Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Урок в 10 классе
Учитель Чебакина Е.Ю.
2 слайд
Цель урока:
Повторить и обобщить знания по теме «Способы образования слов», отработать практические навыки.
Задачи:
а) обобщить основные сведения по словообразованию,
б) отметить связь словообразования с другими разделами языка,
в) обратить внимание на стилистические функции словообразования,
г) выполнить тренировочные упражнения по теме.
3 слайд
С. Островой. Первородство.
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
– Извини меня! –
Это значит:
– Исключи меня из вины!
У слова – цвет своего огня,
Свое пространство, свои рубежи,
И когда я слышу:
– Обереги меня! –
Это значит:
– Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
– Защити меня! –
Это значит:
– Укрой меня за щитом!
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова – свой норов. Свое нутро.
Если ты в эту проникнешь суть,
Слово тебе сотворит добро.
4 слайд
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Название процесса образования новых слов в языке
Название раздела языкознания, изучающего словообразовательную систему языка.
Включает в себя морфемику и словообразование.
5 слайд
Морфемика – учение о значимых частях слова, т.е. учение о строении и структуре слова.
Морфема – минимальная значимая часть слова.
Окончание
Корень
Приставка
Суффикс
6 слайд
Непродуктивные
приставки и суффиксы
Приставки:
Па-: пасынок, паводок и др.;
Пра-: правнук, прадед и др.;
Су-: сумерки, сугроб и др.;
Суффиксы:
-ень: ливень, бивень;
-знь: жизнь, боязнь;
-яй: лентяй, слюнтяй;
-ёжь: молодежь;
-арник: кустарник.
7 слайд
Основные способы образования слов
Морфологические
Приставочный
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный
Бессуффиксный
Сложение
Неморфологические
Морфолого-синтаксический (переход частей речи)
Лексико-синтаксический (сращение, слияние)
Лексико-семантический (омонимия)
8 слайд
Разграничение морфемного и словообразовательного анализа
9 слайд
Важно!
Формообразующие морфемы не участвуют в образовании новых слов!
Окончания;
Суффиксы:
-глагола прошедшего времени –л-;
-глагола повелительного наклонения;
-причастий и деепричастий;
-сравнительной степени прилагательных и наречий.
10 слайд
Правописание о и ё после шипящих в разных морфемах
Ё
В корне, если есть чередование с е: шёлк (шелка)
В суффиксах глаголов, причастий, отглагольных прилагательных и существительных, в суффиксе –ёр,
В окончаниях глаголов
О
В корне, если нет чередования с е: шорох
В суффиксах сущ. ок, онк, онок; в суффиксах прилагательных, образов. от существительных; в суффиксах наречий;
В окончаниях существительных и прилагательных
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Термин «словообразование» в лингвистике употребляется в 2-х значениях: как название процесса образования новых слов в языке и как название раздела языкознания, изучающего словообразовательную систему языка.
Словообразование как особый раздел науки о языке включает две составные части – морфемику и собственно словообразование.
Морфемика – учение о значимых частях слова, т.е. учение о строении и структуре слова.
- Вспомним, что такое морфема и из каких морфем конструируется слово?
Морфема – минимальная, нечленимая значимая часть слова
6 655 407 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Чебакина Елена Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.