инструментами;
·
изготовление
разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих
практическую значимость ( для организации быта, для оформления классной комнаты
к праздникам, для организации свободного времени и т.д.);
·
овладение
необходимыми политехническими знаниями, обще трудовыми умениями и навыками.
Содержание образовательной программы «Юный мастер» представлено следующими
темами: «Кулинария» и «декоративно-прикладное творчество.
Программа
рассчитана на один год обучения, для детей 7 – 12 лет. Программа реализуется в
5-ти группах обучения. Занятия проводятся: один раз в неделю в 1-3
классах, время занятия – 40 минут; в 4-6 классах 1 раз в неделю 2
академических часа. Годовой объём 96 учебных часов.
В программе отражены ожидаемые результаты освоения образовательной
программы.
К концу обучения дети должны
знать:
·
названия и назначение
материалов, инструментов, приспособлений;
·
правила безопасности
труда;
·
правила личной гигиены
при работе с пищевыми продуктами;
·
правила организации
рабочего места;
·
правила и приёмы
обработки различных материалов;
·
название, назначение и
способы выполнения простых стежков;
·
правила общения;
·
художественные традиции
русского народа.
уметь:
·
различать материалы и
использовать строго по назначению, бережно относиться к ним;
·
соблюдать правила
безопасности по всем видам труда;
·
работать чистыми руками,
исправными инструментами, приспособлениями, оборудованием;
·
правильно организовывать
рабочее место и поддерживать порядок во время работы;
·
организовывать подвижные
игры, развлекать гостей, готовить маленькие подарки;
·
готовить простые блюда
(бутерброды, чай, салат);
·
резать ткань ножницами
по размеченным линиям;
·
выполнять простые приёмы
работы с иглой, нитками, пряжей;
·
собирать изделия по
образцу, рисунку;
·
контролировать
правильность выполнения действий.
Итогом освоения образовательной программы является
умение применять в практической жизни полученные знания и навыки, а именно:
создание индивидуальных и групповых учебных проектов по темам программы
«Весёлый праздник», «Подарок маме», «Занимательная кулинария» и другим.
Основными
методами обучения являются:
·
наглядный (показ приёмов
работы, демонстрация готовых изделий и их частей, знакомство с печатными
изданиями по темам программы, непосредственное наблюдение за технологическим
процессом);
·
проектный;
·
словесный (объяснение,
рассказ, беседа);
·
репродуктивный.
В программу включён проектный
метод обучения как метод повторного изобретения, который частично
позволит сориентировать ребёнка на творческую самореализацию под контролем
старших.
Форма организации занятий зависят от изучаемой темы. Так, например,
тема « Кулинария» предполагает коллективную или групповую форму занятий. Работа
с тканью и другими материалами диктует индивидуальную работу. Применяются и
такие формы организации как мастер-класс, урок – игра.
Учебно-тематический план
Разделы, темы
|
Классы/
часы
|
1-3
|
4-
6
|
Кулинария
|
|
|
Техника-безопасности и
санитарно-гигиенические правила при кулинарных работах. Сервировка стола
|
-
|
2
|
Десерты
|
-
|
4
|
Первые блюда: супы заправочные,
прозрачные, суп-пюре
|
-
|
6
|
Вторые блюда. Рыбные: рыба в кляре,
запеченная рыба «в рукаве»
|
-
|
2
|
Вторые блюда. Мясные: фаршированные
перцы, гуляш, котлеты, мясо запеченное в духовом шкафу
|
-
|
6
|
Изделия из теста. Дрожжевое тесто:
пирожки печёные
|
-
|
2
|
Изделия из теста. Жидкое тесто:
блины, оладьи из кабачков
|
-
|
4
|
Изделия из теста. Пресное тесто:
ватрушки
|
-
|
2
|
Изделия из теста. Слоёное тесто:
«журавлики», сосиска в тесте
|
-
|
2
|
Изделия из теста. Песочное тесто:
печенье классическое, пирожки из песочного теста с картофелем
|
-
|
4
|
Изделия из теста. Заварное тесто:
эклеры
|
-
|
2
|
Изделия из теста. Бисквитное тесто:
шарлотка
|
-
|
2
|
|
|
38
час
|
Декоративно-прикладное
творчество
|
-
|
|
Техника-безопасности и
санитарно-гигиенические правила при рукодельных работах. Знакомство с
кабинетом и планом работ на год.
|
1
|
1
|
Вышивка контурная: проект «Салфетка
с бахромой»
|
4
|
|
Вышивка крестиком по готовой схеме.
|
|
8
|
Кукла-оберег из ткани
|
4
|
|
Лесенка-ёлочка, ёлочная игрушка
|
4
|
|
Вязание крючком .Картины из вязаных
косичек Проект- панно «Воспоминание о лете»
|
4
|
|
Вязание
крючком: салфеточка под чашку
|
|
6
|
Комбинированные техники: плетение,
пришивание пуговицы, вышивка, работа с тканью Проект панно «Автопортрет»
|
4
|
|
Проект «Игольница-цветок»
|
2
|
|
Кукла из пряжи
|
2
|
|
Мягкая игрушка
|
5
|
10
|
Выставка творческих проектов
|
2
|
1
|
|
32час.
|
26
час.
|
Итого:
|
32
час.
|
64
час.
|
Материально-техническое обеспечение программы
Образовательная программа «Юный
мастер» реализуется в мастерской «Домашний очаг», на базе кабинета технологии.
Кабинет оснащённым необходимым оборудованием, инструментами и
приспособлениями для учебных и творческих работ. Для кулинарных работ
организованы три автономных рабочих места.
Для швейных и рукодельных работ
организованы 14 рабочих мест, оснащённых бытовыми электрическими швейными
машинами, портновскими укладками, инструкциями по технике безопасности. В
кабинете имеется два рабочих места для влажно-тепловых работ (гладильные
доски, утюги).
Имеется оборудование и
приспособления для занятий по плетению (макраме), ткачеству (ткацкие станки).
Созданы рабочие места для занятий с различными поделочными материалами.
Кабинет соответствует требованиям к оснащению образовательного процесса в
соответствии с содержательным наполнением представленной программы,
соотнесённой с федеральным компонентом государственного стандарта общего
образования.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.